РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2012 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И.,
при секретаре Рженевой К.А.
с участием представителя Управления Росреестра по Иркутской области- Бочаровой Н.М, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Службы государственного и жилищного контроля и строительного надзора Парфеновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>0;�����������������������������������������������������������������������������������������рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-269/2012 по заявлению Муравьева А.А. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности Муравьева А.А. на недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 699,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер № <данные изъяты>
установил:
В Кировский районный суд г. Иркутска обратился Муравьев А.А. с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности Муравьева А.А. на недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 699,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер №
В обосновании заявления указал на следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-а кадастровый номер №
ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом было отказано в регистрации на основании абз.8, 10 п1 ст. 20 ФЗ РФ № 122 –ФЗ от 21.07.1997 г. « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указано, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы - разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренные ст. ст. 51,55 Градостроительного кодекса РФ, не представлены документы, уточняющие этажность жилого дома.
Заявитель полагает, что отказ является незаконным.
Со ссылкой на ст. 51 ГрК РФ, п.4 ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 г. 191 –ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», п.1 ст. 25.3 Закона о регистрации, ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полагает, что до ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального строительства является единственным документом, подтверждающим факт его создания на указанном земельном участке и содержащим описание такого объекта.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что жилой дом состоит из четырех этажей, ссылаясь на положения п. 3 ст. 48 ГрК РФ, СНиП 31-02-2001, утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 г. № 35, определяющие понятие объекта индивидуального строительства как отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Управлением Росреестра, указано, что не представлены документы, уточняющие этажность дома.
Заявитель полагает, что ссылка Управления Росреестра на указанные нормы права не обоснована, так как они регулируют иные вопросы – осуществление проектной документации, необходимость подготовки которой при строительстве объектов индивидуального строительства не требуется.
Кроме того, заявитель указывает, что им Управлению Росреестра представлено заключение МУП «БТИ г.Иркутска» от ДД.ММ.ГГГГ из разъяснений которого следует, что жилой дом является трехэтажным, так как этажность здания должна определятся по числу надземных этажей.
В судебное заседание Муравьев А.А. и его представитель – <данные изъяты> надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились, заявили об отложении рассмотрения дела, при этом доказательств уважительности своей неявки в суд не представили.
От третьих лиц – Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, администрации г. Иркутска, администрации Иркутского районного муниципального образования поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ч.3 ст. 167, ч.2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Росреестра по Иркутской области <данные изъяты>. требования заявителя полагала необоснованными, по существу своих возражений указала, что из представленных заявителем документов и полученной Управлением Росреестра информации установлено, что этажность заявленного к регистрации объекта – жилого дома - 4 этажа, следовательно, данный объект не относится к объектом индивидуального жилищного строительства и упрощенный порядок регистрации право собственности на такой объект не распространяется. Заявителем доказательств иного – Управлению Росрестра не представлено, необходимые документы - разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не представлены. В регистрации права собственности было отказано правомерно.
Представитель Службы государственного и жилищного контроля и строительного надзора Парфенова А.А. полагала доводы Муравьева А.А., относительно количества этажей здания и отсутствия необходимости получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию несостоятельными. Суду пояснила, что службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области производился визуальный осмотр объекта недвижимости по адресу: <адрес> <данные изъяты> <адрес>, Сибирская, и установлено, что здание состоит из 4 надземных этажей, что подтверждается и кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ Для строительства такого здания необходимо получение разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив имеющиеся материалы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление Муравьева А.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-то обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.5 ст.2 и п.3 ст. 20 Федеральный закон № 122-ФЗ, отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Муравьев А.А. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности на объект- жилой дом, общей площадью 699,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер № На государственную регистрацию представил кадастровый паспорт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю Муравьеву А.А. сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности, в соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации в связи с возникшими сомнениями в государственной регистрации права собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В уведомлении указано, что направлен запрос в Администрацию г. Иркутска на получение дополнительных документов. Кроме того, заявителю было сообщено о необходимости представить дополнительно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и разрешение на строительство жилого дома.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности было отказано на основании абз.8,10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации по следующим основаниям: правоустанавливающий документ на объект недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав. Документы, уточняющие этажность жилого дома по вышеуказанному адресу на государственную регистрацию не представлены.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Далее ФЗ № 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав изложен в п.1 ст. 20 ФЗ № 122-ФЗ, в абз.8,10 которого указано, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ст. 25 ФЗ № 122-ФЗ, 1. право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. 3. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство и проектная документация (сведения, содержащиеся в данных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. 4. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
В ст. 25.3 ФЗ № 122-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Согласно указанной статье, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту урегулированы Законодательством о градостроительной деятельности ( ст. 4 ГрК РФ).
Понятие объекта индивидуального жилищного строительства дано в ч.3 ст. 48 ГрК РФ, согласно которой, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В п.1.6 свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 г. N 778) указано, что, при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие. При различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания.
Таким образом, различаются понятия «этажность здания» (количество надземных этажей) и «количество этажей» (все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие).
В части 3 статьи 48 ГрК РФ указано именно на «количество этажей».
Аналогичные разъяснения даны Министерством регионального развития РФ в письме от 29 декабря 2007 г. N 24322-СК/08, где указано, что основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи. Указанной нормой установлено, что для отдельно стоящих, предназначенных для проживания одной семьи, объектов индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, осуществление подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса не проводится. При этом, по мнению Минрегиона России, должны считаться этажи как надземной, так и подземной частей объекта.
Из представленного кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ заявленного к регистрации объекта строительства следует, что «количество этажей указанного объекта- 4», что также подтверждается письмом службы государственного жилищного контроля и строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, данного по результатам визуального осмотра объекта, объяснениями представителя Службы государственного и жилищного контроля и строительного надзора Парфеновой А.А., данных ею в судебном заседании.
Таким образом, из представленных Муравьевым А.А. в Управление Росреестра по Иркутской области документов следует, что данный объект не может быть зарегистрирован в упрощенном порядке, поскольку не является объектом индивидуального жилищного строительства, но может быть зарегистрирован в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, для чего Муравьеву А.А. было необходимо представить правоустанавливающий документ на землю, разрешение на строительство, проектную документацию и документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства ( либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
Оспариваемым сообщением об отказе в регистрации права собственности, в регистрации отказано основании абз.8,10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации: правоустанавливающий документ на объект недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, не представлены документы, уточняющие этажность жилого дома
Суд, не соглашаясь с Управлением Росреестра по Иркутской области в части не представления правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества (объект является вновь созданным и необходимы только документы, подтверждающие его создание), и не представления документов, уточняющих этажность жилого дома (такие документы – кадастровый паспорт, технический паспорт заявителем представлены), тем не менее, находит оспариваемый отказ в регистрации законным и обоснованным, в целом не нарушающим законных прав заявителя, поскольку, как следует из материалов правоустанавливающего дела, полный пакет необходимых для регистрации прав документов (разрешение на строительство, проектная документация и документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства, либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), Муравьевым А.А. регистрирующему органу не представлены.
Заявителем о возможности запросить указанные документы регистрационной службой самостоятельно суду не заявлено.
Ссылка заявителя на заключение БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ как доказательство, подтверждающее, что заявленный к регистрации объект является трехэтажным зданием, суд находит несостоятельным.
Как следует из указанного заключения, оно дано по документам, без непосредственного осмотра объекта и на основании «анализа нормативно-правовых актов».
Вместе с тем, проведенное БТИ г. Иркутска «толкование» при котором указанное в ч.3 ст. 48 ГрК РФ понятие «количество этажей» (все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие) необоснованно подменяется понятием «этажность здания» (при определении которой учитываются только надземные этажи) и делается неверный вывод о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер № является объектом, подпадающим под определение «объекта индивидуального жилищного строительства» суд находит несостоятельным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Муравьева А.А. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности заявителя на недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 699,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер № подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Муравьева А.А. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности Муравьева А.А. на недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 699,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-а кадастровый номер № оставить без удовлетворения
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято 10.02.2012 г.
Судья С.И.Мухаметова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>