о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.05.2010 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Вахрамеевой О.С., с участием представителя истцов - Горнакова В.Н., представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Ахтареева А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1788/2010 по иску Кансаева В.В., Олонцевой С.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Кансаевой А.А., к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Олонцева С.О., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Кансаевой А.А., Кансаев В.В. обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке.

В обоснование своих исковых требований указали, что с 1990г. проживали в поселке Надеждинск Катангского района Иркутской области, по <...>. Данный поселок находился в районе Крайнего Севера и по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по согласованию с Правительством Российской Федерации, 24 февраля 2001 г. был закрыт «упразднен». Право на получение жилищной субсидии их семья получила в период мероприятий по ликвидации ПНГРЭ в 1997-1999 г. и закрытия поселка Надеждинск. До момента вынужденного выезда их семьи из поселка Надеждинск в 2002 году другого жилья, кроме жилья в п. Надеждинск, не имели и нуждалась в улучшении жилья.

В 2006г. истица обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче их семье жилищной субсидии в соответствии с ФЗ № 125 от 25 октября 2002 г. Из Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области получила отрицательный ответ.

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения настоящего дела не заявляли.

Представитель истцов по доверенности Горнаков В.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Ахтареев А.Р. иск не признал в полном объеме, при этом пояснил, что в соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, при разрешении вопроса о признании права истца на постановку в очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, суд должен учитывать нормы права, действовавшие в этот период.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

Согласно записям в Трудовой книжке, стаж работы Консаевой (Олонцевой С.О.) в районах Крайнего Севера составлял 6 лет 3 месяца и 11 дней.

Законодательством, действовавшим на момент ликвидации п. Надеждинск Катангского района, в частности, Федеральным законом от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», также предусматривалось первоочередное предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях. Таким образом, в соответствии с положениями как ФЗ № 125-ФЗ, так и ФЗ № 131 -ФЗ право предоставления жилищных субсидий в первоочередном порядке распространяется только на выезжающих, а не выехавших граждан.

Согласно Положению о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному постановлением Губернатора Иркутской области от 09.07.2001 г. № 355-п во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления области по месту жительства граждан.

В соответствии с разделом 2 Положения, для постановки на учет для получения жилищной субсидии гражданин, имеющий в соответствии с федеральным законом право на получение жилищной субсидии, подавал в исполнительный орган местного самоуправления по месту жительства соответствующее заявление, по результатам рассмотрения которого принималось решение о постановке его на учет для получения жилищной субсидии и включении в Список очередности граждан на получение жилищной субсидии соответствующего муниципального образования, либо об отказе в постановке на такой учет. Сформированные Списки очередности граждан на получение жилищной субсидии направлялись органами местного самоуправления в администрацию Иркутской области.

Аналогичный по своей сути порядок предусмотрен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 во исполнение Федерального закона № 125-ФЗ.

Совместным постановлением администрации Иркутской области от 26.04.1999 г. № 272-п и Министерства природных ресурсов РФ от 22.03.1999г. № 16 для решения практических вопросов по ликвидации п. Надеждинск Катангского района и переселения жителей поселка была создана рабочая группа. Председателем Комитета природных ресурсов Российской Федерации по Иркутской области по согласованию с заместителем главы администрации Иркутской области была утверждена смета затрат на содержание, переселение жителей закрывающегося п. Надеждинск на 1999- 2000 год.

В соответствии с постановлением мэра Катангского района Иркутской области от 11.03.1999 г. № 29 «О составлении списков на получение целевых жилищных субсидий для жителей п. Надеждинск» был утвержден Список жителей п. Надеждинск, зарегистрированных и проживавших в данном поселке на 1 января 1999 года. На основании данного Списка граждан, выезжающих из закрывающегося п. Надеждинск и фактически проживающих в данном поселке в период его ликвидации, администрацией Иркутской области осуществлялось предоставление жилищных субсидий. Истец в данном списке значится с пометкой - зарегистрирован, но не проживает в п. Надеждинск.

Закрытие (упразднение) п. Надеждинск и предоставление гражданам, выезжающим из данного поселка жилищных субсидий, осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации на выполнение работ, связанных с его ликвидацией.

Таким образом, на основании вышеуказанных документов процедура закрытия (ликвидации) п. Надеждинск и переселения граждан из него как закрывающегося фактически началась не ранее марта 1999 года.

В соответствии с требованиями ФЗ № 125-ФЗ решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о закрытии населенных пунктов должны быть согласованы с Правительством Российской Федерации.

Поселок Надеждинск Катангского района был упразднен (закрыт) на основании Закона Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз. Согласование вопроса его закрытия с Правительством Российской Федерации, необходимое в силу вышеуказанных требований Федерального закона № 125-ФЗ, отсутствует.

ФЗ от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г. » выделение Иркутской области денежных средств на финансирование социальных выплат на приобретение жилья гражданам первой очередности, в связи с отсутствием на территории Иркутской области городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, не предусмотрено.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту ФЗ РФ № 125-ФЗ) устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются:

  1. гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации и нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствие с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли на учете по месту жительства как нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  2. инвалидам первой и второй групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

При этом часть 3 статьи 1 указанного закона предусматривает, что для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Данный закон, в силу его преамбулы, распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Однако, реализация соответствующего по части 3 статьи 1 ФЗ РФ № 125-ФЗ ставится в зависимость от закрытия соответствующего населенного пункта, в противном случае отсутствует какой-либо смысл данной нормы закона.

