об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2010 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре Халтаевой Г.П.,

представителя истца Осечкиной М.А., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена> г., представителя ответчика Администрации г.Иркутска Шевкуновой Т.А., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>г.<Номер обезличен>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1997/2010 по иску Осечкиной Н.В. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Осечкина Н.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в населенном пункте г. Иркутска, указав, что в <Дата обезличена> она была определена в Детское государственное учреждение ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <...>. Местонахождение матери и отца не известно. В <Дата обезличена> её опекуном назначили В., с <Дата обезличена>, она вновь была определена в ОГОУ Детский дом <...> и проживала по адресу: <...>. Какого либо имущество и жилого помещения за ней не закреплено. С <Дата обезличена>г. она включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска. номер в очереди по состоянию на <Дата обезличена>г. <Номер обезличен>. В <Дата обезличена> она вышла замуж, на её иждивении находятся две дочери: Осечкины А. и А.. Просит суд обязать администрацию г. Иркутска предоставить ей и её детям для проживания благоустроенное жилое помещение в населенном пункте г. Иркутск.

Истица Осечкина Н.В. надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, об уважительности причин неявки суд в известность не поставила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

В силу п. 3 ч.2 ст.224 ГПК РФ вынесено определение.

В судебном заседании представитель истца Осечкина М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Шевкунова Т.А. действующая на основании доверенности исковые требования не признала, суду пояснила, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) в частности относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Таким образом, исходя из абзаца второго п. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенным положениями закона следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на органы государственной власти субъекта Российской федерации. Исходя из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.11.2000г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации порядка разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с передачей органам местного самоуправления необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Администрация города Иркутска, в соответствии с п.1 ст.1 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 09.06.1997г. №87-9гД(2), является постоянно действующим органом местного самоуправления города Иркутска, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. В Иркутской области, закон, наделяющий органы местного самоуправления города Иркутска государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствует. Кроме того, в настоящее время действует Областная государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2008-2010годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24.10.2007г. № 35/13/4-СЗ. Государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство образования Иркутской области. Финансирование программы осуществляется также за счет средств областного бюджета в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Конституционный Суд РФ разъяснил, что абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образовании, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 79 федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, в соответствии со ст. 82 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Осечкиной Н.В. к администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения в полном объеме.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Статьей 40 Конституции РФ закреплено право гражданина на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека согласно ст. 1 решения Думы г. Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске».

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, по данных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что истец Осечкина (до заклбчения брака Таранова) Н.В. уроженка г. Иркутска, родилась - <Дата обезличена>года, о чем <Дата обезличена>г. составлена запись акта о рождении <Номер обезличен>, в качестве родителей указаны: мать - Таранова А.В., отец - Таранов В.В., что подтверждается свидетельством о рождении <Номер обезличен> <Номер обезличен> выданным <Дата обезличена> г. ПВС Усольского ГОВД УВД Иркутской области.

Из личной карточки воспитанника детского дома на имя Тарановой Н.В., усматривается, что в сведения о родителях Тарановой Н.В. вымышленные, Таранова Н.В. определена в детский дом, как безнадзорный ребенок, местонахождение матери и отца неизвестно.

Судом установлено, что Таранова Н.В. <Дата обезличена>г.р., с <Дата обезличена>г. по <Дата обезличена>г. проживала в ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья <...>».

Решением Усолье-Сибирского городского совета народных депутатов от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен> а, Тарановой Н.В. с <Дата обезличена> назначен опекун В..

Постановлением мэра <...> от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен> Таранова Н.В. направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В. от выполнения обязанностей опекуна в отношении Тарановой Н.В. освобождена.

С <Дата обезличена>г. по <Дата обезличена>г. Таранова Н.В. находилась в ОГОУ «Детский дом <...>» на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен>.

<Дата обезличена>г. Таранова Н.В. вышла замуж и ей присвоена фамилия Осечкина, что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-СТ <Номер обезличен>.

На основании Распоряжения мэра г. Иркутска от 22.04.2005г. № 031-10-438/5 «О делегировании полномочий» Администрацией г. Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.

Судом установлено, что Осечкина (Таранова) Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях.

По состоянию на <Дата обезличена>г. в указанном списке Осечкина (Таранова) Н.В. зарегистрирована под <Номер обезличен>.

Из представленного на судебный запрос ответа из УФРС по Иркутской области от <Дата обезличена>г. за <Номер обезличен> следует, что у Осечкиной Н.В. отсутствуют объекты недвижимого имущества.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают статус Осечкиной (Тарановой) Н.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения. Истец поставлена на учет как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, суд полагает, что истец имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Не может являться основанием для отказа в иске Осечкиной (Тарановой) Н.В. - отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Однако, анализируя правовые нормы закона, регулирующие права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о том, что требование истицы о предоставлении жилого помещения её несовершеннолетним детям удовлетворению не подлежат, поскольку несовершеннолетние - Осечкина А.С., <Дата обезличена>г.р, Осечкина А.С. - <Дата обезличена>г.р. не относятся к категории лиц, жилые помещения которым предоставляются вне очереди, предоставление им жилого помещения возможно в порядке, предусмотренном главами 7, 8 ЖК РФ.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Осечкиной (Тарановой) Н.В. подлежащими удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Осечкиной Н.В. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Осечкиной Н.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.И.Мухаметова

Решение суда в окончательной форме принято 12.05.2010 г.

Судья С.И.Мухаметова

<данные изъяты>

Судья (С.И.Мухаметова)

Решение 12.05.2010 г. в законную силу не вступило

Судья (С.И.Мухаметова)

<данные изъяты>

Секретарь с/з (Г.П.Халтаева)