Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2010 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Мишовой Ю.П.,
с участием истца Абрамич В.Г., истицы Абрамич Т.В.,
представителей ответчика по доверенностям Черпакова В.А., Олюнина Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-191/2010 по иску Абрамич В.Г., Абрамич Т.В. к Военному комиссариату Иркутской области об обязании выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью в повышенном размере, взыскании недоплаты денежных компенсаций, возложении обязанности производить дальнейшую индексацию денежных компенсаций в установленном законом порядке с 01.01.2010г.,
У С Т А Н О В И Л:
Абрамич В.Г. обратился в суд с иском (с уточнениями) к Военному комиссариату Иркутской области (далее - комиссариат) об обязании выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 810,96 рублей, ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 3 746,73 рублей, взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаты денежных компенсаций за период с 01.11.2000г. по 31.12.2009г. в размере 186 485,44 рублей, возложении обязанности производить дальнейшую индексацию денежных компенсаций в установленном законом порядке с 01.01.2010г.
Абрамич Т.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Иркутской области (далее - комиссариат) о взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаты денежных компенсаций за период с 01.11.2000г. по 18.11.2005г. в размере 63 781,87 рубля.
В обоснование исковых требований указали, что Абрамич В.Г. является пенсионером Министерства Обороны РФ, получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а также ветераном подразделений особого риска РФ (удостоверение серии ОРС № пункт «б», выдано ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с Постановлением Верховного Совета PФ от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», имеет право на льготы вышеуказанного Закона. В соответствии с п.22 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Абрамич В.Г. и его дочери, не достигшей 14-летнего возраста, должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.39 данного закона истцу должна выплачиваться ежегодная компенсация за вред здоровью в размере четырехкратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
В ст.1 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» 19.06.2000г. установлен МРОТ с 01.07.2000г. в сумме 132 рубля в месяц, а с 01.01.2001г. в сумме 200 рублей в месяц, и с 01.07.2001г. в сумме 300 рублей.
При этом ответчик производил расчет данных выплат, исходя из базовой суммы с 01.11.2000г. в сумме 100 рублей. (Справка ВК Иркутской области №ГИ-34230 от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч.3 ст.5 данного Закона суммы возмещения вреда и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное.
Согласно Федерального закона № 5–ФЗ от 12.02.2001г. «Об изменениях и дополнениях в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 15.02.2001г. должна производиться ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума. Вместе с тем, данная индексация истцу не производилась.
В п.8 Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05.04.2005г. указано, что в соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции ФЗ от 26.04.2004г. №31-ФЗ) начиная с 29.05.2004г. предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством РФ. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Исходя из текста Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П, в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами».
В соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), ст.1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.11.1993г. № 2288), ст.318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995г. до 29.11.2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О МРОТ», ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу и его дочери, не достигшей 14-летнего возраста, должна составлять: с 01.11.2000г. – 132 х 3 месяца = 396 рублей, за два месяца 2000г. – 396 х 2 месяца = по 792 рублей каждому. Ежегодная компенсация за вред здоровью за 2000г. – 132 х 4 = 528 рублей.
С 01.01.2001г. – 600 рублей (200 х 3) трехкратный МРОТ на каждого, т.е. на истца и его дочь, 600 х 12 = по 7 200 рублей за 2001 год каждому. Ежегодная компенсация за вред здоровью должна составлять: с 01.01.2001г. – 800 рублей - (200 х 4) четырехкратный МРОТ.
С 01.07.2001г. индексация из расчета МРОТ – 300 рублей не производится, так как с 15.02.2001г. вступил в силу Федеральный закон №5-ФЗ, который изменил принцип индексации.
Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с 01.01.2002г. (за 2001г.).
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05.04.2005г. первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001г., то есть с 01.01.2002г. Поскольку федеральным законодательством субъекта РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. 2002 – 2004гг. индексируется по прожиточному минимуму для пенсионеров в Иркутской области.
В соответствии с Постановлениями губернатора Иркутской области коэффициент величины прожиточного минимума с 01.01.2002г. составил (ПМ2001г. : ПМ2000г.) 1180:616 = 1,915; за 2003 год - (ПМ 2002г. : ПМ 2001г.) 1408 : 1180 = 1,193; за 2004г. - (ПМ 2003г. – ПМ 2002г.) 1764 : 1408= 1,252 (согласно справке Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области №03/755 от 16.06.2009г.) С учетом индексации по ФЗ №5 – ФЗ от 12.02.2001г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу и его дочери, не достигшей 14-летнего возраста, должна составлять:
- с 01.01.2002г. – 600 х 1,915 = 1 149 рублей на каждого, за 2002г. должен получить -1149 х 12 = по 13 788 рублей - на приобретение продтоваров истцу и его дочери.
С 01.01. 2003г. – 1 149 х 1,193 = 1 370,75 рублей - на каждого.
За 2003г. должен получить – 1 370,75 х 12 месяцев = по 16 449 рублей каждому - на приобретение продтоваров истцу и дочери, с 01.01.2004г. – 1 370,75 х 1,252=1 716,17 рублей.
