РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2012 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И.,
при секретаре Рженевой К.А.
с участием прокурора Лукьяновой О.М., представителя ответчика ОАО «РЖД» -Филипповой И.В., действующей по доверенности, представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Муравьевой Н.В., действующей по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2012 по иску Братского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги», Росжелдорснаб- филиал ОАО РЖД, о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов и пожарной безопасности
установил:
В Кировский районный суд г. Иркутска обратился Братский транспортный прокурор с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ОАО Российские железные дороги, Росжелдорснаб-филиал ОАО РЖД о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов и пожарной безопасности.
В обоснование иска указал на следующие обстоятельства:
Братской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса в <данные изъяты> отделе Иркутской дирекции материально-технического обеспечения - структурное подразделение Росжелдорснаба - филиала ОАО «Российские железные дороги» были выявлены нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
<данные изъяты> - структурное подразделение Росжелдорснаба - филиала ОАО «Российские железные дороги» эксплуатирует склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) ст. <адрес>, который в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее ФЗ РФ от 21.07.1997 № о-ФЗ) является опасным производственным объектом (ОПО).
Согласно ст.1 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Проверкой было установлено, что отсутствуют на данном ОПО в нарушение ст. 10 Федерального закона 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 1.7 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов», утв. Постановлением Госгортехнадзора от 20.05.2003г. №33 (далее ПБ 09-560-03) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
В нарушение п.4.1 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», утв. приказом Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ (далее ПБ 03-517-02) отсутствует проектная документация на реконструкцию (техническое перевооружение) опасного производственного объекта нефтепродуктообеспечения (склад ГСМ), имеющая положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств (резервуары), применяемых на ОПО, не имеющих паспортов завода изготовителя или с фактическим сроком службы более 20 лет (введение в эксплуатацию в 60-е, 70-е, 90-е года), чем не соблюдаются требования ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п.6.9 ПБ 03-517-02, п. 1.5, п.3.2.1 «Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003г. №8, п.п.1.7, 4.27 ПБ 09-560-03, п. 9АЛ Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утв. постановлением Госгортехнадзора от 10.06.2003 № 80 -далее ПБ 03-585-03).
Отсутствуют на складе ГСМ ст. <данные изъяты> в нарушение П.6.4.ПБ 09-560-03, раздела 6 ПБ 03-517-02 эксплуатационные паспорта на стальные резервуары.
Насосная станция для приемки-выдачи нефтепродуктов на данном ОПО в нарушение п.2.9.223 ПБ 09-560-03 не оборудована приточно-вытяжной вентиляцией, сблокированной с насосами.
Вышеуказанные опасные производственные объекты эксплуатируются ответчиком с нарушением требований Федерального Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, нормативных технических документов ПБ 03-517-02, ПБ 09-560-03, ПБ 03-585-03, ПБ 09-540-03, РД 19-03-2007, РД 22-01-97, РД 09-536-03, ПУЭ, устанавливающих правила ведения работ на опасных производственных объектах.
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116 ФЗ нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также иных технических документов, устанавливающих правила ведения на опасном производственном объекте означает, что опасный производственный объект ответчика не отвечают требованиям промышленной безопасности.
Невыполнение требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов ответчиком создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, ведет к возникновению аварийной ситуации.
Настоящей проверкой также было установлено, что на складе ГСМ ст. <данные изъяты> не соблюдаются нормы пожарной безопасности. Так в нарушение таблицы 2 п. 1 Норм пожарной безопасности 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23.08.1998 № 25 (далее НПБ 111-98*) не обеспечены минимальные расстояния между сооружениями топливозаправочного пункта: резервуарами с бензином и дизельным топливом, резервуарами и зданием операторской, от резервуаров с бензином и дизельным топливом до края проезжей части НПБ 111-98* таб. прил. 2.1, что может способствовать распространению возможного пожара.
В нарушение п.9 НПБ 111-98*, п.6.39 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. МПС РФ от 11.11.1992 № ЦУО-112 ( далее ППБО 109-92) планировка топливораздаточного пункта не исключает возможности растекания аварийного топлива как по его территории, так и за его пределы, отсутствует обвалование резервуаров с топливом, препятствующие растеканию жидкости в случае аварии. Данные нарушения значительно увеличивают скорость распространения горения и могут быть причиной возникновения пожара.
Ограждение топливозаправочного пункта в нарушение п. 16 НПБ 111-98* выполнено из горючих материалов - досок, при этом расстояние от забора до резервуара менее 1м, что может быть причиной распространения горения с ограждения на резервуары.
В нарушение п.57 ППБ 01-03 монтаж и эксплуатация электрических сетей, заземляющего контура технологического оборудования осуществляются с нарушениями требований норм по энергетике: применяется электрооборудование невзрывозащищенного исполнения.
Резервуары для хранения бензина и дизельного топлива в нарушение п.51 НПБ 111-98* не оборудованы линиями деаэрации с дыхательными клапанами с огнепреградителями, что повышает давление горючих и легковоспламеняющихся газов внутри резервуаров, и при определенных условиях может послужить причиной взрыва.
На технологическое оборудование: резервуары, топливораздаточные колонки в нарушение п. 700 ППБ 01-03 отсутствует какая - либо технико-эксплуатационная документация.
Не организовано в нарушение п.718 ППБ 01-03 проведение работ по техническому обслуживанию оборудования экипировочного пункта, отсутствует график проведения регламентных работ, что может способствовать возможному развитию и распространению пожара вследствие имеющихся неисправностей. Не организовано в нарушение указанной нормы проведение технического обслуживания технологического оборудования.
В нарушение п.п. 703, 729 ППБ 01-03 допускается эксплуатация топливо - распределительных колонок с неисправностями, с внесенными конструктивными изменениями, что повышает уровень пожарной опасности и может явиться вероятной причиной возникновения пожара.
Не соблюдаются на складе требования п.698 ППБ 01-03 и отсутствует следующая документация: выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; сертификаты на имеющееся оборудование; технико-эксплуатационная документация (далее - ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке; план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС); инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД; график проведения регламентных работ; журнал учета проведения регламентных работ; журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС); журнал учета ремонта оборудования; дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал.
В нарушение п.57 ППБ 01-03, таблицы 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 отсутствуют на складе протоколы замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
Здание насосной склада топлива в нарушение 3.3.4. Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения. ВППБ 01-01-94, утв. приказом Минтопэнерго РФ от 13.06.1995 №13, п. 11 ПБ 09-560-03 не оборудовано приборами контроля воздушной среды ( газоанализаторами).
Здание насосной склада топлива в нарушение п. 9.4, 9.5 СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», утв. постановлением Госстроя от 26.04.1993 № 18-10 не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации. В нарушение таблицы 3 данного СНиП не обеспечено минимальное расстояние между резервуарами и зданием насосной.
Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, является составной частью общественной безопасности и в случае возникновения пожара причиняется материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Выявленные нарушения правил пожарной создают условия, способствующие возникновению пожара, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, создает возможность причинения имущественного вреда и нарушения нормального функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Невыполнение требований пожарной безопасности ответчиками нарушает законное право граждан, предусмотренное ст. 34 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.М. уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» -Филиппова И.В., действующая по доверенности, уточненные исковые требования прокурора признала в части отсутствия на данном ОПО плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС); отсутствие на складе ГСМ ст. <данные изъяты> эксплуатационных паспортов на стальные резервуары, не обрудованность насосной станции для приемки-выдачи нефтепродуктов на данном ОПО приточно-вытяжной вентиляцией, сблокированной с насосами и автоматическими газоанализаторами довзрывных концентраций углеводородов в воздухе рабочей зоны.
Относительно иных требований возражала, указав, что в определение технических устройств, данном в ст. 1 ФЗ 116-ФЗ, законодателем не включено понятие «резервуары», используемое как самостоятельный объект, требования ст. 13 указанного закона в части экспертизы промышленной безопасности на резервуары не распространяется, суд находит несостоятельным. Требования по устранению нарушений норм пожарной безопасности не могут быть удовлетворены в связи с нарушениями требований ст. 294 ФЗ « о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля: на проведение проверки Объекта отделом надзорной деятельности по г. <данные изъяты> ГУ МЧС России по Иркутской области не были представлены: заверенная копия распоряжения или приказа о проведении проверки подлежащие вручению под роспись уполномоченному представителю юридического лица; акт по результатам проверки, с подтверждением его вручения уполномоченному представителю юридического лица. В связи с наличием грубых нарушений норм указанного закона, представитель ответчика полагает, акт проверки надлежащим доказательством не является.
Представитель третьего лица - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Муравьева Н.В., действующая по доверенности полагала заявленные требования прокурора обоснованными.
Третье лицо - главное управление МЧС России по Иркутской области - заявило о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее ФЗ 116-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В статье 1 ФЗ 116-ФЗ, указано, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ст. 2 ФЗ 116, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Судом установлено, что <данные изъяты> - структурное подразделение Росжелдорснаба - филиала ОАО «Российские железные дороги» эксплуатирует склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) ст. <данные изъяты> - опасный производственный объект (ОПО), что сторонами в процессе не оспаривалось и подтверждается Свидетельством о регистрации А01-07011, выданным 28.12.2010 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в приложении к которому ( лист 889)- указан объект- склад ГСМ оборотного локомотивного депо Усть-Илимск Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД.
Согласно ст. 10 ФЗ 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
здания и сооружения на опасном производственном объекте;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. ( ст. 13 ФЗ 116-ФЗ).
Согласно п. 1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 20 мая 2003 г. N 33 "Об утверждении Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов", организация, эксплуатирующая ОПО нефтебаз или складов нефтепродуктов, обязана:
- соблюдать требования Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов в области промышленной безопасности;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
-обеспечивать готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии: иметь планы локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), проводить тренировки по действию персонала в аварийных ситуациях.
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах в установленные сроки.
В соответствии с п. 4.27 указанных правил, все оборудование и приборы, монтируемые на нефтебазах и складах нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации изготовителя и копии разрешения органов Госгортехнадзора России на их применение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В п. 6.9. раздела VI ( Требования к техническим устройствам) «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 г. N 61-А, указано, что по достижении срока эксплуатации, установленного в технической документации, дальнейшая эксплуатация технического устройства не допускается без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации в порядке, установленном Госгортехнадзором России.
В судебном заседании установлено, что опасный производственный объект - склад ГСМ оборотного локомотивного депо <данные изъяты> Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД эксплуатируется ответчиком с нарушением требований Федерального Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, нормативных технических документов ПБ 03-517-02, ПБ 09-560-03, ПБ 03-585-03, ПБ 09-540-03, РД 19-03-2007, РД 22-01-97, РД 09-536-03, ПУЭ, устанавливающих правила ведения работ на опасных производственных объектах, а именно:
На данном ОПО отсутствуют в нарушение ст. 10 Федерального закона 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п. 1.7 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов», утв. Постановлением Госгортехнадзора от 20.05.2003г. №33 (далее ПБ 09-560-03) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)
Данный факт подтверждается актом проверки Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ
Представителем ответчика в судебном заседании наличие указанных нарушений не оспаривалось.
Также установлено, что на складе ГСМ ст. <данные изъяты> в нарушение П.6.4.ПБ 09-560-03, раздела 6 ПБ 03-517-02, отсутствуют эксплуатационные паспорта на стальные резервуары.
В нарушение требований ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, п.6.9 ПБ 03-517-02, п. 1.5, п.3.2.1 «Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003г. №8, п.п.1.7, 4.27 ПБ 09-560-03, п. 9АЛ Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 10.06.2003 № 80 -далее ПБ 03-585-03, ответчиком не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств (резервуары), применяемых на ОПО, не имеющих паспортов завода изготовителя или с фактическим сроком службы более 20 лет (введение в эксплуатацию в 60-е, 70-е, 90-е года), чем не соблюдаются.
Наличие данного нарушения также подтверждается актом проверки Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ответчиком не оспаривался в суде факт отсутствия эксплуатационных паспортов на стальные резервуары.
Возражения представителя ответчика, согласно которым в определение технических устройств, данном в ст. 1 ФЗ 116-ФЗ, законодателем не включено понятие «резервуары», используемое как самостоятельный объект, требования ст. 13 указанного закона в части экспертизы промышленной безопасности на резервуары не распространяется, суд находит несостоятельным:
Согласно ст. 13 ФЗ 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат, в числе иных, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20 мая 2003 г. N 33 "Об утверждении Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов", утверждены Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
В разделе IV указанного документа содержатся требования к обслуживанию и ремонту технологического оборудования, резервуаров и трубопроводов, технических систем обеспечения и указано, что
- Работы восстановительного характера, включающие строительные, монтажные, пусконаладочные, а также работы по диагностированию оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями нормативных документов по промышленной безопасности и организации безопасного проведения ремонтных работ в организации (п.4.1.);
-При осмотре стальных резервуаров особое внимание обращается на состояние швов нижних поясов корпуса и уторного уголка резервуара. При обнаружении отпотин или трещин в сварных швах или в металле корпуса резервуара необходимо немедленно выводить его из эксплуатации. ( п.4.3.);
-Результат технического осмотра резервуара заносится в его паспорт ответственным лицом. ( п.4.4.);
-Все оборудование и приборы, монтируемые на нефтебазах и складах нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации изготовителя и копии разрешения органов Госгортехнадзора России на их применение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ( п.4.27).
Как указано в п. 3.2. положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 г. N 8), экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а так же:
- при отсутствии паспорта на техническое устройство;
- при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
Анализ указанного законодательства свидетельствует о том, что резервуары также подпадают под действие понятия «технические устройства», они должны иметь паспорта, при отсутствии паспорта на техническое устройство, при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет; в отношении указанных технических средств однозначно должна быть проведена экспертиза промышленной безопасности.
Также судом установлено, что насосная станция для приемки-выдачи нефтепродуктов на данном ОПО в нарушение п.2.9.223 ПБ 09-560-03 не оборудована приточно-вытяжной вентиляцией, сблокированной с насосами. В нарушение п.2.9.223, п.3.6.1.3 ПБ 09-560-03 насосная ОПО не оборудована автоматическими газоанализаторами довзрывных концентраций углеводородов в воздухе рабочей зоны.
Наличие данных нарушений представителем ответчика не оспаривалось и подтверждается актом проверки Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, судом установлено, что на указанном складе ответчиком не соблюдается законодательство о пожарной безопасности.
Согласно постановлению Госгортехнадзора РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>
-В насосных станциях для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости должны устанавливаться средства автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин. Все случаи загазованности должны фиксироваться приборами.( п.2.9.22)
- В помещении насосной должна быть обеспечена исправная и постоянно действующая работа вентиляционных устройств. При неисправности и выключенной вентиляции работа насосов не допускается.( п.2.9.23)
Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25), устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" утверждены правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности*, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, в них в том числе указано, что
- Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее - ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Топливозаправочная станция (далее - ТЗС) в сборе должна быть проверена в заводских условиях на герметичность давлением, превышающим давление соответствующих периодических испытаний (величины давлений периодических испытаний должны быть приведены в ТЭД на ТЗС) не менее чем на 20%, а также на срабатывание ее систем противоаварийной защиты с оформлением соответствующих актов, являющихся обязательным приложением к ТЭД. ( п.700)
- Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗК (АЗС) ( п.703).
- Техническое обслуживание оборудования АЗК (АЗС), регламентные работы, метрологические испытания приборного и предохранительного оборудования должны проводиться в строгом соответствии с графиком этих работ. Производство каких-либо регламентных работ, не указанных в ТЭД на технологическое оборудование, не допускается. Такие работы следует выполнять в ремонтных мастерских. ( п. 718)
- Технологическое оборудование на автозаправочных станциях должно содержаться в исправном состоянии. ( п. 729)
Судом установлено, что в нарушение таблицы 2 п. 1 Норм пожарной безопасности 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23.08.1998 № 25 (далее НПБ 111-98*) не обеспечены минимальные расстояния между сооружениями топливозаправочного пункта: резервуарами с бензином и дизельным топливом, резервуарами и зданием операторской, от резервуаров с бензином и дизельным топливом до края проезжей части НПБ 111-98* таб. прил. 2.1, что может способствовать распространению возможного пожара.
