о признании бездействия по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре Забановой А.В.,

с участием прокурора Мальхановой Е.В.,

представителя третьего лица Главного управления МЧС по Иркутской области – Мурашева И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? Шиляевой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5201/2011 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействия по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Иркутска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиалах «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: ул. Ямская, 50, и бюро медико-социальной экспертизы №13, расположенном по адресу: ул.Академическая, 74 г.Иркутска.

В ходе проведенной проверки установлено, что в организации допускаются нарушения обязательных требований пожарной безопасности в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13, а именно:

- в помещениях обоих бюро не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, что противоречит п.13 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313;

- в нарушение п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* и п.7.4, 5.14* СНиП 21-01-97*в помещении архива бюро МСЭ №13 установлена дверь с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;

- в нарушение п.503 ППБ 01-03 в общем архиве бюро МСЭ №13 допущено складирование документации непосредственно под потолок, на расстоянии 0,5 от электросветильников;

- в нарушение п. 506 ППБ 01-03 в общем архиве бюро МСЭ №13 аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения не вынесены вне складского помещения;

- в нарушение п. 6.13* СНиП 21-01-97* в помещении бюро МСЭ №13 отсутствует второй эвакуационный выход с этажа;

- в нарушение п. 6.13* СНиП 21-01-97* в помещении действующего архива в бюро МСЭ №13 не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Кроме того, в нарушение Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, в бюро МСЭ №1 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.

В нарушение п.40 ППБ 01-03 в бюро МСЭ №1 на оконных проемах установлены глухие металлические решетки.

Также, в нарушение п.16 ППБ 01-03 в бюро МСЭ №1 на огнетушителях отсутствуют порядковые номера.

Согласно Уставу ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области», утвержденному приказом федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009г. №258, бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13 являются структурными подразделениями – филиалами ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».

На основании договора безвозмездного пользования объектом недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» приняло в пользование объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, у территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Иркутской области. На площади 115,6 кв.м. данного помещения расположено структурное подразделение (филиал Главного бюро) бюро МСЭ №1.

В соответствии с договором аренды объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» арендует объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 74, где на втором этаже этого здания находится бюро МСЭ №13.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 08.12.2010г. №2194-р Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области», приказом Федерального медико-биологического агентства России от утверждении Устава ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» является правопреемником ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Как указывает истец, в данном случае имеет место нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на безопасность жизни и здоровья, так как указанные нарушения создают угрозу возникновения пожара.

Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

С учетом уточнения исковых требований просит суд признать бездействие Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50 и в помещении бюро медико-социальной экспертизы № 13, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, незаконным. Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выполнить мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности: в помещении архива МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск. ул. Академическая, д. 74, установить дверь с пределом огнестойкости не менее 0, 6 часа в соответствии с п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 и п. 7.4, 5.14 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в помещении общего архива вынести за пределы складского помещения в соответствии с п. 506 ППБ 01-03 (МСЭ № 13); помещение действующего архива в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, отделать ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, обеспечить второй эвакуационный выход с этажа в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50, установить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с правилами пожарной безопасности 110-03, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315.

В судебном заседании представитель истца прокурор Мальханова Е.В., исковые требования с учетом уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МЧС по Иркутской области Мурашев И.А. исковые требования прокурора поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Шиляева М.А. уточненные исковые требования о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности признала в полном объеме.

Последствия признания иска и положения ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.

В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд принимает признание иска как не противоречащее закону и не затрагивающее интересы других лиц.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.

В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе оценки пожарной безопасности веществ, материалов, конструкций, зданий и сооружений.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.В силу положений ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденным Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – Правила), указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии п. 4 Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиалах «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: ул. Ямская, 50, и бюро медико-социальной экспертизы №13, расположенном по адресу: ул.Академическая, 74 г.Иркутска.

В ходе проведенной проверки установлено, что в организации допускаются нарушения обязательных требований пожарной безопасности в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, ответчик в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» обязан обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в помещении бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13

Следовательно, по мнению суда, истцом представлены доказательства нарушения прав граждан (неопределенного круга лиц) на пожарную безопасность при нахождении в помещениях в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13.

Неустранение нарушений пожарной безопасности в указанной части подтверждено представителями ответчика в судебном заседании.

Суду представлены документы, подтверждающие фактическое выполнение требований пожарной безопасности, а именно:

- в помещениях бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13 вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03);

- в общем архиве бюро МСЭ №13 устранено складирование документации непосредственно под потолок, на расстоянии 0,5 от электросветильников (п.503 ППБ 01-03);

Кроме того, в бюро МСЭ №1 устранены нарушения пожарной безопасности на оконных проемах демонтированы глухие металлические решетки, на огнетушителях установлены порядковые номера.

Ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше защиты жизни и здоровья людей.

Устранение нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13 реально и возможно.

Реально и возможно функционирование помещений бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13, когда ответчиком будет гарантирована безопасность граждан, находящихся в здании.

Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. Ответчиком не оспорено, что в здании спортивного комплекса «Локомотив» пребывают работники указанной организации, спортсмены, зрители и отдыхающие, проводятся культурные мероприятия. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Вместе с тем органы государственного пожарного надзора принимают административные меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако действующим законодательством они не наделены правом на обращение в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности в интересах неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50 и в помещении бюро медико-социальной экспертизы № 13, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выполнить мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности: в помещении архива МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск. ул. Академическая, д. 74, установить дверь с пределом огнестойкости не менее 0, 6 часа в соответствии с п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 и п. 7.4, 5.14 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в помещении общего архива вынести за пределы складского помещения в соответствии с п. 506 ППБ 01-03 (МСЭ № 13); помещение действующего архива в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, отделать ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, обеспечить второй эвакуационный выход с этажа в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50, установить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с правилами пожарной безопасности 110-03, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения.

Судья О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 26.12.2011г.

Судья О.А. Баканова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 26.12.2011г. не вступило в законную силу

Судья О.А. Баканова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200