об оспаривании решения органа местно самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.10.2011 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Алеевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4400/2011 по иску Тирских М.Г. к Администрации г. Иркутска об оспаривании решения органа местно самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л :

Тирских М.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Иркутска требуя, признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию г. Иркутска обеспечить реализацию его права на предоставление места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места жительства.

В обоснование исковых требований указал, что он является инвалидом первой группы (справка МСЭ, сер. МСЭ-010, ). Имеющиеся заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе вялый нижний парапарез обеих ног не позволяет осуществлять длительные пешеходные перемещения без использования автотранспортного средства. Вследствие чего, ему необходимо использование автомобиля и осуществление его парковки в непосредственной близости от места проживания. В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. На основании данного Федерального Закона он 31 июля 2006г. он обратился к председателю комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска Воронцову Ю.В. с заявлением о разрешении установки металлического гаража. ДД.ММ.ГГГГ года обратился к мэру г. Иркутска с просьбой предоставить ему в аренду место для установки металлического гаража возле дома по адресу <адрес>. После необходимого обследования территории данный участок был ему предоставлен (распоряжение заместителя мэра -председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ ), с ним заключен договор аренды земли на установку металлического гаража /R от ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 г. в связи с изменением законодательства было принято распоряжение председателя Комитета по управлению свердловским округом от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми ему разрешалось установить металлический гараж на земельном участке, который был ему передан в аренду. Гараж был установлен в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов на месте обозначенном в договоре. Каких либо социальных, культурных или бытовых объектов, в т.ч. детских площадок, лавочек, беседок и т.д. в районе установки гаража не было. Лишь в 2008 году справа от гаража было поставлено несколько объектов детской площадки, располагавшейся на месте строительства дома по адресу <адрес>. После установки площадки договор аренды продлялся трижды в 2009, 2010 и 2011 г. ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению Свердловским административным округом было вынесено предписание с требованием убрать гараж с арендуемого земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ Данное предписание мотивировано тем, что гараж расположен возле детской площадки. Между тем, в соответствии с постановлением мэра г. Иркутска от 24.07.2007г. № 031-03-1365/7 «Порядок размещения металлических гаражей на территории г. Иркутска» запрещается размещение металлических гаражей непосредственно на инженерных коммуникациях и в границах охранных зон, на газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, на тротуарах, проездах и других участках, где затрудняется движение пешеходов и транспорта. Запрета на размещение гаража возле детской площадки, а не на ее территории, на что указано в предписании нет. Таким образом, комитет по управлению Свердловским округом грубо нарушил постановление мэра г. Иркутска от 24.07.2007 г. № 031-03-1365/7 «Порядок размещения металлических гаражей на территории г. Иркутска», самовольно установив дополнительное основание невозможности размещения гаража «возле детской площадки». Кроме того, данное предписание фактически означает расторжение договора аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ, между тем договором аренды предусмотрено лишь несколько случаев прекращения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя: использование участка с существенным нарушением условий договора, или неоднократным нарушением; в случае существенного ухудшения земельного участка; если арендатор один и более раз не внес арендную плату; в случае передачи участка третьим лицам либо возведения на участке капитального строения. Ни одно из данных нарушений им как арендатором допущено не было. Таким образом, оснований для расторжения договора со стороны арендодателя не имеется.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил суд признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика устранить его нарушенные права.

Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Маркова Л.С. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Согласно статье 2 данного закона к действиям и решениям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к какой - либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Заявления об обжаловании действий и решений в соответствии с Законом РФ № 4866 - 1 рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ, однако то обстоятельство, что обращения в суд оформлены не заявлением, а исковым заявлением, не умаляют права истца на данное обжалование. Сама по себе процессуальная форма обращения не ограничивает суд в применении соответствующего закона, подлежащего применению в данном конкретном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. (ст. 29 ЗК РФ)

Порядок размещения металлических гаражей на территории города Иркутска и порядок заключения договоров аренды, безвозмездного срочного пользования земельными участками на территории города Иркутска утвержден Постановлением мэра г. Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7 (ред. от 09.06.2011) "О регулировании некоторых вопросов в сфере управления земельными ресурсами на территории города Иркутска" (далее Порядок)

В соответствии с установленным Порядком, земельные участки для размещения металлических гаражей предоставляются в аренду сроком до 1 года.

Граждане, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду под размещение металлического гаража, подают в Комитет по управлению округом администрации г. Иркутска заявление на имя мэра г. Иркутска с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения.

Комитет по управлению округом администрации г. Иркутска:

Регистрирует заявление и документы, предусмотренные п. 5 настоящего Порядка.

В течение 1 месяца с момента регистрации направляет заявление о предоставлении земельного участка в Управление архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска для определения возможности предоставления его для размещения металлического гаража. Срок рассмотрения заявления не может превышать двух недель с момента поступления заявления.

При возможности предоставления земельного участка схема размещения металлического гаража и проект границ предоставляемого земельного участка подготавливается за счет средств заявителя землеустроительной организацией.

Схема размещения металлического гаража согласовывается Управлением архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

На основании проекта границ земельного участка в двухнедельный срок обеспечивает подготовку проекта распоряжения председателя Комитета по управлению округом администрации г. Иркутска об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка для размещения металлического гаража и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании утвержденного проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В 7-дневный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним от имени администрации г. Иркутска договор аренды земельного участка под размещение металлического гаража.

