о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по технологическому присоединению электроустановки незаконным, обязании произвести технологическое присоединение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года                       г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре судебного заседания Забановой А.В.,

с участием прокурора Дудиной В.П.,

представителя третьего лица ОАО «Иркутская Электросетевая компания» –Сиротиной А.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-457/2012 по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», филиалу ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по технологическому присоединению ко второму источнику питания электроустановки незаконным, обязании произвести технологическое присоединение ко второму источнику питания электроустановки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Иркутска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», филиалу ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по технологическому присоединению ко второму источнику питания электроустановки незаконным, обязании произвести технологическое присоединение ко второму источнику питания электроустановки.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка по обращению генерального директора ОАО «Иркутская электросетевая компания» <данные изъяты> по вопросу электроснабжения здания Филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк».

В ходе проведенной проверки установлено, что филиал федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» (далее – Цирк) длительное время не принимает мер по оборудованию второго источника питания для энергоснабжения здания с массовым скоплением людей.

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ на нужды здания Цирка выделена максимальная мощность в объеме 485 кВт и присвоена третья категория надежности с одной точкой присоединения. Сечение трех кабельных линий из четырех существующих позволяет передать разрешенный объем мощности без нарушения ГОСТ <данные изъяты> «Электрическая энергия. Совместимость технических средств Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения обшего значения».

Электроснабжение зданий с массовым скоплением людей недопустимо от одного источника питания. Для бесперебойного электроснабжения, в соответствии с Правилами устройства электроустановок, у категорийных потребителей обязана быть вторая либо первая категория надежности. Вторая категория надежности электроснабжения предусматривает два независимых источника питания.

Здание Филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» имеет 1732 зрительных места.

Согласно п.7.2.14 Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999г., электроснабжение зрелищного предприятия с суммарным (при нескольких зрительных залах в одном здании) количеством мест в зрительных залах 800 и более и детских зрелищных предприятий независимо от количества мест должно удовлетворять в том числе следующим требованиям: питание электроприемников рекомендуется выполнять от двух трансформаторов собственной (абонентской) трансформаторной подстанции (далее – ТП). При нецелесообразности сооружения собственной ТП питание электроприемников следует осуществлять от двух трансформаторов ТП общего пользования; трансформаторы должны получать питание, как правило, от двух независимых источников 6 - 10 кВ; при отключении одного трансформатора оставшийся в работе трансформатор должен обеспечить питание всех электроприемников зрелищного предприятия.

В соответствии с п.1.2.19 Главы 1.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N204 (далее – ПУЭ), электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Таким образом, монтаж автоматического включения резерва в ТП предусматривается в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, в том числе при изменении категории надежности ранее присоединенных электропринимающих устройств.

Согласно п.1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Исходя из подпункта «а» п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила) процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, то есть бремя обеспечения технологического присоединения объекта к электрической сети в пределах границ своего земельного участка несет сам потребитель.

Повышение категории надежности электроснабжения здания Цирка исключит возможность отключений электроэнергии в здании Цирка во время аварий на любом из двух источников электроснабжения, а следовательно, исключается риск для жизни и здоровья зрителей и артистов Цирка.

На уменьшение риска наступления ответственности в случае причинения вреда, жизни и здоровью граждан вследствие ненадлежащего содержания имущества направлено и действие Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994, № 68-ФЗ (далее - Федеральный закон), согласно которому с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций принимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природе и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 7 Федерального закона).

В соответствии с преамбулой Федерального закона его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона организации независимо от форм собственности обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения чрезвычайных ситуаций: планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Здание цирка является местом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних детей. Нахождение граждан в здании, которому присвоена третья категория надежности с одной точкой присоединения, является опасным, под угрозу ставятся жизнь и здоровье людей, пользующихся услугами ответчика.

Ст. 2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше защиты жизни и здоровья людей.

В нарушение указанных требований в здании Филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» отсутствует технологическое присоединение ко второму источнику питания электроустановки.

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу, невозможно. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.

В соответствии с п. «з» раздела 2.2 Положения о филиале Федерального казенного предприятия «Российская цирковая компания» «Иркутский государственный цирк», филиал осуществляет в том числе обеспечение необходимого режима содержания и использования занимаемых филиалом зданий и сооружений, а также соблюдения в них мер пожарной безопасности. Согласно Уставу ФКП «Росгосцирк» и Положению о филиале, «Иркутский госцирк» не является самостоятельным юридическим лицом, и ответственность за деятельность филиала несет головное предприятие.

В судебном заседании представитель истца прокурор Дудина В.П., исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», филиал ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению, представленному суду, просил данное дело рассмотреть без его участия.

Участвующее в судебном заседании представитель третьего лица ОАО «Иркутская Электросетевая компания» – Сиротина А.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы искового заявления поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации независимо от форм собственности обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п.7.2.13 Правил устройства электроустановок питание электроустановок зрелищных предприятий может осуществляться как от собственной (абонентской) ТП (встроенной, пристроенной или отдельно стоящей), так и от ТП общего пользования.

Здание Филиала федерального казенного предприятия Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» имеет 1 732 зрительных мест.

Данное обстоятельство в судебном заседании не оспорено, доказательств обратного суду не представлено. Кроме того, цирк является детским зрелищным предприятием.

Согласно п.7.2.14 Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999г., электроснабжение зрелищного предприятия с суммарным (при нескольких зрительных залах в одном здании) количеством мест в зрительных залах 800 и более и детских зрелищных предприятий независимо от количества мест должно удовлетворять в том числе следующим требованиям: питание электроприемников рекомендуется выполнять от двух трансформаторов собственной (абонентской) трансформаторной подстанции (далее – ТП). При нецелесообразности сооружения собственной ТП питание электроприемников следует осуществлять от двух трансформаторов ТП общего пользования; трансформаторы должны получать питание, как правило, от двух независимых источников 6 - 10 кВ; при отключении одного трансформатора оставшийся в работе трансформатор должен обеспечить питание всех электроприемников зрелищного предприятия.

На основании Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от зданию Цирка присвоена третья категория надежности с одной точкой присоединения. А именно, четырьмя кабельными линиями от одной трансформаторной подстанции, принадлежащей ОАО «ИЭСК» - ТП .

Электроснабжение зданий с массовым скоплением людей недопустимо от одного источника питания. Для бесперебойного электроснабжения, в соответствии с ПУЭ, у категорийных потребителей обязана быть вторая категория надежности.

Пунктом 1.2.17 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) указано, что категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Проект должен быть согласован Энергоснабжающей организацией, к сетям которой планировалось подключение и выдавшей технические условия, и территориальным органом Ростехнадзора.

Бремя обеспечения технологического присоединения объекта к электрической сети несет сам потребитель. Порядок технологического присоединения регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г.

В соответствии с пп. «а» п.7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно п.18 Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.

В адрес администрации Цирка неоднократно направлялись письма: исх. указывающие на необходимость выполнения технических условий Однако, со стороны администрации Цирка не были предприняты необходимые действия.

на выдачу технических условий для обеспечения здания Цирка второй категорией подтверждается наличие третьей категории надежности и отсутствие второй категории надежности энергоснабжения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку цирк является детским зрелищным предприятием, то ответчиком должна быть обеспечена вторая категория надежности (п. 1.2.17). Ответчиком суду не представлено доказательств того, что у него имеется Проект электроснабжения здания цирка, предусматривающий соответствующую категорию надежности.

При этом суд отклоняет довод ответчика о фактическом устранении нарушения. Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, электроснабжение Филиала ФКП Росгорцирка «Иркутский госцирк» производится от 2-х независимых источников питания Данное письмо суд не может принять в качестве доказательства устранения выявленных нарушений, поскольку в силу приведенных правовых норм таким доказательством является Проект электроснабжения, согласованный с Управлением Ростехнадзора по Иркутской области и с энергоснабжающей организацией, к сетям которой присоединяется объект. Сведения, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ ничем не подтверждены, суду не представлены акт границ ответственности, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, проект электроснабжения. Также суду не представлено доказательств наличия автоматического ввода в работу резервного источника питания (переключения от одного источника к другому). Согласно акта . разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, точкой присоединения является трансформаторная подстанция Доказательств присоединения к РП суду не представлено.

Согласно объяснений третьего лица, все заявки на технологическое присоединение согласно пп. «а» п.7 Правил ., подаются в ОАО «Иркутская Электросетевая компания», письмами ответчику данное положение разъяснялось, однако от цирка заявка на присоединение не поступала.

Как следует из заявки ГУК «Иркутский государственный цирк» от дирекция Иркутского государственного цирка просит выдать технические условия на повышение категории надежности по электроснабжению. Здание цирка запитано от ТП-738 по 4-м кабельным линиям 0,4 кв. Разрешенная нагрузка потребителя – 485 квт, здание цирка относится к 3- категории, что крайне недопустимо, так как в здании одновременно находятся более 1 700 человек зрителей и артисты, работающие в экстремальных условиях (воздушный полет, хищники). На данную заявку ответчику ОАО «Иркутскэнерго» были выданы технические условия ., срок действия которых в настоящее время истек.

Таким образом, ответчиком суду не представлено доказательств, подтверждающих устранение допущенных нарушений.

Ст.2 Конституции РФ человек признается высшей ценностью. Никакие общественные интересы не могут быть поставлены выше защиты жизни и здоровья людей.

Определить конкретный круг лиц, чья жизнь и здоровье ставятся под угрозу, невозможно. Здание цирка является местом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних детей. В таких случаях ГПК РФ предусмотрена возможность защиты прав неопределенного круга лиц. Такое право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», филиалу ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по технологическому присоединению ко второму источнику питания электроустановки незаконным, обязании произвести технологическое присоединение ко второму источнику питания электроустановки подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», филиалу ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» ? удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» выразившееся в непринятии мер по технологическому присоединению ко второму источнику питания электроустановки, расположенной в здании цирка, – незаконным.

Обязать Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания», филиал ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Иркутский государственный цирк» произвести технологическое присоединение ко второму источнику питания электроустановки, расположенной в здании цирка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                         О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 06.02.2012г.

Судья О.А. Баканова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>