Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.06.2010 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Вахрамеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2292/2010 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства, обязании выдавать ежемесячно Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Потапов А.А. является получателем технических средств реабилитации с даты выдачи индивидуальной программы реабилитации для инвалидов. Фондом социального страхования ему ежеквартально предоставлялись технические средства реабилитации, а именно: 2-х компонентный калоприемник в количестве 10 пластин 30 мешочков, а так же ему ежемесячно предоставлялись средства ухода: паста, герметизирующая 10 полосок - 1 упаковка в месяц, порошок абсорбирующий - 1 флакон в месяц, крем защитный - 1 тюбик в месяц, пленка защитная - 1 упаковка в месяц, очиститель - 1 флакон в месяц. С 01.01.2010 года на основании соглашения Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области от 24.12.2009г. полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов перешли в ведение Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области.
Узнав о том, что данным вопросом будет заниматься Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области, Потапов А.А. 02.02.2010г. обратился по месту жительства в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по социальному развитию Свердловского района. В Управлении социального развития по Свердловскому району ему пояснили, что срок на получение технических средств будет исчисляться со дня постановки на учет, то есть с момента подачи заявления 02.02.2010г., так же Потапову А.А. пояснили, что технические средства реабилитации ему будут предоставляться только по поступлении денежных средств на счет Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области.
Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Потапову А.А. ФГУ «ГБ МСЭ» от 17.12.2008г. ему предусмотрены технические средства реабилитации: а именно: 2-х компонентный калоприемник когостонный, диаметр стомы 47 мм. в количестве 10 пластин 30 мешочков, средства ухода: паста герметизирующая 10 полосок - 1 упаковка в месяц, порошок абсорбирующий - 1 флакон в месяц, крем защитный - 1 тюбик в месяц, пленка защитная - 1 упаковка в месяц, очиститель - 1 флакон в месяц.
Ранее по заявлению Потапова А.А. указанные средства ему выдавались органом ФСС на основании его заявления и предоставленной программы реабилитации. Учитывая, что с 01.01.2010г. обязательства по предоставлению технических средств реабилитации переданы Министерству социального развития, опеки и попечительства, невыдача ими указанных средств реабилитации нарушает социальные права Потапова А.А. 31.12.2009г. Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования РФ на основании подписанного 30.12.2009г. Соглашения № 887/53-57-872/9-15 произведена передача сведений об инвалидах, проживающих в Иркутской области в получивших в 2005-2009г. за счет средств федерального бюджета через территориальные органы Фонда социального страхования РФ технические средства реабилитации.
Повторное обращение в новый орган, уполномоченный на выдачу средств реабилитации, не предусмотрено действующим законодательством, и исчисление сроков предоставления указанных средств с момента нового обращения не основано на законе.
В настоящее время Потапов А.А. вынужден самостоятельно приобретать положенные ему технические средства реабилитации, а именно 2-х компонентный калоприемник, а так же средства ухода, так как без указанных технических средств ей вести нормальный, здоровый образ жизни невозможно.
Просит суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства: калоприемники 2-х компонентные когостонные, диаметр стомы 47 мм. за январь, февраль, март 2010г. в количестве 30 пластин, 90 мешочков, средства по уходу: паста герметизирующая 10 полосок.- 3 упаковки, порошок абсорбирующий - 3 флакона, крем защитный - 3 тюбика, пленка защитная - 3 упаковки, очиститель 3 флакона, обязать ежемесячно выдавать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
В дальнейшем прокурор отказался от исковых требований к ответчику об обязании выдать предусмотренные программой реабилитации технические средства, а именно калоприемников 2-х компонентных когостонных за февраль, март 2010г. в количестве 20 платин, 60 мешочков, представив суду письменное заявление. Определением суда от 01.06.2010г. настоящее гражданское дело прекращено в части указанных исковых требований.
В судебном заседании прокурор Кировского района г. Иркутска Мальханова Е.В. в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Потапов А.А. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, причины его не явки суду не известны.
Представитель ответчика по доверенности Кудрявцева О.Е. исковые требования прокурора не признал, при этом суду пояснил, что 1 января 2010 года федеральные полномочия по предоставлению инвалидам, проживающим на территории Иркутской области, технических средств реабилитации переданы Правительству Иркутской области в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно подпункту а, пункта 1.1. статьи 2 Соглашения Правительство Иркутской области предоставляет инвалидам в порядке, определяемом Правительством Иркутской области, по их личным заявлениям (лиц, представляющих их интересы) о предоставлении технических средств реабилитации, подаваемым с 1 января 2010 года в уполномоченный орган бесплатно в безвозмездное пользование технические средства реабилитации, включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Таким образом, предоставление технических средств реабилитации инвалидам является обязательным и носит заявительный характер.
Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановление Правительства Иркутской области от 22 марта 2010 года № 44-пп, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предоставляется путем предоставления соответствующего технического средства реабилитации или выплаты компенсации расходов на его приобретение, включая оплату банковских услуг, услуг почтовой связи по перечислению (пересылке) средств компенсации в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида.
Выплата компенсации также предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому, в случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (статья 11).
Таким образом, в случае, если инвалид приобрел технические средства реабилитации за свой счет, в соответствии с действующим законодательством ему предусмотрена компенсация денежных средств, затраченных им на приобретение технических средств реабилитации. При этом компенсация приобретенных инвалидом технических средств реабилитации в натуральной форме, действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 9 Положения компенсация предоставляется инвалиду в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, но не более стоимости технического средства реабилитации, приобретенного министерством в текущем году в соответствии с действующим законодательством.
Решение о выплате компенсации принимается управлением министерства по месту жительства инвалида на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в управление министерства заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида и документов, подтверждающих эти расходы.
Потапов А.А., обратился с заявлением в управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Свердловскому району г. Иркутска 10.02.2010г.
В соответствии с действующем законодательством, управлением министерства был заключен государственный контракт на поставку технических средств реабилитации, в рамках которого 26 мая 2010 года выданы 2-х компонентные калоприемники Coloplast A/S Дания (Д=50 мм, 60 шт. открытых мешков и 20 штук пластин).
В настоящее время министерством подготовлена и направлена заявка в агентство по государственному заказу Иркутской области на проведение открытого аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (моче — и калоприемников) и средств ухода за кожей вокруг стомы инвалидам Иркутской области. После проведения открытого аукциона управлением министерства с победителем будет заключен договор на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (моче - и калоприемников) и Потапов А.А. будет обеспечен данными техническими средствами в полном объеме.
За самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалид может получить денежную компенсацию, обратившись с заявлением на возмещение денежных средств, кассовыми и товарными чеками, в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Свердловскому району г. Иркутска.
На основании изложенного, представитель ответчика полагал исковые требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 10 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 вышеуказанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1. ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ч.1 ст.10 и ч.15 ст.11.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.04.2008г. N240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно указанным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). (п.2 Правил)
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.5)
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п.6).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг (п.16).
Судом установлено, что Соглашением от 24.12.2009г. заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2100-р, Правительству Иркутской области переданы функции по осуществлению части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
В соответствии с п.п.1,1.1 вышеуказанного Соглашения Правительство Иркутской области в соответствии с настоящим Соглашением предоставляет инвалидам в порядке, определяемом Правительством Иркутской области по их личным заявлениям (лиц, представляющих их интересы) о предоставлении технических средств реабилитации, подаваемым с 1 января 2010г. в уполномоченный орган: а) бесплатно в безвозмездное пользование технические средства реабилитации, включенные в Федеральный перечень.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
Соглашением от 30.12.2009г. №887 №53-57-872/9-15, заключенным между Государственным учреждением – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области определены правила передачи сведений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно -курортного лечения.
Согласно п.3 указанного Соглашения передача сведений по настоящему Соглашению осуществляется на уровне субъекта РФ – Иркутской области.
Пунктом 5 Соглашения предусмотрено, что Отделение до 01.01.2010г. осуществляет передачу Министерству: сведений об инвалидах, проживающих в Иркутской области и получивших в 2005-2009г. за счет средств федерального бюджета через территориальные органы Фонда социального страхования РФ технические средства реабилитации.
По завершении приема Стороны подписывают акт по форме Приложения № к настоящему Соглашению.
Согласно п.6 Соглашения передача сведений осуществляется на оптическом носителе информации (CD или DVD) в запечатанном конверте, на котором стоитподпись управляющего Отделением или его заместителя, заверенная печатьюОтделения.
Неотъемлемой частью настоящего Соглашения являются: Приложение №: Состав и формат файла разовой передачи сведений из Отделения о гражданах, обратившихся в Отделение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, и оказании государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения за период с 01.01.2005г. по 31.12.2009г.; Приложение № 2: Форма акта приема-передачи разовой передачи сведений из Отделения.
