Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.09.2010 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-2410/2010 по иску Тинишевой Л.А. к администрации г. Иркутска о выделении жилища на состав семьи из пяти человек, об обязании Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении жилья на состав семьи из пяти человек, выделении государственной социальной помощи за период с 1986г. по 2009г., обязании Уполномоченного по правам человека в Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска сообщение о нарушении допущенных администрацией г. Иркутска при не выделении жилья на состав семьи из пяти человек,
У С Т А Н О В И Л:
Тинишева Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Иркутска о выделении жилища на состав семьи из пяти человек, об обязании Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении жилья на состав семьи из пяти человек, выделении государственной социальной помощи за период с 1986г. по 2009г., обязании Уполномоченного по правам человека в Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска сообщение о нарушениях допущенных администрацией г. Иркутска при не выделении ей жилья на состав семьи из пяти человек.
Первоначально в своем исковом заявлении истица указывала, что она и её семья никогда и нигде не имела жилья. С 1986 г. приехала вместе со своим сыном и дочерью из г. Братска в г. Иркутск, проживала в общежитиях, домах, подлежащих сносу, аварийных и непригодных для проживания помещениях, в гостиницах, ночевала на улице. За выделением жилья неоднократно обращалась в администрацию г. Иркутска, однако никакого жилья ей не предлагали. Она выехала из г. Братска Иркутской области вместе со своими детьми, однако субсидий, как гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, ей не предоставляли. До настоящего времени ей, как малоимущей не имеющей никакого жилья администрация г. Иркутска на её письменные просьбы о выделении жилья, нарушая действующее законодательство, постоянно отказывает.
Просила суд обязать администрацию г. Иркутска выделить ей жилье как малоимущей и нуждающейся, обязать Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении жилья на состав семьи из пяти человек, выделить государственную социальную помощь за период с 1986г. по настоящее время, обязать Уполномоченного по правам человека Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска все законодательство по не выделению ей жилья.
В дальнейшем истица неоднократно уточняла основания своих исковых требований, в судебном заседании истица суду пояснила, что она является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найму, в связи с тем, что ранее она являлась членом семьи собственника индивидуального дома, находящегося по адресу: <адрес>. Данный дом принадлежал Боброву П.Н., с которым она проживала совместно со своими детьми с 1990 г., Бобров П.Н. прописал ее и ее детей по указанному адресу как членов его семьи, также ее вместе с детьми Бобров П.Н. включил в домовую книгу, которую впоследствии у нее украли. Указанный дом относился к ветхому жилью в связи с чем, администрация г. Иркутска обязана ей как ранее проживающей в ветхом жилище предоставить новое жилье. Кроме того, в 1998г. данный дом был снесен, как не пригодный к проживанию, Боброву П.Н. администрация г. Иркутска предоставила квартиру, однако ей и ее детям, являющимся членам семьи собственника жилья, новое жилье до настоящего времени так и не представлено в связи с чем, ей приходиться жить на улице, поскольку ее семья никогда никакого жилья не имела. Она неоднократно обращалась в администрацию г. Иркутска с просьбой выделить ей жилье на состав семьи из пяти человек, как малоимущей и нуждающееся в жилье, однако администрация г. Иркутска, нарушает действующее законодательство, злоупотребляет своими правами, не предоставляя ей жилья. Просит суд обязать ей вне очереди жилое помещение на состав семьи из пяти человек, обязать Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении ей жилья, а Уполномоченного по правам человека Иркутской области направить в администрацию г. Иркутска письмо, в котором указать на закон, нарушенный администрацией г. Иркутска при не выделении ей жилья. Также просит суд обязать Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области выплатить причитающеюся ей государственную социальную помощь за период с 1986г. по 2009г.
В судебное заседание ответчики надлежащим образом, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации г. Иркутска по доверенности Маркова Л.С. исковые требования Тинишевой Л.А. не признала, при этом суду пояснила, истица может быть принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, только в случае признания ее в установленном порядке малоимущей Так же истица не попадает под категорию граждан, которым жилое помещение, предоставляется внеочередном порядке, в соответствии с ч. 2 ст.57 ЖК РФ. Если основания для предоставления жилого помещения вне очереди отсутствуют, жилое помещение предоставляется в общем порядке, гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, т.е. очередность предоставления жилья совпадает с хронологической последовательностью учета граждан как нуждающихся в жилых помещениях. Тинишивой Л.А. неоднократно разъяснялись основания, порядок и перечень необходимых документов для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На сегодняшний день Тинишева Л.А. не предоставила в администрацию документов, в соответствии с которыми у администрации г. Иркутска были бы основания для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Санхоров А.А. исковые требования Тинишевой Л.А. не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях Министерства.
Представитель Уполномоченного по правам человека по Иркутской области по доверенности Орешкина Т.И. в ходе судебного разбирательства требования истицы не признала.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 123 закрепляет принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанный конституционный принцип предполагает такое построение судопроизводства, при котором функция правосудия, т.е. разрешения дела, осуществляемого только судом, отделена от функций спорящих перед судом сторон.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При рассмотрении настоящего дела суд, разъяснил лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупредил участников процесса о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывал лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, т. е. создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях осуществления конституционных прав граждан на жилище органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления данного права гражданами.
