РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре Забановой А.В.,
с участием прокурора Мальхановой Е.В.,
представителя третьего лица Главного управления МЧС по Иркутской области – Мурашева И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? Шиляевой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5201/2011 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействия по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Иркутска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиалах «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: ул. Ямская, 50, и бюро медико-социальной экспертизы №13, расположенном по адресу: ул.Академическая, 74 г.Иркутска.
В ходе проведенной проверки установлено, что в организации допускаются нарушения обязательных требований пожарной безопасности в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13, а именно:
- в помещениях обоих бюро не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, что противоречит п.13 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313;
- в нарушение п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* и п.7.4, 5.14* СНиП 21-01-97*в помещении архива бюро МСЭ №13 установлена дверь с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;
- в нарушение п.503 ППБ 01-03 в общем архиве бюро МСЭ №13 допущено складирование документации непосредственно под потолок, на расстоянии 0,5 от электросветильников;
- в нарушение п. 506 ППБ 01-03 в общем архиве бюро МСЭ №13 аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения не вынесены вне складского помещения;
- в нарушение п. 6.13* СНиП 21-01-97* в помещении бюро МСЭ №13 отсутствует второй эвакуационный выход с этажа;
- в нарушение п. 6.13* СНиП 21-01-97* в помещении действующего архива в бюро МСЭ №13 не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Кроме того, в нарушение Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, в бюро МСЭ №1 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В нарушение п.40 ППБ 01-03 в бюро МСЭ №1 на оконных проемах установлены глухие металлические решетки.
Также, в нарушение п.16 ППБ 01-03 в бюро МСЭ №1 на огнетушителях отсутствуют порядковые номера.
Согласно Уставу ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области», утвержденному приказом федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009г. №258, бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13 являются структурными подразделениями – филиалами ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».
На основании договора безвозмездного пользования объектом недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» приняло в пользование объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, у территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Иркутской области. На площади 115,6 кв.м. данного помещения расположено структурное подразделение (филиал Главного бюро) бюро МСЭ №1.
В соответствии с договором аренды объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» арендует объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 74, где на втором этаже этого здания находится бюро МСЭ №13.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 08.12.2010г. №2194-р Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области», приказом Федерального медико-биологического агентства России от утверждении Устава ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» является правопреемником ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области».
В соответствии со ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Как указывает истец, в данном случае имеет место нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на безопасность жизни и здоровья, так как указанные нарушения создают угрозу возникновения пожара.
Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
С учетом уточнения исковых требований просит суд признать бездействие Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50 и в помещении бюро медико-социальной экспертизы № 13, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, незаконным. Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выполнить мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности: в помещении архива МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск. ул. Академическая, д. 74, установить дверь с пределом огнестойкости не менее 0, 6 часа в соответствии с п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 и п. 7.4, 5.14 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в помещении общего архива вынести за пределы складского помещения в соответствии с п. 506 ППБ 01-03 (МСЭ № 13); помещение действующего архива в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, отделать ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, обеспечить второй эвакуационный выход с этажа в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50, установить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с правилами пожарной безопасности 110-03, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315.
В судебном заседании представитель истца прокурор Мальханова Е.В., исковые требования с учетом уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МЧС по Иркутской области Мурашев И.А. исковые требования прокурора поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Шиляева М.А. уточненные исковые требования о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности признала в полном объеме.
Последствия признания иска и положения ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд принимает признание иска как не противоречащее закону и не затрагивающее интересы других лиц.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе оценки пожарной безопасности веществ, материалов, конструкций, зданий и сооружений.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.В силу положений ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденным Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – Правила), указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии п. 4 Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Согласно п. 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района г.Иркутска совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.Иркутска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в филиалах «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: ул. Ямская, 50, и бюро медико-социальной экспертизы №13, расположенном по адресу: ул.Академическая, 74 г.Иркутска.
В ходе проведенной проверки установлено, что в организации допускаются нарушения обязательных требований пожарной безопасности в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ответчик в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» обязан обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в помещении бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13
Следовательно, по мнению суда, истцом представлены доказательства нарушения прав граждан (неопределенного круга лиц) на пожарную безопасность при нахождении в помещениях в бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13.
Неустранение нарушений пожарной безопасности в указанной части подтверждено представителями ответчика в судебном заседании.
Суду представлены документы, подтверждающие фактическое выполнение требований пожарной безопасности, а именно:
- в помещениях бюро МСЭ №1, бюро МСЭ №13 вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03);
- в общем архиве бюро МСЭ №13 устранено складирование документации непосредственно под потолок, на расстоянии 0,5 от электросветильников (п.503 ППБ 01-03);
Кроме того, в бюро МСЭ №1 устранены нарушения пожарной безопасности на оконных проемах демонтированы глухие металлические решетки, на огнетушителях установлены порядковые номера.
Ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше защиты жизни и здоровья людей.
Устранение нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13 реально и возможно.
Реально и возможно функционирование помещений бюро МСЭ №1 и бюро МСЭ №13, когда ответчиком будет гарантирована безопасность граждан, находящихся в здании.
Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу в случае возникновения пожара, невозможно. Ответчиком не оспорено, что в здании спортивного комплекса «Локомотив» пребывают работники указанной организации, спортсмены, зрители и отдыхающие, проводятся культурные мероприятия. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Вместе с тем органы государственного пожарного надзора принимают административные меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако действующим законодательством они не наделены правом на обращение в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности в интересах неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» о признании бездействие по вопросу нарушения требований пожарной безопасности незаконным, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ? удовлетворить.
Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении бюро медико-социальной экспертизы №1, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50 и в помещении бюро медико-социальной экспертизы № 13, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, незаконным.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» выполнить мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности: в помещении архива МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск. ул. Академическая, д. 74, установить дверь с пределом огнестойкости не менее 0, 6 часа в соответствии с п. 1.82 СНиП 2.08.02-89 и п. 7.4, 5.14 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в помещении общего архива вынести за пределы складского помещения в соответствии с п. 506 ППБ 01-03 (МСЭ № 13); помещение действующего архива в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, отделать ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 13 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, д. 74, обеспечить второй эвакуационный выход с этажа в соответствии с п. 6.13 СНиП 21-01-97; в бюро МСЭ № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50, установить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с правилами пожарной безопасности 110-03, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления полного мотивированного текста решения.
Судья О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен 26.12.2011г.
Судья О.А. Баканова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение суда на 26.12.2011г. не вступило в законную силу
Судья О.А. Баканова
<данные изъяты>
<данные изъяты>