прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года.                  г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре судебного заседания Забановой А.В.,

с участием помощника Кировского района г.Иркутска Зайнутдиновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1314/2012 по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Каталову Е.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Иркутска (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Каталову Е.И. (далее – ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение38 СК № , выданного ДД.ММ.ГГГГ, в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что Каталов Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно сведений МЭО ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения 38 СК № , выданного ДД.ММ.ГГГГ, однако в настоящее время имеет медицинские психиатрические противопоказания для управления автотранспортными средствами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст.24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Исходя из ст.25 указанного Федерального закона одним из обязательных условий получения права на управление транспортными средствами (следовательно, и для сохранения такого права) является отсутствие ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривает ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28.04.1993г. № 377 утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлено противопоказание при алкоголизме, наркомании, токсикомании.

На основании приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989г. заболевания «хронический алкоголизм», «наркомания» является препятствием в получении прав на управление транспортными средствами. А лица, страдающие данным заболеванием могут быть допущены к управлению транспортным средством только после лечения и снятия с учета.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В соответствии с заключением судебно-наркологического освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ Каталов Е.И. страдает наркотической зависимостью от опиоидов; его заболевание препятствует управлению транспортными средствами.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Каталов Е.И. страдающий наркотической зависимостью от опиоидов, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, создается потенциальная угроза другим участникам дорожного движения, что может способствовать уровню роста дорожно-транспортных происшествий, а также может повлечь причинение им вреда.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ).

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем служит основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

На основании ст.12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу ее нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.

На основании изложенного, прокурор просил прекратить действие права Каталова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, обязать Каталова Е.И. возвратить водительское удостоверение 38 СК № , выданного ДД.ММ.ГГГГ, в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Иркутска Зайнутдинова И.А. поддержала исковые требования прокурора, полагала их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик Каталов Е.И., извещённый о времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному в исковом заявлении, не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Третье лицо Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по Иркутской области, извещённое о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило, не просило о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

На основании заявления помощника Кировского района г.Иркутска Зайнутдиновой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ определением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в силу п.1 ст.233 ГПК РФ гражданское дело № 2-1314/2012 по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Каталову Е.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела №2-1314/2012, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Каталову Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение 38 СК №.

Согласно заключению судебно-наркологического освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в отношении Каталова Е.И., Каталов Е.И. страдает наркотической зависимостью от опиоидов. Данное заболевание препятствует управлению транспортным средством.

Оснований сомневаться в достоверности заключении экспертов суд не находит, так как оно дано компетентными лицами и на основе специальных познаний в области медицины. При назначении экспертизы эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, предусмотренной ст.307 УК РФ, о чём свидетельствуют подписи экспертов в заключении судебно-наркологического освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства РФ «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 28.04.1993 года №377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, по которому для водителей транспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании и токсикомании. Осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, при алкоголизме, наркомании, токсикомании допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета (приказ Министерства, здравоохранения СССР от 29.09.1989 №555 п.29 «б»).

Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с.ч.3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает условия, при которых предоставляется получение права па управление транспортными средствами.

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья, препятствующее безопасному управлению транспортными средствам и, подтвержденное медицинским заключением.

Согласно статье 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной я г.Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами, что предусмотрено ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что имеющееся у Каталова Е.И. заболевание, в виде наркотической зависимости от опиоидов относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, деятельность Каталова Е.И. по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о прекращении действия права Каталова Е.И. на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение 38 СК № выданного ДД.ММ.ГГГГ, в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Каталову Е.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, обязании возвратить водительское удостоверение – удовлетворить.

Прекратить действие права Каталова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.

Обязать Каталова Е.И. возвратить водительское удостоверение 38 СК № , выданного ДД.ММ.ГГГГ в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по <данные изъяты>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                     О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 21.03.2012г.

Судья О.А. Баканова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>