РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 декабря 2010г. г. Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А., при секретаре Ивановой С.Н., с участием представителя истцов по доверенности Горнакова В.Н., представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Санхорова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3523/2010 по иску Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий незаконными, взыскании незаконно удержанной суммы из жилищного сертификата в размере 200 000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей, УСТАНОВИЛ: Карнаухов Н.П., Карнаухова В.К., Карнаухов П.Н., Никонович Е.Н. обратились в Иркутский областной суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий незаконными, взыскании незаконно удержанной суммы из жилищного сертификата в размере 200 000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей. В обоснование исковых требований указали, что 18.06.2008 г. Кировским районным судом г. Иркутска вынесено решение, которым на ответчика возложена обязанность выделить истцам жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке на состав семьи из 4-х человек. Решение суда вступило в законную силу 3.09.2008 г., исполнительный лист принят к производству 25.11.2008 г., однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Жилищный сертификат истцам выделен, однако из суммы жилищного сертификата незаконно удержано 200 000 рублей (за приобретенный Карнауховыми жилой дом в <адрес>). Данные противоправные действия истцы просили признать незаконными и в соответствии с ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» взыскать с ответчика незаконно удержанные денежные средства в размере 200 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 999 999 рублей. Определением от 2.07.2010 г. о принятии заявления к производству и проведении подготовки по делу к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов Иркутской области. Заявителям Карнауховым, Никонович Е.Н. предложено уточнить заявленные исковые требования в соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнением судебного акта в разумный срок», а также представить обоснование соблюдения срока, установленного ч. 8 ст. 3 указанного ФЗ. Определением Иркутского областного суда от 27.07.2010 г. гражданское дело по исковому заявлению Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий незаконными, взыскании незаконно удержанной суммы из жилищного сертификата в размере 200 000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей передано по подсудности в Кировский районный суд. В судебное заседание истцы Карнаухов Н.П., Карнаухова В.К., Карнаухов П.Н., Никонович Е.Н., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ранее обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя Горнакова В.Н. Представитель истцов Горнаков В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Полагал действия Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по удержанию из суммы жилищного сертификата, выданного истцам, 200 000 рублей незаконными и подлежащими взысканию с ответчика. Суду пояснил, что решением суда постановлено выделить истцам жилищный сертификат без каких-то ни было условий. Ответчик обращался в суд за разъяснением порядка исполнения решения суда, но в разъяснении судом отказано. Таким образом, действия Министерства являются самовольными, не соответствующими закону и решению суда и направлены на неисполнение решения суда, вступившего в законную силу. С учетом изложенного, полагал, что истцам должны быть возвращены незаконно удержанные у них 200 000 рублей. В судебном заседании представитель ответчика Санхоров А.А. исковые требования Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. не признал. В возражение указал, что согласно ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом исходя из ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, увеличение или уменьшение которых влечет изменение размера жилищной субсидии. Необходимость учета изменившихся условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи. В соответствии с пунктом 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Правила) размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области при определении размера социальной выплаты на дату выдачи сертификата, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ были учтены следующие показатели: норматив предоставления социальной выплаты для приобретения жилья Карнаухову Н.П. составляет. - 100%; состав семьи - 4 человека (заявитель - Карнаухов Н.П., Никонович Е.Н., Карнаухов П.Н., Карнауховой В.К.); норма обеспечения площади жилого помещения - 18 кв.м. на 1 члена семьи (итого 72 кв. м.); стоимость 1 кв. м. - 30 500 руб. (приказ минрегиона от ДД.ММ.ГГГГ №); стоимость жилого помещения, проданного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 200 000 рублей; Таким образом, размер социальной выплаты составил: Р = 4*18 м2*30 500 руб. *1(100%) - 200000= 1 996 000 рублей. Согласно статье 6 Федерального закона № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи. В соответствии с пунктом 15 Правил при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте «з» пункта 5 Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Размер социальной выплаты в отношении указанной категории граждан, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли- продажи этого жилого помещения. Согласно договору купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Карнауховым П.Н. продано жилое помещение, находящееся по адресу <адрес>, общей стоимостью 200 тысяч рублей. При определении размера социальной выплаты, стоимость указного жилого помещения была учтена, путем уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи. В соответствии с положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, министерство осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов. Министерство не осуществляет перечисление денежных средств получателям жилищных субсидий, данные денежные средства являются средствами федерального бюджета. Принимая во внимание, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ предоставление жилищных сертификатов является расходным обязательством Российской Федерации, министерство по данному требованию является ненадлежащим ответчиком. При выдаче государственного жилищного сертификата Карнаухов Н.П. был ознакомлен с порядком расчета и размером социальной выплаты, и дал свое согласие на получение государственного жилищного сертификата именно в таком размере, о чем свидетельствует его подпись на обороте государственного жилищного сертификата. Кроме того, согласно информации ФГУ «Объединенная дирекция федеральных инвестиционных программ» государственный жилищный сертификат, выданный Карнаухову Н.