ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 августа 2010 года г.Иркутск Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2979/2010 по исковому заявлению прокурора Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Свердловского района г.Иркутска (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» (далее - Общество) об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка в Обществе по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как установлено, среднесписочная численность работников Общества на начало января 2010 года составила 123 человека. Согласно ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.2 ст.2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов. Учитывая изложенное, квота для приема на работу инвалидов для Общества составляет 3 рабочих места. В настоящее время в Общество не принято на работу инвалидов, иные рабочие места для инвалидов в организации отсутствуют. Таким образом, в Обществе в нарушение вышеназванных норм не создано и не выделено 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Общество нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантированное ст.37 Конституции РФ, а также ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами предусмотрено право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в Общество в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости населения» г. Иркутска инвалидов в качестве безработных, в Общество имеют право обратиться и иные инвалиды. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, особенно если нарушения касаются социальных прав инвалидов. На основании изложенного прокурор полагал заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В судебное заседание стороны - прокурор Свердловского района г.Иркутска, ООО «Иркутскэнергосвязь», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не сообщили. Третье лицо ОГУ «Центр занятости г.Иркутска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направило, представило письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, о согласии с исковыми требованиями в полном объеме. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело № 2-2979/2010 по исковому заявлению прокурора Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников в порядке заочного судопроизводства в отсутствие не явившихся лиц. Суд, изучив и исследовав все доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Пунктом 2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст.21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Из п.1 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Статьей 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлено, что квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством. Квота устанавливается для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере 3 процента к среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону. В судебном заседании установлено, что согласно представленной Обществом прокурору информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году среднесписочная численность работников Общества составила 123 человека, в связи с чем Общество в пределах установленной квоты обязано создать или выделить 3 рабочих места для трудоустройства (с уменьшением до целого числа произведения 123 х 0,03). Однако согласно представленной Обществом информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году работающие инвалиды в Обществе отсутствовали. Доводы ответчика, указанные в письме от 07.06.2010г. №304/1837, о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды не допускаются к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, в связи с чем Общество, являющееся организацией, относящейся к отрасли электроэнергетики, не имеет право привлекать инвалидов к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, суд считает необоснованными. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» утверждены, в том числе Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Однако какие-либо доказательства в подтверждение того обстоятельства, что все установленные штатным расписанием Общества должности предусматривают выполнение работ, оказание услуг с вредными и (или) опасными производственными факторами, ответчиком, которому в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 12.07.2010г., разъяснялись положения ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют. Более того, как следует из Устава Общества, утвержденного 24.12.2009г., к видам деятельности ответчика относится не только осуществление работ и предоставление услуг в области электроэнергетики. При таких обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Обществу об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.235, 237, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Иркутскэнергосвязь» - удовлетворить. Обязать ООО «Иркутскэнергосвязь» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья А.Н. Левошко Мотивированный текст решения изготовлен 01.09.2010г. Судья А.Н. Левошко <данные изъяты> <данные изъяты> Решение суда на 01.09.2010г. не вступило в законную силу Судья А.Н. Левошко <данные изъяты> Секретарь с/з