В нарушение п.9 НПБ 111-98*, п.6.39 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. МПС РФ от 11.11.1992 № ЦУО-112 ( далее ППБО 109-92) планировка топливораздаточного пункта не исключает возможности растекания аварийного топлива как по его территории, так и за его пределы, отсутствует обвалование резервуаров с топливом, препятствующие растеканию жидкости в случае аварии. Данные нарушения значительно увеличивают скорость распространения горения и могут быть причиной возникновения пожара.
Ограждение топливозаправочного пункта в нарушение п. 16 НПБ 111-98* выполнено из горючих материалов - досок, при этом расстояние от забора до резервуара менее 1м, что может быть причиной распространения горения с ограждения на резервуары.
В нарушение п.57 ППБ 01-03 монтаж и эксплуатация электрических сетей, заземляющего контура технологического оборудования осуществляются с нарушениями требований норм по энергетике: применяется электрооборудование невзрывозащищенного исполнения.
Резервуары для хранения бензина и дизельного топлива в нарушение п.51 НПБ 111-98* не оборудованы линиями деаэрации с дыхательными клапанами с огнепреградителями, что повышает давление горючих и легковоспламеняющихся газов внутри резервуаров, и при определенных условиях может послужить причиной взрыва.
На технологическое оборудование: резервуары, топливораздаточные колонки в нарушение п. 700 ППБ 01-03 отсутствует какая - либо технико-эксплуатационная документация.
Не организовано, в нарушение п.718 ППБ 01-03, проведение работ по техническому обслуживанию оборудования экипировочного пункта, отсутствует график проведения регламентных работ, что может способствовать возможному развитию и распространению пожара вследствие имеющихся неисправностей. Не организовано в нарушение указанной нормы проведение технического обслуживания технологического оборудования.
В нарушение п.п. 703, 729 ППБ 01-03 допускается эксплуатация топливо - распределительных колонок с неисправностями, с внесенными конструктивными изменениями, что повышает уровень пожарной опасности и может явится вероятной причиной возникновения пожара.
На складе не соблюдаются требования п.698 ППБ 01-03 и отсутствует следующая документация: выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; сертификаты на имеющееся оборудование; технико-эксплуатационная документация (далее - ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке; план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС); инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД; график проведения регламентных работ; журнал учета проведения регламентных работ; журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС); журнал учета ремонта оборудования; дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал.
В нарушение п.57 ППБ 01-03, таблицы 37 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 отсутствуют на складе протоколы замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
Здание насосной склада топлива в нарушение п. 3.3.4. Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения. ВППБ 01-01-94, утв. приказом Минтопэнерго РФ от 13.06.1995 №13, п. 11 ПБ 09-560-03 не оборудовано приборами контроля воздушной среды ( газоанализаторами).
Здание насосной склада топлива в нарушение п. 9.4, 9.5 СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», утв. постановлением Госстроя от 26.04.1993 № 18-10 не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации. В нарушение таблицы 3 данного СНиП не обеспечено минимальное расстояние между резервуарами и зданием насосной.
Факт наличия данных нарушений подтверждается актом проверки <данные изъяты> транспортной прокуратуры, проведенной с участием специалистов ГУ МЧС России по Иркутской области.
Доводы представителя ответчика в части того, что требования по устранению нарушений норм пожарной безопасности не могут быть удовлетворены в связи с невозможностью принять акт проверки как доказательство, в связи с допущенными нарушениями требований ст. 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: на проведение проверки Объекта отделом надзорной деятельности по г<данные изъяты> ГУ МЧС России по Иркутской области не были представлены: завереная копия распоряжения или приказа о проведении проверки подлежащие вручению под роспись уполномоченному представителю юридического лица; акт по результатам проверки, с подтверждением его вручения уполномоченному представителю юридического лица
Представитель ответчика полагает, что при таких обстоятельствах результаты проверки не могут являться доказательствами нарушений пожарной безопасности.
Суд указанные возражения полагает несостоятельными по следующим основаниям: