о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.11.2010 г.                                                                                                г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Абрамовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4237/2010 по исковому заявлению Высоких А.В, Высоких А.А., Высоких Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Высоких А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Высоких А.В, Высоких А.А., Высоких Е.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Высоких А.А. обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4 человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке.

В обоснование исковых требований указали, что в 1984г. истица Высоких Е.В. приехала в п. Надежденск Катангского района Иркутской области. Указанный поселок находился в районе Крайнего севера. Там она вступила в законный брак с Высоких А.В и у них родились дети - Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. Они были довольны тем укладом жизни, который сложился в п. Надежденск. Однако в ноябре 1997г. вышел официальный приказ ГУГП ВСНГГ «О начале ликвидации Преображенской нефтегазоразведческой экспедиции», в связи с этим 24.02.2001г. вышел закон Иркутской области №9-оз «О закрытии и упразднении п. Надеждинск». В начале процедуры ликвидации жителям поселка выдавались справки и обещания в выплате денежной компенсации за оставленное не по своей воле жилье в п. Надеждинск. Их семья, в количестве четырех человек включена в состав семьи матери - П. в список получателей квартиры в <адрес>, <адрес>. Однако по анонимным жалобам жителей п. Надеждинск Постановлением И.о. Главы Администрации Иркутской области Н.В. Мельник за №68-ПГ от 09.04.2001г. их семью в количестве 5 человек исключили из списков получателей жилья в г. Ангарске Иркутской области.

Просят суд признать право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, возложить обязанность по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из 4-х человек в первоочередном порядке.

В судебное заседание истцы, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, просили суд о рассмотрении дела в их отсутствии с участием их представителя.

В судебном заседании представитель истцов - Горнаков В.Н., действующий на основании доверенностей требования своих доверителей поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Ахтареев А.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

В соответствии со ст.1 названного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Частью 3 ст. 1 Закона предусмотрено, что для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

В силу ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действие Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется не только на выезжающих граждан, но и на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Это обусловлено тем, что возникающие правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите, тем более, что в случае закрытия поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и строившихся для разведки полезных ископаемых на данных территориях, граждане вынуждены не по своей воле покидать места проживания, где у них имелся определенный уклад жизни.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и обусловлено определенным стажем работы в районах Крайнего Севера или проживанием в этих районах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.

В судебном заседании установлено, что истец Высоких Е.В. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ней были зарегистрированы и проживали дети: сын Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и дочь Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и карточкой регистрации Форма .

Согласно справки администрации Подволошинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ Высоких Е.В. на территории Подволошинского МО Иркутской области Катанского района земельных участков на праве собственности не имеет.

Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Высоких Е.В. и Высоких А.В заключен брак.

Как следует из справки Подволошинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , Карточки регистрации формы 16, Высоких А.В был зарегистрирована и проживал по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ отцом Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГ является В., матерью Высоких Е.В., место рождения п. Надеждинск.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отцом Высоких А.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. является В., матерью Высоких Е.В., место рождения п. Надеждинск.

Законом Иркутской области от 24.02.2001г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Оценивая доводы истцов, суд учитывает, что 05 января 1998 г. губернатором Иркутской области было принято постановление № 2-п «О мерах по ликвидации п. Надеждинск Катангского района», в котором указано на необходимость ликвидации указанного поселка и согласования данного вопроса с Правительством Российской Федерации.

Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 24.02.2001 г. № 9-оз «Об упразднении (закрытии) поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области» поселок Надеждинск Катангского района Иркутской области упразднен.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что на момент выезда истцов из п.Надеждинск Катангского района Иркутской области были приняты меры по упразднению (закрытию) п.Надеждинск Катангского района Иркутской области, что в свою очередь влечет за собой возникновение у истцов права на получение жилищной субсидии, как у лиц вынужденных выехать из закрывающегося населенного пункта в районе Крайнего Севера в первоочередном порядке.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, одним из условий для предоставления субсидии на приобретение жилья является отсутствие у лица жилья в других регионах РФ или нуждаемость лица в его улучшении.

Согласно уведомлению об отсутствии из Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , права Высоких А.А. и Высоких А.В на недвижимое имущество в реестре не зарегистрированы.

Из справки МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информации о зарегистрированных правах Высоких Е.В., Высоких А.А., Высоких А.А., Высоких А.В на объекты недвижимости за не имеется.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , Высоких Е.В. имеет в собственности земельный участок и кирпичный дом, состоящей из 3 комнат, расположенные по адресу: <адрес>.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , Высоких А.А. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Суд считает, что наличие у истцов жилых помещений не свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий у семьи из 4 человек.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 21.03.2006 N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Согласно п. 16.1 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно п. 16.2 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, при принятии решения не отчуждать жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

В соответствии с пп. ж п. 44 Постановления Правительства РФ от 21.032006 г. № 153, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Анализ правовых норм и фактических обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу, что истцы имеют право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек при условии безвозмездного отчуждения принадлежащего Высоких Е.В. на праве собственности кирпичного дома, состоящего из 3 комнат и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. и при отчуждении принадлежащей на праве собственности Высоких А.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. в государственную или муниципальнуюсобственность, либо на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-х человек с зачетом площади принадлежащей на праве собственности Высоких Е.В. и Высоких А.А.

На основании изложенного суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования истцов к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищной субсидии, обязании выделить жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в установленном действующим законодательством порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Высоких А.В, Высоких А.А., Высоких Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Высоких А.А. - удовлетворить.

Признать за Высоких А.В, Высоких А.А., Высоких Е.В., Высоких А.А. право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из 4-хчеловек.

Возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность по выделению Высоких А.В, Высоких А.А., Высоких Е.В., Высоких А.А. государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в предусмотренном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 13.11.2010г.