Так ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области" признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.
Перечень документов, представляемых гражданами в орган местного самоуправления для признания граждан малоимущими, определяется законом области о порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма"для принятия малоимущих граждан на учет в орган, осуществляющий ведение учета, подается письменное заявление и следующие документы:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина-заявителя и членов его семьи;
2) документы, подтверждающие принадлежность гражданина-заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
3) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с гражданином-заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, соответствующие решения суда и т.д.);
4) справка с места жительства о составе семьи;
5) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди;
6) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования гражданином-заявителем и членами его семьи жилым помещением (жилыми помещениями);
7) документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, подтверждающие наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи;
8) документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, подтверждающие наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности гражданина-заявителя или членов его семьи;
9) документы, в установленном порядке подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством Иркутской области (налоговые декларации, справки о доходах физического лица и иные документы);
10) документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению (в случае отсутствия заявления гражданина о проведении оценки данного имущества органом местного самоуправления - по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании).
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Истица полагает, что имеет право на предоставление ей администрацией г. Иркутска вне очереди жилища на состав семьи из пяти человек (истица, ее совершеннолетняя дочь, совершеннолетний сын, внучка, внук) по трем основаниям:
как лицо, ранее проживавшее в жилище по адресу: <адрес>, которое было не пригодно для проживания.
как лицо, являющееся членом семьи собственника дома, расположенного по адресу: <адрес>, который был снесен.
как малоимущая, не имеющая никогда жилья.
Судом установлено, что собственниками дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлись Бобров П.Н. (1/2 доли), Бобров М.Н (1/2 доли), на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ3г., выданного второй Иркутской государственной н/к, № и зарегистрированного в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, за №. По данным БТИ г. Иркутска домовладение по указанному адресу снесено в 1998г.
В инвентарном деле на вышеуказанный дом правоустанавливающих документов на имя истицы не имеется, только имеется ксерокопия Ф№ от Тинишевой Л.А. в ОВД г. Иркутска с просьбой прописать ее с сыном и дочерью в на жилой площади, предоставленной Бобровым П.Н.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истица была зарегистрирована по адресу <адрес>., также отсутствуют доказательства, что ее дети Тинишев Р.Р. и Тинишева К.С. были прописаны по данному адресу.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области ни Тинишева Л.А., ни ее дети не были зарегистрированы по вышеуказанному адресу, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.
Истицей Тинишевой Л.А., которой судом неоднократно разъяснились требования ст. 56 ГПК РФ, что подтверждается ее письменным заявлением, суду не представлено доказательств того, что Бобров П.Н., являющийся собственником дома по адресу: <адрес>, вселил ее и ее детей в дом как членов его семьи.
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что Тинишева Л.А. являлась членом семьи Боброва П.Н.
При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы истицы о то, что она имеет право на внеочередное обеспечение жильем, как лицо являющееся членом семьи собственника дома, который был не пригодный для проживания и в последствии снесен, являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, истица не имеет никакого жилья, данные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что Тинишева Л.А. по сведениям сектора учета и приватизации жилья не состоит в списках граждан, нуждающихся в получении жилья, что истица в судебном заседании не оспаривала.
Из представленной администрацией г. Иркутска в материалы дела переписки с истицей, следует, что Тинишева Л.А. неоднократно обращалась в администрацию с заявлениями о предоставлении ей жилья на состав семьи из пяти человек
Согласно ответам администрации г. Иркутска, истицы неоднократно разъяснялся порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренный ст. 52 ЖК РФ, а также истицы указывалось на необходимость в предоставлении документов, перечень которых утвержден Законом Иркутской области от 17.12.2008г. №127-ОЗ.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации г. Иркутска Маркова Л.С. суду пояснила, что администрация не может поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в жилище, так как Тинишева Л.А. не предоставляет всех необходимых документов, перечень которых утвержден Законом Иркутской области от 17.12.2008г. №127-ОЗ и является обязательным для администрации при решении вопроса о постановке граждан на учет, кроме того Тинишева Л.А. не предоставляет свой паспорт, в связи с чем, у администрации даже нет возможности сделать запросы в другие органы.
В судебном заседании истица суду пояснила, что она не обязана предоставлять в администрацию никаких документов, поскольку они обязаны выделить ей вне очереди жилье, как малоимущей и не имеющей никогда никакого жилья.
Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Тинишева Л.А. обязана соблюдать требования ст. 52 ЖК РФ и требования Закона Иркутской области от 17.12.2008г. №127-ОЗ.
Доводы истицы о том, что администрация г. Иркутска обязана предоставить ей вне очереди жилье как малоимущей и не имеющий никакого жилья, являются необоснованными, поскольку согласно ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Доказательств того, что истица в порядке, установленном Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз ", признана малоимущей, суду не представлено.
Кроме того, к категории лиц, имеющих право в соответствии со ст. 52ч. 2 ЖК РФ на внеочередное получение жилья истица не относиться, малоимущим гражданам жилье предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Поскольку истица не представила суду доказательств того, что состоит на очереди на получения жилья как малоимущая ее требования к администрации г. Иркутска о предоставлении жилья, являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, требования Тинишевой Л.А. об обязании администрации г. Иркутска предоставить ей жилье на состав семьи из пяти человек не подлежат удовлетворению.
Отказывая истицы в удовлетворении требований к администрации г. Иркутска, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Тинишевой Л.А. об обязании Уполномоченного по правам человека Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска сообщение о нарушении допущенных администрацией г. Иркутска при не выделении жилья Тинишевой Л.А. на состав семьи из пяти человек и об обязании Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении жилья на состав семьи из пяти человек.
При этом суд также не находит законных оснований для удовлетворения требований Тинишевой Л.А. об обязании Министерства выделить истицы государственную социальную помощь за период с 1986г. по 2009г. по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ) "О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 8 вышеуказанного закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Закон Иркутской области от 29.12.2004г. N 131-оз "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 22.12.2004 N 4/4-ЗС)) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона Иркутской области оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий осуществляется в следующем виде: 1) выплата социального пособия; 2) предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь, топливо и другие виды натуральной помощи).
В соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 29.12.2004г. N 131-оз государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже прожиточного минимума обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия и тому подобное).
Государственная социальная помощь оказывается получателям государственной социальной помощи единовременно не более одного раза в год.
На основании ст. 6 Закона Иркутской области от 29.12.2004г. N 131-оз государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с настоящим Законом, назначается решением исполнительного органа государственной власти области по управлению в области социальной защиты по месту жительства или месту пребывания получателя государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в исполнительный орган государственной власти области по управлению в области социальной защиты по месту жительства или месту пребывания с указанием заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подтвержденных необходимыми документами, а также вида государственной социальной помощи.
Заявление о назначении государственной социальной помощи рассматривается исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты в течение десяти дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.
Днем обращения за назначением государственной социальной помощи считается день поступления в исполнительный орган государственной власти области по управлению в области социальной защиты письменного заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте, то днем обращения за назначением государственной социальной помощи считается день поступления в исполнительный орган государственной власти области по управлению в области социальной защиты письменного заявления с приложением всех необходимых документов.
В случае проведения исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты дополнительной проверки и (или) комиссионного обследования представленных заявителем сведений окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления с обязательным промежуточным уведомлением заявителя о проведении такой проверки.
Решение исполнительного органа государственной власти области по управлению в области социальной защиты о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении с изложением причин отказа направляется заявителю в письменной форме.
В случае, если по объективным причинам заявителю не может быть оказана государственная социальная помощь по виду, указанному в его заявлении, ему предлагается иной равноценный вид оказания государственной социальной помощи, предусмотренный настоящим Законом.
Перечень документов, необходимых для назначения государственной социальной помощи, а также порядок ее назначения в части, не определенной настоящим Законом, устанавливаются исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты.
Согласно ст. 8 Закона Иркутской области от 29.12.2004г. N 131-оз государственная социальная помощь в виде социального пособия выплачивается исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты по месту жительства или месту пребывания получателя государственной социальной помощи.
Порядок выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия устанавливается исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты.
Из представленных сторонами суду доказательств следует, что Тинишева Л.А. обращалась ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление социальной защиты населения Иркутской области с письменным заявлением о выделении ей материальной помощи в размере 500 руб. для покупки лекарственных средств.
Согласно ответу заместителя Департамента социальной защиты населения Иркутской области, истицы в ДД.ММ.ГГГГ выделялась материальная помощь в размере 150 руб. на приобретения бланка паспорта, ДД.ММ.ГГГГ материальная помощь на приобретение лекарственных средств в размере 1000 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель Министерства Санхоров А.А. суду пояснил, что в Министерстве отсутствует письменное заявление Тинишевой Л.А. о назначении ей государственной социальной помощи, в 2006г. она обращалась только с просьбой выделить ей денежные средства на покупку лекарственных средств, в связи с чем, Министерство не принимало решение о назначении Тинишевой Л.А. государственной социальной помощи.
Доказательств того, что истица в установленном вышеуказанным законом порядке обращалась в Министерство с письменным заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи, истицей, которой разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования истицы об обязании Министерства выделить государственную социальную помощь за период с 1986г. по 2009г. являются необоснованными.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Тинишевой Л.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ., суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тинишевой Л.А. к администрации г. Иркутска о выделении жилища на состав семьи из пяти человек, об обязании Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска ходатайство о предоставлении жилья на состав семьи из пяти человек, выделении государственной социальной помощи за период с 1986г. по 2009г., обязании Уполномоченного по правам человека в Иркутской области направить в адрес администрации г. Иркутска сообщение о нарушении допущенных администрацией г. Иркутска при не выделении жилья на состав семьи из пяти человек – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 01.10.2010г.