За 2004г. – 1 716,17 х 12 месяцев = по 20 594,04 рубля каждому - на приобретение продтоваров истцу и дочери.
Ежегодная компенсация за вред здоровью должна составлять:
с 01.01.2002г. – 1 532 рубля (800 х 1,915) - за 2001 год.
с 01.01.2003г. – 1 827,67 рублей (1 532 х 1,193) - за 2002 год.
с 01.01.2004г. – 2 288,24 рублей (1827,67 х 1,252) - за 2003 год.
В соответствии с Федеральным законом №31-Ф3 от 26.04.2004г. размеры выплат гражданам ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Если по Федеральному закону № 5 - ФЗ индексация проводилась по истечении года (за прошедший год) - то по Федеральному закону № 31 - ФЗ индексация проводится на очередной год (т.е. вперед - авансом).
27.12.2004г. во исполнение указанного закона было принято Постановление Правительства РФ № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» В соответствии с п.4 Постановления денежные компенсации должны быть проиндексированы с 01.06.2004г. с применением коэффициента 1,1, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 г.».
С 01.06.2004г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу и его дочери, не достигшей 14-летнего возраста, должна составлять: за 2004г. – 1 887,78 рублей (1 716,17 х 1,1), трехкратный МРОТ на каждого.
1 887,78 х 12 = 22 653,36 рубля каждому. С 01.01.2004 г. ежегодная компенсация за вред здоровью составит – 2 517,06 рублей (2 288,24 х 1,1) (на 2004г).
Согласно ст.1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О бюджете на 2005 год» № 141 - ФЗ от 04.11.2005г. уровень инфляции на 2005 год утверждён 10 -11 %.
03.03.2007г. вышло Постановление Правительства РФ №143, в п.1 внесено изменение в Постановление Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292, поэтому с 01.01.2005г. суммы подлежат увеличению на 1,11.
С 01.01.2005г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу и его дочери, не достигшей 14-летнего возраста, составит – 2 095,43 рублей (1 887,78 х 1,11) на 2005г., трехкратный МРОТ на каждого.
2 095,43 х 12 месяцев = 25 145,16 рублей - истцу на приобретение продтоваров; его дочери - (2 095,43 х 10) + (2 095,43 / 30 х 17)= 22 141,71 рублей (18.11.1991 года рождения). 01.01.2005г. ежегодная компенсация за вред здоровью составит – 2 793,93 рубля (2 517,06 х 1,11) на 2005г.
Согласно ст.1 Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006 год» № 197 - ФЗ от 01.12.2006г. уровень инфляции на 2006г. утверждён 9 %.
03.03.2007г. вышло Постановление Правительства РФ № 143, в п.3 внесено изменение в Постановление Правительства РФ от 25.04.2006г. № 246, поэтому с 01.10.2006г. суммы подлежат увеличению на 1,09.
С 01.01.2006г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу составит – 2 284,01рубля (2 095,43 х 1,09) на 2006г., трехкратный МРОТ.
2 284,01 х 12 = 27 408,12 рублей - за 2006г.
С 01.01.2006г. ежегодная компенсация за вред здоровью составит – 3 044,37 рубля (2 793,93 х 1,09) на 2006г. 19.12.2006г. был принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год». Согласно ст.1 уровень инфляции на 2007г. утверждён 6,5 - 8 %. Поэтому с 01.01.2007г. суммы подлежат увеличению на 1,08.
С 01.01.2007г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров составит – 2 466,73 рублей (2 284,01 х 1,08) на 2007г.
2 466,73 х 12 = 29 600,76 рублей – за 2007г. С 01.01.2007г. ежегодная компенсация за вред здоровью составит – 3 287,91 рублей (3 044,37 х 1,08) на 2007г.
С 01.01.2008г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу составит (2 466,73 х 1,07) = 2 639,4 рублей (Постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007г.).
За 2008г. – 2 639,4 х 12 =31 672,8 рублей.
Ежегодная компенсация за вред здоровью составит 3 518,06 рублей (3 287,91 х 1,07) – на 2008г.
С 01.01.2009г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу составит 2 639,4 х 1,065 = 2 810,96 рублей.
За 2009г. – 2 810,96 х 12= 33 731,52 рубль (за 1 квартал 2009г. – 2 810,96 х 3 = 8 432,88 рублей, за 2, 3, 4 кварталы 2009г. = 2 810,96 х 9 = 25 298,64 рублей).
Ежегодная компенсация за вред здоровью на 2009г. составит 3 746,73 рублей (3 518,06 рублей х 1,065).
Согласно данных расчетов сумма денежных компенсаций должна составлять с 01.11.2000г. по 31.12.2009г. Абрамич В.Г. – 232 036,45 рублей, а фактически выплатили 45 551,01 рублей. Недоплата составляет 186 485,44 рублей.
Абрамич Т.В. - сумма денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров с 01.11.2000г. по 17.11.2005г. должна составлять 83 024,07 рублей, фактически выплатили 19 242,20 рубля. Недоплата составляет 63 781,87 рубль.
В п.1 ч.2 Определения Конституционного Суда № 364-О от 04.10.2005г. указано, что в случаях, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий индексации.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ № 445–О от 03.11.2006г., положение ст. 208 ГК РФ не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда.
На основании изложенного Абрамич В.Г., Абрамич Т.В. полагали заявленные исковые требования (с учётом уточнений) законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании истец Абрамич В.Г., истица Абрамич Т.В. поддержали заявленные требования по изложенным в уточнённом исковом заявлении основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представители ответчика Черпаков В.А., Олюнин Д.И., действующие на основании доверенностей, исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что установленные п.22 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу и его дочери, не достигшей возраста 14 лет, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного, установленного законом минимального размера оплаты труда, и в соответствии с ч.1 ст.39 данного Закона ежегодная компенсация за вред здоровью в размере четырехкратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда индексировались и выплачивались ответчиком в установленном законом порядке.
Кроме того, предусмотренное Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда здоровью предусмотрено только для инвалидов. Истец инвалидом не является, поэтому не обладает правом на возмещение вреда здоровью. Постановлением Конституционного Суда от 19.06.2002г. № 11-П о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных Законов от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000г. «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов компенсаций, входящих в объём возмещения вреда, причинённого здоровью..., определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.01.2008г. № 25-В07-24 установлено, что возмещение вреда, причинённого здоровью, входящего в объём возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учётом реальной возможности государства за счёт средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Федеральным законом от 26.04.2004г. № 31-ФЗ были внесены необходимые изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным законом... исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, принятым законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда РФ.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7 разъяснен судам порядок решения вопросов, связанных с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью, поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000г. исходя из базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст.3 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
Так как не имеется законных оснований для выплат и индексации компенсаций возмещения вреда здоровью, установленных законодательством Российской Федерации, представители ответчика полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав истца, истицу, представителей ответчика, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно удостоверению серия ОРС № от ДД.ММ.ГГГГ Абрамич В.Г. имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «б» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1.
В соответствии со свидетельством о рождении VI-СТ № у Абрамич В.Г. имеется дочь Абрамич Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ответчиком в соответствии с положениями п. 22 ст. 14, ст.39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплачивались Абрамич В.Г. - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, Абрамич Т.В. - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров до достижения ею 14 лет.
Полагая, что указанные выплаты подлежат индексации с 01.11.2000г. – с учетом увеличения минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2002г. – с учетом роста величины прожиточного минимума, установленных нормативными правовыми актами Иркутской области и в дальнейшем, с 01.01.2004г. – с учетом коэффициентов индексации, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ, истцы обратились с соответствующими исковыми требованиями в суд.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 01.12.1997г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п.3 ст.4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в ст.ст.14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью - 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995г. и от 12.02.2001г.), Федеральных законов от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда и от 07.08.2000г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Конституционный Суд РФ также указал, что, отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12.02.2001г.).
Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.
Признал не соответствующим Конституции РФ положения Федерального закона об установлении ежегодной индексации сумм возмещении вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и рекомендовал впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
После введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена с 29.05.2004г. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» и Федеральными законами о бюджете на 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 года.
Следовательно, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, определенные в твердой денежной сумме, до 29.05.2004г. не входили в объем выплат по возмещению вреда и не подлежали защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, в том числе с учетом увеличения минимального размера оплаты труда и роста величины прожиточного минимума. Данная правовая позиция подтверждена и Верховным Судом РФ в Определениях от 11.01.2008г. № 25-В07-20, от 11.01.2008г. № 25-В07-24, от 12.12.2008г. № 38-В08-6.
При этом истцы в судебном заседании не оспаривали факт индексации ответчиком указанных выплат на основании Постановлений Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914, что также подтверждается представленной ответчиком суду справкой от 15.12.2009г. № 2ГИ-34230. Арифметическая правильность определенных на основании изложенных нормативных правовых актов фактически выплаченных истцам сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью Абрамич В.Г. и Абрамич Т.В., не оспаривалась, судом проверена и признана обоснованной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Абрамич В.Г., Абрамич Т.В. к Военному комиссариату Иркутской области об обязании выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью в повышенном размере, взыскании недоплаты денежных компенсаций, возложении обязанности производить дальнейшую индексацию денежных компенсаций в установленном законом порядке с 01.01.2010г. являются незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Абрамич В.Г. к Военному комиссариату Иркутской области об обязании выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 810,96 рублей, ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 3 746,73 рублей, взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаты денежных компенсаций за период с 01.11.2000г. по 31.12.2009г. в размере 186 485,44 рублей, возложении обязанности производить дальнейшую индексацию денежных компенсаций в установленном законом порядке с 01.01.2010г. – отказать.
В удовлетворении исковых требований Абрамич Т.В. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании за счет средств федерального бюджета недоплаты денежных компенсаций за период с 01.11.2000г. по 18.11.2005г. в размере 63 781,87 рубль – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н. Левошко
Мотивированный текст решения изготовлен 14.03.2010 г.
Судья А.Н. Левошко
<данные изъяты>
Судья А.Н. Левошко
Решение суда на 14.03.2010 г. не вступило в законную силу
Судья А.Н. Левошко
<данные изъяты>
Секретарь с/з