РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.11.2011года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Алеевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4551/11по иску Житова Е.Н. ГУ МВД РФ по Иркутской области о признании аттестации незаконной, обязании провести повторную аттестацию, У С Т А Н О В И Л : Житов Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ по Иркутской области, требуя признать решение аттестационной комиссии ГУ МВД РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. В обоснование требований указал, что он проходит службу в должности старшего оперуполномоченного Межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № ГУ МВД России по Иркутской области, специальное звание капитан милиции. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была проведена внеочередная аттестация на должность оперуполномоченного отдела по выявлению преступлений во внешнеэкономической деятельности, противодействию криминальных банкротств и рейдерства оперативно-розыскной части (экономическая безопасность) № ГУ МВД России по Иркутской области. Указанная должность является нижестоящей по отношению к должности, замещаемой в настоящее время. В соответствии с текстом аттестации он за время службы в органах внутренних дел зарекомендовал себя грамотным, исполнительным специалистом, ответственным и исполнительным сотрудником, умелым организатором. В целом текст аттестации содержит полностью положительную характеристику. Также, согласно документам имеющимся в личном деле, он за время прохождения службы в МВД РФ к дисциплинарной ответственности (в течении последнего года) не привлекался, в декабре 2009г. прошел обучение по программе «повышение квалификаций», в ноябре 2009г. был аттестован на вышестоящую должность, в октябре 2009г. присваивалось очередное звание, в марте 2011г. был поощрен правами начальника ГУ МВД России по Иркутской области за высокие показатели в служебной деятельности. Кроме того, препятствий установленных п. 1 ст. 29 и пунктами 1 и 3 ст. 35 Федерального закона № 3 «О полиции» от 07.02.20011г., для назначения его на должность в полицию не имеет, указанные основания, являются обязательными для сотрудников, претендующих на замещение должности в полиции. Согласно заключения начальника ОРЧ № (экономическая безопасность) ГУ МВД России по Иркутской области Егорова Д.С.: капитан милиции Житов Е.Н. рекомендуется для прохождения службы в полиции на должность оперуполномоченного отдела по выявлению преступлений во внешнеэкономической деятельности, противодействию криминальных банкротств и рейдерства оперативно-розыскной части (экономическая безопасность) № ГУ МВД России по Иркутской области. Однако, в противоречие с заключением непосредственного начальника аттестационная комиссия приходит к выводу: капитан милиции Житова Е.Н. не рекомендован для прохождения службы в полиции, предложено продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел на другой должности, в том числе нижестоящей, должности, при этом текст аттестации не содержит никаких оснований для подобного вывода. Предложений другой должности, в ином подразделении органов внутренних дел РФ решение комиссии не содержит. В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ГУ МВД РФ по Иркутской области провести в отношении него повторную аттестацию. В судебном заседании истец Житов Е.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, при этом суду пояснил, что текст аттестации составлен на него в нарушении установленного порядка не его непосредственным руководителем. Представитель ответчика по доверенности Кузнецова Е.Б. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном возражении ответчика. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. 01.03.2011г. утратил силу Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции", которым определялся порядок прохождения службы в органах внутренних дел, в связи с принятием Федерального Закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции». В силу ст. 54 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий. Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализируя данную норму Федерального закона, суд приходит к выводу, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат обязательной внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом РФ. В соответствии с требованиями ст.54 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» 01.03.2011г. Президентом РФ издан Указ о внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел. Данным Указом Президента РФ (в редакции от 12.05.2011г.) Министерству внутренних дел Российской Федерации постановлено до 1 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах. Во исполнение Указа Президента РФ, МВД РФ издан Приказ №135 от 22.03.2011г. «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел», в соответствии с п.2.1.3. которого, внеочередная аттестация проводится аттестационными комиссиями соответствующих органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задачи осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в отношении иных сотрудников, претендующих на замещение должностей в органах внутренних дел. Пунктом 2.2. Приказа МВД РФ №135 от 22.03.2011г. установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011г. по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений: а) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует; б) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности; в) не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности. В состав аттестационных комиссий органов внутренних дел, организаций и подразделений включаются сотрудники, прошедшие аттестацию и назначенные на должность. К участию в работе аттестационных комиссий всех уровней привлекаются члены соответствующих общественных советов при ОВД, а также соответствующих ветеранских организаций. (2.3 Приказа). В соответствии с п.2.4 Приказа, в той части, которая не урегулирована настоящим приказом, работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999г. №1038. Пунктом 3.1 Приказа предусмотрено, что проведение заседаний аттестационных комиссий в отсутствие аттестуемых сотрудников, возможно на основании рапортов сотрудников о согласии с проведением внеочередной аттестации в их отсутствие. Данным Приказом утверждена Схема проведения внеочередной аттестации в соответствии с которой, аттестационная комиссия органа внутренних дел (подразделения центрального аппарата), на службу в котором претендует сотрудник, проводит аттестацию в отношении сотрудников, претендующих на замещение должностей в органах внутренних дел, аттестация на которых составляется непосредственным начальником сотрудника, которая согласовывается с курирующим заместителем начальника подразделения и утверждается начальником органа внутренних дел (подразделения центрального аппарата МВД России). Пунктом 9.