РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2012г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Сердюк Т.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-505/2012 по иску Руденко М.М. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Руденко М.М. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение, указав, что она - Руденко М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, в соответствии с Постановлением Главы администрации <данные изъяты> административного округа г<адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении Руденко М.М. в детский дом». Согласно данному Постановлению жилплощади за ней не закреплено.
На основании выписки из Приказа ДД.ММ.ГГГГ за № № она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - № На основании письма начальника отдела учета и предоставления жилья ДД.ММ.ГГГГ за № № она включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в <адрес>, номер очереди по единому списку детей сирот № На основании письма начальника отдела учета и предоставления жилья от ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - №. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей предоставлено не было, договор социального найма с ней не заключался.
Просит суд обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в <адрес> отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиями <адрес> площадью не менее № кв. м.
Истица Руденко М.М. извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд в известность не поставила, что не является препятствием к рассмотрению указанного гражданского дела.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска – Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования истца не признала, просила суд в удовлетворении отказать, указав, что право истца на обеспечение жилой площадью ею не оспаривается, однако имеются другие лица указанной категории, состоящие на учете ранее истца, в связи с чем предоставление истцу жилого помещения ранее будет нарушать их права.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Иркутской области, извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, изложив свою позицию в представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление, просило о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав пояснение представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются ЖК РФ, вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом – ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. №189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. №189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).
Статьей 3 Закона Иркутской области № 50-оз определено, что учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В судебном установлено, что согласно Постановлению главы администрации <адрес> административного округа г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № № определены в детский дом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Руденко М.М. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец детей умер, место нахождение матери – <данные изъяты> - неизвестно. Государственной жилой площади дети Руденко не имеют.
Из представленного в материалы дела решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу -ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ несовершеннолетняя Руденко М.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения помещена под надзор в <адрес>.
Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.
Руденко М.М. в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоит с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – №
Представленные суду документы подтверждают статус Руденко М.М. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истец поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Руденко М.М. лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Из представленных ответа из МУП БТИ г.Иркутска Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ИО от ДД.ММ.ГГГГ №№, следует, что сведений о принадлежности недвижимого имущества у Руденко М.М. не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» №52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области №52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области №52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. №50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.
С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
В соответствии с п. 11 ст. 4 указанного закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.
Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Руденко М.М. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Руденко М.М. - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Руденко М.М. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес> площадью <данные изъяты> квадратных метров(+/- 5 кв.м).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированны текст решения изготовлен - 24.01.2012г. Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.