П. был им реализован путем приобретения жилого помещения в г. Иркутске, соответствующие средства перечислены на счет продавца ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание Министерство финансов РФ, Министерство финансов Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей Министерства финансов РФ и Министерства финансов Иркутской области. Представитель истцов суду пояснил, что требования истцами заявлены непосредственно к ответчику Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Исковых требований к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Иркутской области у истцов нет. Настаивал на удовлетворении исковых требований к заявленному ответчику по заявленным основаниям. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. При этом суд исходит из следующего. В соответствии с пунктом 61 Положения о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 г. № 261/40-1111 министерство социального развития в сфере оказания содействия отдельным категориям граждан в реализации права на жилище осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанные полномочия, как следует из содержания пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 15 (далее - Правила), предусматривают полномочия по определению размера социальной выплаты. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом исходя из ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, увеличение или уменьшение которых влечет изменение размера жилищной субсидии. Необходимость учета изменившихся условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи. В соответствии с пунктом 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Правила) размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18.06.2008 г. удовлетворены исковые требования Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Департаменту социальной защиты населения Иркутской области. За истцами признано право на получение безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в первоочередном порядке как граждан, выехавшего из закрытого поселка Надеждинск, на Департамент социальной защиты населения Иркутской области возложена обязанность выделить жилищную субсидию в первоочередном порядке. Решение вступило в законную силу 3.09.2008 г. Определением суда от 27.10.2009 г. Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - правопреемнику Департамента социальной защиты населения Иркутской области отказано в разъяснении решения суда. Из определения суда усматривается, что порядок регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, отражен в действующее законодательстве и каких-либо дополнительных разъяснений не требует. Согласно исполнительному листу, выданному Кировским районным судом г. Иркутска от 18.06.2008 г. было возбуждено исполнительное производство. Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области С. от 28.04.2010 г. исполнительное производство № 25/16/725/14/2008 окончено в связи с фактическим исполнением решения суда. Установлено, что жилищный сертификат Карнаухову Н.П. на состав семьи из 4-х человек выдан. Из текса государственно жилищного сертификата № усматривается, что размер жилищной субсидии определен ответчиком в сумме 1 996 000 рублей. При определении размера социальной выплаты на дату выдачи сертификата, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком учтены следующие показатели: норматив предоставления социальной выплаты для приобретения жилья Карнаухову Н.П. составляет. - 100%; состав семьи - 4 человека (заявитель - Карнаухов Н.П., Никонович Е.Н., Карнаухов П.Н., Карнауховой В.К.); норма обеспечения площади жилого помещения - 18 кв.м. на 1 члена семьи (итого 72 кв. м.); стоимость 1 кв. м. - 30 500 руб. (приказ минрегиона от ДД.ММ.ГГГГ №); стоимость жилого помещения, проданного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 200 000 рублей; Таким образом, размер социальной выплаты составил: Р = 4*18 м2*30 500 руб. ^1(100%) - 200000= 1 996 000 рублей. Согласно статье 6 Федерального закона № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. №">Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи. В соответствии с пунктом 15 Правил при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте «з» пункта 5 Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Размер социальной выплаты в отношении указанной категории граждан, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли- продажи этого жилого помещения. Судом установлено, что согласно договору купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Карнауховым П.Н. продано жилое помещение, находящееся по адресу <адрес>, общей стоимостью 200 тысяч рублей. При определении размера социальной выплаты, стоимость указного жилого помещения была учтена, путем уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи. Верховный суд Российской Федерации в своем решении от 7 февраля 2007 года № ГКПИ06-1569 указал, что в нормах Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отсутствует указание на то, что правило об отчуждении по договору мены жилого помещения распространяется только на те находящиеся в собственности граждан жилые помещения, которые расположены в районах Крайнего Севера. Напротив, из их содержания следует, что имеются в виду жилые помещения, принадлежащие гражданам на период получения ими государственного жилищного сертификата,независимо от того, в каких регионах Российской Федерации находится данное жилье. При установленных судом обстоятельствах, действия ответчика по определению размера социальной выплаты на дату выдачи сертификата Карнаухову за вычетом суммы, полученной истцами по договору купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют закону. В связи с чем исковые требования Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий по удержанию из жилищного сертификата 200 000 рублей незаконными, взыскании незаконно удержанной суммы в размере 200 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей Кроме того, по мнению суда, требования истцов о взыскании с ответчика незаконно удержанной суммы в размере 200 000 рублей неправомерны также в силу того, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ предоставление жилищных сертификатов является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, Министерство осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов и не осуществляет перечисление денежных средств получателям жилищных субсидий, данные денежные средства являются средствами федерального бюджета. Представителем истцом не оспорено, что государственный жилищный сертификат, выданный Карнаухову Н.П., был им реализован путем приобретения жилого помещения в г. Иркутске, соответствующие средства перечислены на счет продавца ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Карнаухова Н.П., Карнауховой В.К., Карнаухова П.Н., Никонович Е.Н. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий по удержанию из жилищного сертификата 200 000 рублей незаконными, взыскании незаконно удержанной суммы в размере 200 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья М.А. Александрова Мотивированный текст решения изготовлен 11.01.2011г. Судья М.А. Александрова <данные изъяты> <данные изъяты> Решение суда на 11.01.2011 г. не вступило в законную силу Судья М.А. Александрова <данные изъяты> Секретарь с/з