Согласно Акту передачи сведений от 31.12.2009г. Государственным учреждением – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на электронных носителях переданы сведения о гражданах, обратившихся в Отделение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, и оказании государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения за период с 01.01.2005г. по 31.12.2009г.
В судебном заседании установлено, что до передачи Правительству Иркутской области 30.12.2009г. функций по осуществлению части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, Потапов А.А. являлся по его письменному заявлению, получателем в Государственном учреждении – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ технических средств реабилитации, в соответствии с индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ему 17.12.2008г.
Фондом социального страхования Потапову А.А., в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации от 17.12.2008г. ежеквартально предоставлялись технические средства реабилитации, а именно: 2-х компонентный калоприемник когостонный, диаметр стомы 47 мм. в количестве 10 пластин 30 мешочков, средства ухода: паста герметизирующая 10 полосок - 1 упаковка в месяц, порошок абсорбирующий - 1 флакон в месяц, крем защитный - 1 тюбик в месяц, пленка защитная - 1 упаковка в месяц, очиститель - 1 флакон в месяц.
Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что с момента передачи 30.12.2009г., Правительству Иркутской области полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, Потапов А.А. за январь 2010г. не получал положенные ему технические средства реабилитации, за март февраль 2010г. не получал средства по уходу, в которых он нуждается согласно его индивидуальной программе реабилитации от 17.12.2008г.
В судебном заседании представитель ответчика Кудрявцева О.Е., действующая по доверенности, суду пояснил, что поскольку Потапов А.А. обратился в Министерство с заявлением о выдаче технических средств реабилитации только 10.02.2010 года, обязанность по предоставлению Потапову А.А. технических средств реабилитации за январь 2010г. у ответчика отсутствует, так как в соответствии с п.1.1. Соглашения от 30.12.2009г. Правительство Иркутской области предоставляет инвалидам технические средств реабилитации, по заявлениям, подаваемым ими с 1 января 2010г.
Данные доводы ответчика суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Реабилитация инвалидов является одной из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Реабилитацией инвалидов является система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации. Инвалиды в доступной для них форме и члены их семей должны в полной мере обеспечиваться информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Повторное обращение в новый орган, уполномоченный на выдачу технических средств реабилитации, не предусмотрено действующим законодательством, кроме того, о передаче Правительству Иркутской области с 31.12.2009г. функций по осуществлению части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов и необходимости написания нового заявления о выдаче технических средств реабилитации с 01.01.2010г., Потапова А.А. никто не уведомлял.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Потапов А.А., которому Конституцией РФ и другими Федеральными законами РФ гарантировано социальное обеспечение по инвалидности, не может быть лишен своего права на получения технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программы реабилитации, в связи с передачей полномочий по их предоставлению от одного государственного органа к другому.
Поскольку судом установлено, что до передачи Правительству Иркутской области полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов Фондом социального страхования Потапову А.А. по его письменному заявлению ежеквартально предоставлялись технические средства реабилитации, сведения об его обращении в ФСС с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации были переданы в Министерство, согласно Акту передачи сведений от 31.12.2009г., что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, требования прокурора об обязании ответчика выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства за январь 2010г., а также средства по уходу за январь, март, февраль 2010г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области – удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства: калоприемники 2-х компонентные когостонные, диаметр стомы 47 мм. за январь 2010г., в количестве 10 пластин, 30 мешочков, средства по уходу: паста герметизирующая 10 полосок.- 3 упаковки, порошок абсорбирующий - 3 флакона, крем защитный - 3 тюбика, пленка защитная - 3 упаковки, очиститель 3 флакона за январь, февраль, март 2010г.
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдавать ежемесячно Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированный текст решения изготовлен 01.06.2010г.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.06.2010 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Вахрамеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2292/2010 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства,
руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области – удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства: калоприемники 2-х компонентные когостонные, диаметр стомы 47 мм. за январь 2010г., в количестве 10 пластин, 30 мешочков, средства по уходу: паста герметизирующая 10 полосок.- 3 упаковки, порошок абсорбирующий - 3 флакона, крем защитный - 3 тюбика, пленка защитная - 3 упаковки, очиститель 3 флакона за январь, февраль, март 2010г.
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать ежемесячно Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01.06.2010 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Вахрамеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2292/2010 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства, обязании выдавать ежемесячно Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Потапов А.А. является получателем технических средств реабилитации с даты выдачи индивидуальной программы реабилитации для инвалидов. Фондом социального страхования ему ежеквартально предоставлялись технические средства реабилитации, а именно: 2-х компонентный калоприемник в количестве 10 пластин 30 мешочков, а так же ему ежемесячно предоставлялись средства ухода: паста герметизирующая 10 полосок - 1 упаковка в месяц, порошок абсорбирующий - 1 флакон в месяц, крем защитный - 1 тюбик в месяц, пленка защитная - 1 упаковка в месяц, очиститель - 1 флакон в месяц. С 01.01.2010 года на основании соглашения Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области от 24.12.2009г. полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов перешли в ведение Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области.
Узнав о том, что данным вопросом будет заниматься Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области, Потапов А.А. 02.02.2010г. обратился по месту жительства в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по социальному развитию Свердловского района. В Управлении социального развития по Свердловскому району ему пояснили, что срок на получение технических средств будет исчисляться со дня постановки на учет, то есть с момента подачи заявления 02.02.2010г., так же Потапову А.А. пояснили, что технические средства реабилитации ему будут предоставляться только по поступлении денежных средств на счет Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области.
Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной Потапову А.А. ФГУ «ГБ МСЭ» от 17.12.2008г. ему предусмотрены технические средства реабилитации: а именно: 2-х компонентный калоприемник когостонный, диаметр стомы 47 мм. в количестве 10 пластин 30 мешочков, средства ухода: паста герметизирующая 10 полосок - 1 упаковка в месяц, порошок абсорбирующий - 1 флакон в месяц, крем защитный - 1 тюбик в месяц, пленка защитная - 1 упаковка в месяц, очиститель - 1 флакон в месяц. Ранее по заявлению Потапова А.А. указанные средства ему выдавались органом ФСС на основании его заявления и предоставленной программы реабилитации. Учитывая, что с 01.01.2010г. обязательства по предоставлению технических средств реабилитации переданы Министерству социального развития, опеки и попечительства, невыдача ими указанных средств реабилитации нарушает социальные права Потапова А.А. 31.12.2009г. Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования РФ на основании подписанного 30.12.2009г. Соглашения № 887/53-57-872/9-15 произведена передача сведений об инвалидах, проживающих в Иркутской области в получивших в 2005-2009г. за счет средств федерального бюджета через территориальные органы Фонда социального страхования РФ технические средства реабилитации.
Повторное обращение в новый орган, уполномоченный на выдачу средств реабилитации, не предусмотрено действующим законодательством, и исчисление сроков предоставления указанных средств с момента нового обращения не основано на законе.
В настоящее время Потапов А.А. вынужден самостоятельно приобретать положенные ему технические средства реабилитации, а именно 2-х компонентный калоприемник, а так же средства ухода, так как без указанных технических средств ей вести нормальный, здоровый образ жизни невозможно.
Просит суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства: калоприемники 2-х компонентные когостонные, диаметр стомы 47 мм. за январь, февраль, март 2010г. в количестве 30 пластин, 90 мешочков, средства по уходу: паста герметизирующая 10 полосок.- 3 упаковки, порошок абсорбирующий - 3 флакона, крем защитный - 3 тюбика, пленка защитная - 3 упаковки, очиститель 3 флакона, обязать ежемесячно выдавать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к ответчику об обязании выдать предусмотренные программой реабилитации технические средства, а именно калоприемников 2-х компонентных когостонных за февраль, март 2010г. в количестве 20 платин, 60 мешочков, представив суду письменное заявление.
Прокурору понятны последствия отказа от исковых требований, предусмотренные ст. ст. 220, 221 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от исковых требований.
Суд не принимает отказ, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание, что отказ истца от исковых требований к ответчику не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд полагает возможным принять отказ прокурора от исковых требований в части.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Руководствуясь ст.ст. 173, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ прокурора Кировского района г. Иркутска от исковых требований Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать предусмотренные программой реабилитации технические средства, а именно калоприемников 2-х компонентных когостонных за февраль, март 2010г. в количестве 20 платин, 60 мешочков.
Производство по гражданскому делу № 2-2292/2010 по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Потапова А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области об обязании выдать Потапову А.А. предусмотренные программой реабилитации технические средства, прекратить в части исковых требований прокурора об обязании выдать предусмотренные программой реабилитации технические средства, а именно калоприемников 2-х компонентных когостонных за февраль, март 2010г. в количестве 20 платин, 60 мешочков.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней.
Судья Е.Л. Коржинек