Это обусловлено тем, что возникающие правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите, тем более, что в случае закрытия поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и строившихся для разведки полезных ископаемых на данных территориях, граждане вынуждены не по своей воле покидать места проживания, где у них имелся определенный уклад жизни.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Федерального закона № 125-ФЗ вступившего в силу с 1 января 2003 года, предоставление жилищной субсидии независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы и местности пользуются граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение), утвержденному постановлением губернатора Иркутской области от 09.07.2001 г. № 355-п во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления области по месту жительства граждан.

В рамках заявленных требований судом установлено, что Олонцева С.О. (Кансаева С.О.), <Дата обезличена> г.р., родилась в <...> области. С 1990 г. проживала в п. Надеждинск Катангского района по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>. В 2002г. истица выехала из п. Надеждинск в <...>, данный факт подтверждается справкой Подволошинского МО Катангского района Иркутской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г. и ответчиком не оспорен.

Согласно свидетельству о расторжении брака Кансаева С.О. расторгла брак с Кансаевым В.А. <Дата обезличена>г., после расторжения брака ей присвоена фамилия Олонцева С.О.

Кансаев В.В. родился <Дата обезличена>г. в п. Надеждинск Катангского района Иркутской области. Проживал в указанном поселке со своей матерью Олонцевой С.О.

Кансаева А.А. родилась <Дата обезличена>г. в п. Непа Катанского района Иркутской области и проживала совместно со своей матерью Олонцевой С.О. в п. Надеждинск Катангского района Иркутской области до апреля 2002г., что ответчиком не опровергнуто в судебном заседании.

Согласно справки <Номер обезличен> одела адресно-справочной работы УФМС по Иркутской области Олонцева С.О. с <Дата обезличена>г. зарегистрирована по адресу : <...> района <...>, <...>, дом <Номер обезличен>, кв.<Номер обезличен>., Кансаев В.В. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с <Дата обезличена>г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата обезличена>г. Олонцева С.О., Кансаев В.В., Кансаева А.А. прав на объекты недвижимого имущества не имеют.

В соответствии со Справкой от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен>, выданной Администрацией <...> - Олонцева С.О. не имеет на праве собственности жилья.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Оценивая доводы истцов, суд учитывает, что из материалов гражданского дела усматривается, что 05 января 1998 г. губернатором Иркутской области было принято постановление № 2-п «О мерах по ликвидации п.Надеждинск Катангского района», в котором указано на необходимость ликвидации указанного поселка и согласования данного вопроса с Правительством Российской Федерации.

Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен.

При этом, как следует из справки Подволошинского МО Катангского района Иркутской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена>г., Олонцева С.О. проживала в п. Надеждинск и была там зарегистрирована с марта 1990 г., <Дата обезличена>г. выбыла в <...>.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что на момент выезда Олонцевой С.О. и членов ее семьи из п.Надеждинск Катангского района Иркутской области были приняты меры по упразднению (закрытию) п.Надеждинск Катангского района Иркутской области, что в свою очередь влечет за собой возникновение у истицы права на получение жилищной субсидии, как у лица, выехавшего из закрывающего населенного пункта в районе Крайнего Севера, в первоочередном порядке.

При этом суд также учитывает, что в силу ст. 20 ГК РФ местожительства несовершеннолетнего ребенка производно от местожительства родителей и право на местожительства ребенка не может сосуществовать раздельно от его родителей, поскольку местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При решении вопроса о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности суд учитывает, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Европейской Конвенцией о защите прав человека и статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства.

Между тем, из материалов дела следует, что права истцов на получение жилищной субсидии в связи с выездом из ликвидируемого государством поселка нарушены органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В силу требований пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Как усматривается из материалов дела, между истцами и государством в лице соответствующих органов возникли правоотношения, которые регулируются специальными законами, а именно ФЗ РФ № 125-ФЗ, данные отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Истцы приобрели право на получение жилищной субсидии, в момент выезда из п.Надеждинск, поэтому в соответствии с приведенными выше нормами закона, данное право сохраняется за истцами независимо от отказа в его реализации в установленном законом порядке государственными органами. Иной срок исковой давности специальными законами не предусмотрен.

Кроме того, в силу разъяснений пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» общий срок исковой давности не применяется для защиты нарушенных жилищных прав. Он может быть применен только к правоотношениям, вытекающим из договоров социального найма, найма специализированного жилого помещения, поднайма жилого помещения, о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника, а также к требованиям о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности сделок.

Учитывая, что между истцами и ответчиком возникли имущественные правоотношения по предоставлению жилищной субсидии в денежном выражении, к ним применяются нормы вышеуказанных специальных законов, которыми не предусмотрена возможность применения срока исковой давности по заявлению стороны в споре, поскольку право на получение жилищной субсидии и его сохранение установлено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГПК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, свидетельствует о необоснованности заявленного ходатайства о применении срока исковой давности по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Кансаева В.В., Олонцевой С.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Кансаевой А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии в первоочередном порядке удовлетворить.

Признать за Олонцевой С.О., Кансаевой А.А. <Дата обезличена>.р., Кансаевым В.В. право на первоочередное получение жилищной субсидии, возложить обязанность на Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по предоставлению Олонцевой С.О. на состав семьи из трех человек (с учетом права несовершеннолетней Кансаевой А.А.) жилищную субсидию в первоочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 12.05.2010г.

<данные изъяты>

Судья Е.Л. Коржинек

Решение на 12.05.2010г. в законную силу не вступило

Судья Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь