РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2012года Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Сердюк Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-516/2012 по иску Татарникова А.Б. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Татарникова А.Б. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение, указав, что он - Татарников А.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в д. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ умерла его <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <данные изъяты> Администрацией его <данные изъяты>. оформил опекунство на него и его брата - <данные изъяты>.
Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом учета и предоставления жилья Аппарата Администрации г. Иркутска он был включен в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в списке - №
На неоднократные обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения в Администрацию г.Иркутска, сообщалось, что он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений, номер очереди и то, что жилое помещение будет предоставлено в установленном законодательством РФ порядке после поступления денежных средств на приобретение жилых помещений из бюджета Иркутской области в бюджет г. Иркутска.
Просит суд обязать Администрацию г.Иркутска предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в г.Иркутске, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиями г.Иркутска, площадью не менее 33 кв. м.
В судебном заседании истец Татарников А.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Иркутска – Шевкунова Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования истца не признала, просила суд в удовлетворении отказать, указав, что право истца на обеспечение жилой площадью ею не оспаривается, однако имеются другие лица указанной категории, состоящие на учете ранее истца, в связи с чем предоставление истцу жилого помещения ранее будет нарушать их права.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Иркутской области, извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, изложив свою позицию в представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление, просило о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав пояснение участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются ЖК РФ, вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом – ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. №189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. №189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статьей 2 Закона Иркутской области № 50-оз предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).
Статьей 3 Закона Иркутской области № 50-оз определено, что учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В судебном установлено, что Татарников А.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ, в качестве родителей указаны <данные изъяты> что подтверждается представленным свидетельством о рождении серии №
<данные изъяты>Б. умерла – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о смерти серии №
<данные изъяты>. умер – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о смерти серии №
Согласно Постановления главы <данные изъяты> администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № - <данные изъяты> назначен попечителем над несовершеннолетним Татарниковым А.Б. Жилой площади нет.
Администрацией г.Иркутска сформирован единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных основаниях по дате постановки на учет в соответствующих комитетах по управлению округами.
Татарников А.Б. в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоит с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – №.
Представленные суду документы подтверждают статус Татарникова А.Б. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве какового истец поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, и в силу приведенных выше норм закона, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет.
С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Татарников А.Б., как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Из представленных ответов МУП БТИ г.Иркутска и из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ИО от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что сведений о принадлежности недвижимого имущества у Татарникова А.Б. не имеется.
Из справки Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения о закрепленном жилом помещении за Татарниковым А.Б.-ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» №52-ОЗ от 29.06.2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области №52-оз, включен, в том числе, город Иркутск.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области №52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010г. №50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.
С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
В соответствии с п. 11 ст. 4 указанного закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.
Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Татарникова А.Б. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Татарникова А.Б. - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Татарникову А.Б. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью 33 квадратных метров(+/- 5 кв.м).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.М. Тимофеева