До момента оформления правоустанавливающих документов на земельные участки Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска выдают владельцам уже установленных металлических гаражей расчеты за фактическое пользование земельными участками в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Иркутска и Тирских М.Г. заключен договор аренды земельного участка с, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 19,51 кв.м., из земель населенных пунктов.

Основанием для заключение данного договора послужило распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.2 договора).

Согласно п. 1.3 договора, целью использования земельного участка является установление и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений, без использования бетонного, кирпичного фундаментов. Тип временного сооружения: металлический гараж.

Договор аренды заключен до ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1 договора).

В соответствии с разделом договора аренды, договор прекращает свое действие в случаях: расторжения его по письменному согласию сторон, расторжения договора по инициативе Арендатора, при условии письменного уведомления Арендодателя в срок не менее 2-х недель до момента расторжения, истечения срока действия договора, в иных случаях в соответствии с законодательством.

По требованию арендодателя договор может быть расторгнут в случаях, когда
арендатор: пользуется земельным участком с существенным нарушением условий договора, либо с неоднократными нарушениями, существенно ухудшает состояние земельного участка, по истечении установленного договором срока платежа один и более раз не внес арендную плату, допустил нарушение п.1.3. договора, совершил действия (допустил бездействие), в результате которых земельный участок полностью или частично

перешел во владение 3-х лиц, возвел на земельном участке объекты капитального строительства или их элементы.

В случаях предусмотренных п.5.3 договора, договор считается расторгнутым по истечению 14 дней с момента направления арендодателем арендатору уведомления о его расторжении заказным путем.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ срок по договору аренды земельного участка по заявлению истца был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем между администрацией г. Иркутска и Тирских М.Г. заключено дополнительное соглашение (А) к договору аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, истец в связи с заключенным между ним и администрацией г. Иркутска договором земельного участка установил на отведенном ему земельном участке металлический гараж, который в настоящее время использует для стоянки автомашины.

Оплата истцом арендной платы, за пользование арендованным им земельным участком, подтверждается представленными истцом в материалы дела платежными документами.

В настоящее время договор аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ не расторгнут между сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Иркутска вынесено на имя истца предписание, из которого следует, что администрация г. Иркутска требует от Тирских М.Г. добровольно убрать, установленный им на арендованном земельном участке, металлический гараж, поскольку гараж установлен рядом с детской площадкой.

Не согласившись с данными требованиями ответчика, истец обратился в суд требуя признать незаконным предписание администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Маркова Л.С. в судебном заседании суда пояснила, что оспариваемое предписание истцу было направлено в связи с устным внутренним распоряжением мэра г. Иркутска об освобождении земельного участка, переданного истцу в аренду, так как гараж истца расположен рядом с детской площадкой.

В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка размещения металлических гаражей на территории города Иркутска, запрещается размещение металлических гаражей непосредственно на инженерных коммуникациях и в границах охранных зон, на газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, на тротуарах, проездах и других участках, где затрудняется движение пешеходов и транспорта.

Таким образом, из установленного Порядка следует, что запрещается размещение металлических гаражей непосредственно на детских площадках.

Вместе с тем, администрация г. Иркутска в своем предписании указала, что металлический гараж, используемый истцом расположен около детской площадке.

Доказательств того, что металлический гараж, установленный истцом на предоставленном ему в аренду земельном участке, расположен непосредственно на детской площадке, администрацией г. Иркутска, на которой лежит бремя доказанности законности и обоснованности принятого ею решения о сносе гаража, суду не представлено, так как и не представлено доказательств принятого мэром г. Иркутска решения об освобождении земельного участка, находящегося в аренде у Тирских М.Г.

Судом установлено и оспорено ответчиком, что уведомления о расторжении договора аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца администрацией г. Иркутска не направлялись, оснований для досрочного расторжения договора аренды у арендодателя не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования администрации г. Иркутска, предъявленные истцу в предписании от ДД.ММ.ГГГГ о сносе металлического гаража, являются незаконными и необоснованными, в связи с чем требования истца о признании незаконным предписание администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Тирских М.Г. к Администрации г. Иркутска об оспаривании решения органа местно самоуправления - удовлетворить.

Признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное администрацией г. Иркутска в адрес Тирских М.Г. о сносе гаража - незаконным.

Обязать администрацию г. Иркутска устранить нарушенное право Тирских М.Г..

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 27.10.2011г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение на 27.10.2011г. в законную силу не вступило      

Судья                                                                                                                                                 Е.Л. Коржинек

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь                                                                                                                                                                                                              

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.10.2011 года

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Алеевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4400/2011 по иску Тирских М.Г. к Администрации г. Иркутска об оспаривании решения органа местно самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения прав,

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Тирских М.Г. к Администрации г. Иркутска об оспаривании решения органа местно самоуправления - удовлетворить.

Признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное администрацией г. Иркутска в адрес Тирских М.Г. о сносе гаража - незаконным.

Обязать администрацию г. Иркутска устранить нарушенное право Тирских М.Г..

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200