о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2012 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Сердюк Т.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-298/2012 по заявлению Чмулы В.М. о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Чмула В.М. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, возложении обязанности утвердить схему расположения указанного земельного участка, указав, что является собственником индивидуального <данные изъяты>-этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом расположен на огороженном земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., на участке расположены хозяйственные постройки вспомогательного к дому назначения: летняя кухня (литер Г) и уборная (литер Г1), которые являются принадлежностями к главной вещи (жилому дому).

На основании решения Исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О правовой регистрации строений», указанный земельный участок по адресу: <адрес> был закреплён за жилым домом.

Заявитель указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ., желая приватизировать земельный участок, занятый домом и необходимый для его использования, он обратился в КУМИ Администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и представил все необходимые документы.

В ноябре ДД.ММ.ГГГГ. было получено письмо от Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в котором Администрация г. Иркутска отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на том основании, что Чмула В.М. не представил выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности на строение летней кухни, которая по мнению Администрации г. Иркутска является объектом самовольного строительства.

Полагает, что отказ Администрации г. Иркутска утверждать схему расположения земельного участка является незаконным и необоснованным, так как Администрация г. Иркутска ошибочно полагает, что расположенное на указанном земельном участке строение – летняя кухня (литер Г) является объектом самовольного строительства. Летняя кухня является строением вспомогательного использования и является принадлежностью к жилом дому.

Заявитель указывает, что он предоставил Администрации г. Иркутска все документы, удостоверяющие его право на строение летняя кухня, этими документами являются правоустанавливающие документы на жилой дом и технический паспорт жилого дома, в котором указано, что на участке расположено строение вспомогательного назначения – летняя кухня (литер Г). Каких либо разрешений на строительство летней кухни не требуется, так как она является строением вспомогательного использования.

Жилой дом занимает на земельном участке главенствующее положение по своему назначению, так как предназначен для проживания заявителя и членов его семьи, имеет утеплённые двери, окна, печное отопление, электроснабжение. Летняя кухня имеет второстепенное значение, она не предназначена для проживания, может быть использована только летнее время года, так не имеет утеплённых дверей, не имеет окон, не имеет печного отопления, не имеет постоянного электроснабжения.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Иркутска не указала ссылку на норму права, позволяющую Администрации г. Иркутска отказывать в утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанному основанию. Действующее законодательство не содержит такого основания для отказа. Даже если бы летняя кухня являлась самовольной постройкой – это не могло повлиять на границы земельного участка и быть основанием для отказа утверждать схему расположения земельного участка. Чмула В.М. не просил утверждать схему границ земельного участка предназначенного для эксплуатации летней кухни, он просил утвердить схему границ земельного участка для эксплуатации жилого дома со служебными постройками. Правоустанавливающие документы на жилой дом в соответствии со ст. 36 ЗК РФ им были представлены, также были представлены документы о закреплении земельного участка за этим жилым домом. Администрация г. Иркутска не обладает сведениями о том, что летняя кухня принадлежит на праве собственности иному лицу и может обременить земельный участок. Просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за № в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, под эксплуатацию существующего жилого дома со служебными хозяйственными постройками.

Заявитель Чмула В.М., извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности Савкина В.Н..

В судебном заседании представитель заявителя Чмулы В.М. – Савкин В.Н., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования своего доверителя поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении, дополнительно пояснил, что оспариваемый отказ препятствует его доверителю оформить земельный участок в собственность в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель Администрации г. Иркутска – Хаснутдинов Р.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № , заявленные требования не признал, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, со ссылкой на п. 1 ст. 254 ГПК РФ, ст. 255 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ суду пояснил, что в заявлении не содержится доводов о том, что оспариваемый заявителем отказ нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативного правовому акту. Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению земельного участка, на основании визуального осмотра выполненного работниками комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска было выявлено нахождение на земельном участке объекта, указанного как летняя кухня, фактически являющего капитальным объектом самовольного строительства, в связи с чем, заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Чмула В.М. обратился в суд с заявлением в защиту своих нарушенных прав, оспаривания действия администрации г. Иркутска в порядке главы 25 ГПК РФ.

Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

    Таким образом, заявитель должен не только конкретизировать предмет судебной проверки (действия или решения, которые заявитель просит признать незаконными), но и доказать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемым действием (бездействием) или актами; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности, на что также указано в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

    В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 1 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков территории г. Иркутска, утверждённого Решением Думы города Иркутска от 21.05.2009г. N 004-20-611060/9, земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляются гражданам, и юридическим лицам в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством Иркутской области и настоящим Порядком.

Согласно п. 8, 9 указанного Порядка, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка. Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.

    В силу положений ч. 4, 5 ст. 30, ч. 4 ст. 34 ЗК РФ предоставление земельного участка независимо от целей его использования осуществляется после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учёта.

    В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

    Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

    В судебном заседании установлено, что Чмуле В.М. принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью    <данные изъяты> кв.м., литер А, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ решением Свердловского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Чмулой В.М. права собственности на жилой дом, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось представителем администрации г. Иркутска в судебном заседании.

Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>, выполненного <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, исследованного в судебном заседании, следует, что жилой дом расположен на огороженном забором земельном участке, помимо основного строения - жилого дома, на участке расположены вспомогательные строения и сооружения: летняя кухня, имеющая литер Г и уборная, имеющая литер Г1.

Представителем администрации г. Иркутск не оспаривалась достоверность сведений содержащихся в исследованном техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес>, выполненного <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ как и не и не представлено доказательств недостоверности этих сведений.

Согласно пунктов 1, 3, 4, 7, 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301), основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно приложения № 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998г. N 37), на земельном участке здания подразделяются на основные и служебные. Основным называется здание, которое среди других на земельном участке является главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. На одном земельном участке может быть одно или более зданий. Служебным называется строение, которое по отношению к основному зданию имеет второстепенное значение на земельном участке. Служебные строения зачастую бывают некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются.

    Из расписки о приёме документов на утверждение схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Чмула В.М. обратился с соответствующим заявлением (рег. номер заявления об утверждении схемы границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> представив подготовленные материалы по составлению схемы земельного участка, что не оспаривалось представителем администрации г. Иркутска в судебном заседании.

Из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление Чмулы В.М. об утверждении схемы расположения земельного участка было рассмотрено, в результате обследования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, выявлено нахождение на нём индивидуального жилого дома (литер А), принадлежащего Чмула В.М. на праве собственности и объекта, указанного в представленных документах – летняя кухня, фактически являющегося по мнению администрации г. Иркутска капитальным объектом самовольного строительства. В связи с непредставлением из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на данное здание (летнюю кухню) или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на него Чмулы В.М., в утверждение схемы расположения земельного участка Чмуле В.М. было отказано.

В судебном заседании установлено и не оспорено администрацией г. Иркутска, что земельный участок по адресу: <адрес>, на кадастровом учёте не состоит, установление его границ в установленном порядке ранее не проводилось.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании представленных и исследованных доказательств в их совокупности суд приходит к выводу об ошибочности доводов администрации г. Иркутска о наличии на земельном участке, по адресу: <адрес>, объекта самовольного капитального строительства, обозначенного по техническому паспорту - летняя кухня (литер Г - по техническому паспорту жилого дома выполненного ОГУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно исследованной в судебном заседании архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ , Решением исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О правовой регистрации строений», состоялось закрепление земельных участков ранее выстроенных домов по <адрес>.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки, за исключением основного здания (например, жилого дома на земельном участке, принадлежащем гражданину), которые, как правило, по своему назначению предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер, например: сарай, баня, летняя кухня, гараж иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.

Из системного толкования нормы права следует, что критерий капитальности строения и сооружения не является определяющим при отнесении его к вспомогательному или основному, строения и сооружения вспомогательного использования могут быть капитальными. Определяющим является критерии назначения, соответствие технических характеристик и фактического использования.

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.1981 г. N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом» (с изменениями и дополнениями), различного рода хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.п.) являются подсобными строениями и составляют с домом единое целое. Поэтому при отчуждении жилого дома они переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора об отчуждении дома не был обусловлен их снос или перенос прежним собственником.

    Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

На основании исследованных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, строение – летняя кухня (литер Г - по техническому паспорту жилого дома выполненного ОГУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по своему назначению является строением вспомогательного использования, не требующим выдачи разрешения на строительство, и предназначенное для обслуживания жилого дома. Указанное строение - летняя кухня, в соответствии со ст. 135 ГК РФ, принадлежит на праве собственности Чмуле В.М. Представителем администрации г. Иркутска не представлено доказательств свидетельствующих об ином.

Кроме того, администрацией г. Иркутска в нарушение ст. 249 ГПК РФ, не представлено доказательств наличия законных оснований для отказа заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка по указанным выше основаниям.

В письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка не содержится ссылки на какую-либо норму права, послужившую правовым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Целью утверждения схемы расположения земельного участка является определение местоположения границ земельного участка, его площади для дальнейшем постановки земельного участка на кадастровый учёт.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Наличие или отсутствие на земельном участке самовольных построек не препятствует рассмотрению по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в установленном порядке и само по себе не может являться основанием для отказа утвердить схему расположения земельного участка под эксплуатацию оформленного объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности.

В связи с вышеизложенным, оспариваемый заявителем отказ администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, создавая ему препятствия для постановки земельного участка на кадастровый учёт и дальнейшего оформления прав на земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Чмулой В.М. отказ администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не основан на нормах материального права, нарушает права и интересы заявителя и подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Чмула В.М. – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. метра, под эксплуатацию существующего жилого дома со служебными хозяйственными постройками.

Обязать администрацию г. Иркутска рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, под эксплуатацию существующего жилого дома со служебными хозяйственными постройками, в установленном законом порядке.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 13.01.2012 года. Судья.

<данные изъяты>

<данные изъяты>