об обязании предоставить жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Сердюк Т.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-413/2012 по иску Лунковского Д.В. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Лунковский Д.В. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение, указав, что он Лунковский Д.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком-сиротой с ДД.ММ.ГГГГ., когда его родители были объявлены в розыск. До ДД.ММ.ГГГГ. он находился в <данные изъяты> на воспитании и полном государственном обеспечении. За ним, как за лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не было закреплено.В Администрации г. Иркутска он был включен в список поставленных на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Иркутска. До настоящего времени жилого помещения не получил, постоянного места жительства и жилья в собственности либо пользовании не имеет.

    Просит суд обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в г.Иркутске, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиями г.Иркутска, площадью не менее 33 кв. м.

Истец Лунковский Д. В. извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, что не является препятствием к рассмотрению указанного гражданского дела.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска – Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования истца не признала, просила суд в удовлетворении отказать, указав, что право истца на обеспечение жилой площадью ею не оспаривается, однако имеются другие лица указанной категории, состоящие на учете ранее истца, в связи с чем предоставление истцу жилого помещения ранее будет нарушать их права.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Иркутской области, извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, изложив свою позицию в письменном отзыве на исковое заявление, просило о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав пояснение представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются ЖК РФ, вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом – ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. №189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. №189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).

Статьей 3 Закона Иркутской области № 50-оз определено, что учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В судебном установлено, что согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации <адрес> административного округа <адрес> Лунковский Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в детский дом. Отец мальчика <данные изъяты> и мать <данные изъяты>. находятся в розыске. Государственной жилой площади Лунковский Д.В. не имеет.

Согласно справке областного государственного образовательного казенного учреждения детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школа интернат № Лунковский Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником ОГОУ для детей сироти детей оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» <адрес> и находился на полном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ

Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.

Лунковский Д.В. состоит в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди –

Представленные суду документы подтверждают статус Лунковского Д.В. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истец поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.    

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Лунковский Д.В. лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Из представленного ответа из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ИО от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что сведений о принадлежности недвижимого имущества у Лунковского Д.В. не имеется.

Из справки Управления министерства социального развития, опеки и попечительства по <данные изъяты> по опеке и попечительству <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о закрепленном жилом помещении за Лунковским Д.В - ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» №52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области №52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области №52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. №50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

В соответствии с п. 11 ст. 4 указанного закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.

Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Лунковского Д.В. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лунковского Д.В. - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Лунковскому Д.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города <адрес>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров(+/- 5 кв.м).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен - 24.01.2012г. Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>