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999г. №1038 предусмотрено, что аттестация составляется в письменной форме. В ней объективно и всесторонне отражаются индивидуальные особенности сотрудника, его знания, умения, навыки и их соответствие занимаемой им должности. Кроме того, этим пунктом определено, что должен сообщить руководитель в характеристике, содержащейся в аттестации. В соответствии с п. 9.15. Инструкции начальники, готовящие аттестации на сотрудников, обязаны: проанализировать прохождение службы аттестуемыми, состояние дел на порученном им участке работы, условия, в которых они проходят службу; выяснить мнение своих заместителей, руководителей кадрового подразделения, коллектива об аттестуемых, а также учесть оценки деятельности аттестуемых, которые даны при их отчетах перед трудовыми коллективами организаций и населением; провести предварительную беседу с аттестуемыми сотрудниками; дать оценку качествам, определяющим нравственный облик, профессиональное мастерство аттестуемых, а также состояние их подготовленности к выполнению должностных обязанностей с учетом итогов профессиональной подготовки, отраженных в квалификационных аттестатах сотрудников; отметить качества, на которые необходимо обратить особое внимание аттестуемых в целях устранения недостатков, выявленных в их деятельности и поведении; подготовить согласованный с представителями кадрового подразделения текст аттестации с заключением о степени соответствия аттестуемого занимаемой должности и перспективе его дальнейшего использования, подписать все экземпляры аттестации, отпечатанной в соответствии с количеством экземпляров ведущегося на аттестуемого личного дела; совместно с представителями кадрового подразделения ознакомить под расписку аттестуемого с текстом аттестации и заключением по ней. В случае несогласия аттестуемого с содержанием текста аттестации или заключением по ней аттестуемый собственноручно пишет об этом в соответствующем разделе первого экземпляра аттестации; представить все экземпляры аттестации для получения заключений соответствующих начальников и рассмотрения аттестационной комиссией. Начальники, дающие заключение, обязаны всесторонне рассмотреть аттестацию, выяснить ее соответствие действительным данным об аттестуемом, записать в аттестации свое заключение и подписать его. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении капитана милиции, ст. о/у межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУ МВД по Иркутской области Житова Е.Н. аттестационной комиссией ГУ МВД России по Иркутской области проведена внеочередная аттестация, по результатам которой, комиссия большинством голосов приняла следующее решение: «Житов Е.Н. не рекомендуется для прохождения службы в полиции, рекомендуется продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел РФ на другой, в том числе нижестоящей должности.» Не согласившись с данными выводами аттестационной комиссии, истец обратился в суд с настоящим иском, требуя признать решение аттестационной комиссии незаконным. Рассматривая данные требования истца, суд приходит к следующим выводам. Согласно приказу ГУВД по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с начальником межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУВД по Иркутской области является майор милиции Лайков М.М. Истец Житов Е.Н. приказом ГУМВД РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с назначен на должность о/у межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУ МВД по Иркутской области. Таким образом, непосредственным начальником ст. о/у межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУ МВД по Иркутской области Житова Е.Н., является начальник межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУВД по Иркутской области майор милиции Лайков М.М. Вместе с тем, судом установлено, что текст аттестации на ст. о/у межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУ МВД по Иркутской области Житова Е.Н., который рассматривался аттестационной комиссией ГУ МВД РФ по Иркутской области при проведении внеочередной аттестации в отношении истца, ДД.ММ.ГГГГ составлен не его непосредственным начальником, как этого требует Приказ МВД РФ №135, а начальником оперативно - розыскной части (экономическая безопасность) № ГУ МВД РФ по Иркутской области Егоровым Д.С. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что внеочередная аттестация проведенная ГУ МВД РФ по Иркутской области в отношении ст. о/у межрайонного оперативно-розыскного отдела (по обслуживанию Иркутской зоны) ОРЧ (по линии НП) № при ГУ МВД по Иркутской области Житова Е.Н., проведена ответчиком с нарушением порядка, установленного вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем является незаконной. При таких обстоятельствах требования Житова Е.Н. о признании решения аттестационной комиссии ГУ МВД РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежат удовлетворению. Вместе с тем, удовлетворяя требования истца о признании незаконной внеочередной аттестации, проведенной в отношении него ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД РФ по Иркутской области, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Житова Е.Н. об обязании ГУМВД РФ по Иркутской области провести в отношении него повторную аттестацию. К таким выводам суд приходит в связи с тем, что в соответствии с Указом президента РФ от 06.06.2011г. №593 внеочередная аттестация проводится только в отношении сотрудников ОВД РФ, вместе с тем, истец приказом ГУМВД РФ по Иркутской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел РФ по сокращению штатов. При таких обстоятельствах, требования Житова Е.Н. подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Житова Е.Н. к ГУ МВД РФ по Иркутской области о признании аттестации незаконной, обязании провести повторную аттестацию- удовлетворить частично. Признать аттестацию, проведенную ГУ МВД РФ по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Житова Е.Н. - незаконной. В удовлетворении требований Житова Е.Н. об обязании ГУ МВД РФ по Иркутской области провести повторную аттестацию - отказать Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья Е.Л. Коржинек Мотивированный текст решения суда от 21.11.2011г.