РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29.06.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2899/11 по исковому заявлению Кащеевой Л.И. об признании незаконным отказ администрации г. Иркутска в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить нарушенное право, У С Т Н А Н О В И Л : Кащеева Л.И. обратилась в суд с заявление в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконным Решения администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить нарушенное право, путем постановке на учет. В обоснование требований указала, что она является инвалидом I группы, ветераном Великой Отечественной войны, женой умершего участника войны, ветераном труда. С конца октября 2010 г. проживает по адресу: <адрес> совместно с дочерью - Кащеевой Г.И.. Указанная однокомнатная квартира, общей площадью 30,1 кв. м. принадлежит ее дочери на основании договора социального найма. Согласно Протокола ВК от ДД.ММ.ГГГГ она подходит под действие пункта 2 Постановления Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь». Ввиду изложенных выше обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет ей было отказано. Указанное решение считает незаконным, необоснованным. В судебное заседание Кащеева Л.И. не явилась, направив в судебное заседание своего представителя по доверенности Кащееву Г.И. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кащеева Г.И. требования Кащеевой Л.И. поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Тарасов С.В. в судебном заседании возражал против заявленных Кащеевой Л.И. требований, по основаниям, изложенным в письменном возражении. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечет к ответственности. Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз предусмотрен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма. Статьей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. При этом ст.53 ЖК РФ, предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Согласно требованиям указанной статьи граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кащеева Л.И., являющаяся инвалидом I группы, ветераном Великой Отечественной войны, женой умершего участника войны, ветераном труда, обратилась в администрацию г. Иркутска с заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Иркутска приняла решение об отказе в постановке Кащеевой Л.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основываясь в том числе на том, что Кащеева Л.И. ухудшила свои жилищные условия, продав в 2010г. принадлежащую ей на праве собственности квартиру. С данным решением администрации г. Иркутска заявитель не согласилась и обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В судебном заседании представитель заявителя Кащеева Г.И. суду пояснила, что сделка купли-продажи принадлежащей ее матери Кащеевой Л.И. квартиры по адресу: <адрес>, не была совершена с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В декабре 2008 г. состояние здоровья Кащеевой Л.И. сильно ухудшилось, и ее мать стала нуждаться в постоянном уходе, не могла самостоятельно себя обслуживать, ввиду чего она была вынуждена переехать из г. Иркутск к матери в <адрес>. Однако впоследствии дальнейшее проживание в указанной квартире стало невозможным. Из-за аварии на котельной, в течение двух лет отсутствовало горячее водоснабжение, отопление давалось не в полном объеме, также они вместе с матерью не имели возможности получить необходимую медицинскую помощь, по причине отсутствия в городе врача- онколога, невролога, окулиста, кардиолога. По данным причинам ее мать была вынуждена продать, квартиру в <адрес> и переехать ней в <адрес> на постоянное место жительство. Таким образом, действия по продаже квартиры по адресу: <адрес> неверно были истолкованы администрацией при вынесении отказа как злоупотребление правом, ввиду чего положения ст. 53 ЖК РФ не могут быть применены в данной ситуации. Оценивая представленные суду доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующих обстоятельств Конституционный Суд РФ в своем определение от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Судом установлено, что Кащеева Л.И. являлась собственником 2-х комнатной квартиры, общ. площадью 48,20 кв.м., в том числе жилой 27,10 кв.м., расположенной по адресу <адрес>, данная квартира перешла заявителю по наследству, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Кащеева Л.И. продала вышеуказанную квартиру, за 1 100 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи квартиры, заключенным между заявителем и Фадеевой Н.В., и зарегистрированным в Управлении Росреестра по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось представителем Кащеевой Л.И. - Кащеевой Г.И. в судебном заседании. В настоящее время Кащеева Л.И. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлением об отсутствие в ЕГРП запрашиваемых сведений. В судебном заседании представитель Кащеевой Л.И. - Кащеева Г.И. суду пояснила, что за вырученные от продажи квартиры денежные средства они не смогли приобрести жилое помещение в г. Иркутске. Доказательств того, что в г. Иркутске невозможно было приобрести за 1 100 000 руб. для Кащеевой Л.И. отдельное благоустроенное жилое помещение суду представителем заявителя не представлено. Вместе с тем, как следует из обще-доступной информации, содержащееся как в средствах массовой информации, так и в сети «Интернет», средняя рыночная стоимость 1кв.м. жилого помещения в г. Иркутске составляет 32 000 рублей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что продавая квартиру в <адрес> и переезжая в г. Иркутск к свой дочери на постоянное место жительства, и не приобретя за вырученные от продажи квартиры в <адрес> отдельное жилое помещение в г. Иркутске, Кащеева Л.И. действовала осознанно, поскольку не могла не знать о том, что вследствие отчуждения, принадлежащей ей на праве собственности квартиры в <адрес> и не приобретения за вырученные деньги жилого помещения в г. Иркутске, у нее появится основание для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Иркутске. О преднамеренности действий Кащеевой Л.И. свидетельствует также то обстоятельство, что с заявлением о принятии на учет она обратилась в администрацию г. Иркутска через 4 месяца после отчуждения, принадлежащей ей на праве собственности отдельной благоустроенной квартиры общ. площадью 48,20 кв.м., в том числе жилой 27,10 кв.м. Доводы заявителя о том, что она была вынуждена продать квартиру в <адрес> и переехать в г. Иркутск, в связи с тем, что нуждается в постоянном уходе и не может самостоятельно себя обслуживать, суд не может принять во внимание, так как из представленных заявителем в материалы дела медицинских документов не следует, что Кащеева Л.И. нуждается в постоянном уходе и не может самостоятельно себя обслуживать, в связи с имеющимися у нее заболеваниями, кроме того не представлено доказательств невозможности получить необходимую медицинскую помощь в <адрес>. В связи с чем, суд приходит к выводу, что отказ администрации г. Иркутска в постановке Кащеевой Л.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, поскольку Кащеева Л.И. имеет право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только спустя 5 лет с момент отчуждения жилого помещения в <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Кащеевой Л.И. об признании незаконным отказ администрации г. Иркутска в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить нарушенное право - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий Мотивированный текст решения изготовлен 05.07.2011г. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29.06.2011г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Широковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2899/11 по исковому заявлению Кащеевой Л.И. об признании незаконным отказ администрации г. Иркутска в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить нарушенное право, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Кащеевой Л.И. об признании незаконным отказ администрации г. Иркутска в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить нарушенное право - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий