об обязании встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, обязании разработать и согласовать Правила внутреннего контроля



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2011 года                              г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре судебного заседания Забановой А.В.,

с участием прокурора Буриловой Н.С.,

представителя ответчика Сафарова Э.Э., Джамалхановой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5172/2010 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Иркутска к Обществу с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» об обязании встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, обязании разработать и согласовать Правила внутреннего контроля,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Иркутска обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» об обязании встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, обязании разработать и согласовать Правила внутреннего контроля.

В обоснование исковых требований истец указал, что в сентябре 2011 г. Прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем при осуществлении деятельности ООО Агентство недвижимости «Новый век».

Так, в ходе проверки установлено, что ООО АН «Новый век» зарегистрирован в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ Юридический адрес организации - <адрес>, ИНН , КПП .

В соответствии с Уставом ООО АН «Новый век», одним из основных видов деятельности общества являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

В ходе проверки по обращению гр. Латышевой О.А. установлено, что ООО АН «Новый век» осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества.

Указанные обстоятельства подтверждаются обращением Латышевой О.А., объяснениями генерального директора ООО АН «Новый век» Сафарова Э.Э, документами, представленными Сафаровым Э.Э., которыми подтверждается исполнение сделки по купле-продаже жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>56.

Вместе с тем, в указанной организации отсутствуют документы, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Так, в соответствии с п.2 ст. 7 указанного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил.

Согласно п. 9 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», контроль за исполнением физическими и юридическими лицами федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется уполномоченным органом (Росфинмониторинг) в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким уполномоченным органом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307, является Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства №28 постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Установлено, что ООО АН «Новый век» не состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу в установленном законом порядке, чем грубо нарушаются требования ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Кроме того, установлено, что организацией, не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке правила внутреннего контроля операций с денежными средствами, не назначено ответственное лицо за соблюдением указанных правил, что нарушает обязательные требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, создает препятствия для нормального функционирования правового механизма противодействия легализации таких доходов, а также для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия таких надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную Службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Документы, подтверждающие постановку ООО АН «Новый век» на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО, Правила внутреннего контроля, согласованные МРУ Росфинмониторинга по СФО, документы, подтверждающие назначение ответственного лица в ходе проверки генеральным директором ООО АН «Новый век» не представлены.

Более того, согласно информации МРУ Росфинмониторинга по СФО ООО АН «Новый век» с заявлениями о постановке на учет, либо о согласовании правил внутреннего контроля операций с денежными средствами не обращалось.

Бездействием ООО АН «Новый век» нарушаются права неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 1 ФЗ №115-ФЗ закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что незаконные деньги и имущество в дальнейшем используются в официальном хозяйственном обороте. Это порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления, провоцирует их на новые общественно опасные деяния. Кроме того, путем легализации преступно нажитых средств криминалитет получает возможность напрямую воздействовать на хозяйственные и политические процессы, происходящие в обществе.

Согласно ст. 12 ГК РФ существуют различные способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения исполнения обязанностей в натуре.

    В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства.Согласно положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если требуемые действия могут быть совершены только ответчиком, суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с вышеизложенным, истец просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», обязать Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» разработать и согласовать с Межрегиональным Управлением Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

В судебном заседании представитель истца прокурор Бурилова Н.С., действующая на основании поручения, поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Участвующие в судебном заседании представители ответчика ООО Агентство недвижимости «Новый век» Сафаров Э.Э., Джамалхановой Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования об обязании встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, обязании разработать и согласовать Правила внутреннего контроля признали в полном объеме.

Последствия признания иска и положения ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.

В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд принимает признание иска как не противоречащее закону и не затрагивающее интересы других лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Так, в соответствии с п.2 ст. 7 указанного Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», контроль за исполнением физическими и юридическими лицами федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется уполномоченным органом (Росфинмониторинг) в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия таких надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную Службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Судом установлено, что ООО АН «Новый век» не состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу в установленном законом порядке, чем грубо нарушаются требования ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Кроме того, установлено, что организацией, не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке правила внутреннего контроля операций с денежными средствами, не назначено ответственное лицо за соблюдением указанных правил, что нарушает обязательные требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, создает препятствия для нормального функционирования правового механизма противодействия легализации таких доходов, а также для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства.

В соответствии с положениями ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Руководствуясь указанной нормой закона, учитывая обстоятельства дела, суд полагает необходимым обязать ответчика встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, разработать и согласовать Правила внутреннего контроля в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Иркутска - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» встать на учет в Межрегиональном Управлении Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Новый век» разработать и согласовать с Межрегиональным Управлением Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.12.2011г.

Судья О.А.Баканова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 12.12.2011 г. не вступило в законную силу

Судья О.А.Баканова

<данные изъяты>

Секретарь с/з А.В. Забанова