о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 г. г. Иркутск

    Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре судебного заседания Сердюк Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-417/2012 по заявлению Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в формировании земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что им принадлежат на праве собственности квартиры в трехквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (Кирильчук Н.Н. – собственник квартиры и квартиры ; Чагайда Н.М. – собственник квартиры ).

Для оформления прав на земельный участок под данным многоквартирным домом заявители (собственники помещений) провели общее собрание ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого решили сформировать земельный участок, выбрали представителя для сбора необходимых документов и обращения с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

В соответствии с Порядком формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Приложение N 5 к Решению Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. N 004-20-611060/9) представитель <данные изъяты>, уполномоченная общим собранием собственников помещений жилого дома, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска с соответствующим заявлением.

ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного законом срока, на обращение получен ответ за согласно которому в настоящее время проекты планировки и межевания территорий г. Иркутска не утверждены; формирование земельного участка под домом по <адрес> в <адрес> будет осуществляться в рамках разработки проектов межевания территорий <данные изъяты> района г. Иркутска на основании утвержденных проектов планировки. Сроки формирования в письме не указаны.

Заявители считают вышеуказанный отказ незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства (Федеральному закону от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 29.12.2003г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"). Отказ нарушает права и законные интересы заявителей, нарушает права собственников на пользование и распоряжение правом общей долевой собственности на земельный участок. Полагают, что муниципальный орган обязан в разумный срок осуществить формирование и проведение кадастрового учета земельного участка.

Просят суд признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска, изложенный в письме председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>; обязать Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>; установить двухмесячный срок для устранения допущенных нарушений.

Заявитель Кирильчук Н.Н., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Заявитель Чагайда Н.М., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Чагайда Н.М. – Судник В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования своего доверителя поддержала по основаниям, указанным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель органа, действия которого оспариваются Администрации г. Иркутска – Хаснутдинов Р.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за заявленные требования Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. считал незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что законодатель определил специальный порядок установления границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, а именно - границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий. При этом нормы действующего законодательства не связывают органы местного самоуправления конкретными сроками, в пределах которых проекты планировок и проекты межевания территорий должны быть разработаны и утверждены. Ввиду отсутствия утвержденных в установленном законом порядке проектов планировки и проектов межевания территории, проведение каких-либо работ, тем более, в отношении отдельно взятого земельного участка, представляется невозможным. Постановлением Администрации г. Иркутска от 29.10.2009г. № 031-06-3535/9 утвержден План мероприятий по землеустройству и землепользованию в городе Иркутске на 2010г., в соответствии с которым планируется формирование земельных участков под многоквартирными домами и постановка их на кадастровый учет. Во исполнение п. 2.3 Плана реализации Генерального плана г. Иркутска, утвержденного Постановлением мэра г. Иркутска от 25.12.2007г. № 031-06-2667/7, в соответствии с муниципальным контрактом от 05.06.2006г. № 010-64-368/6 проведены работы по подготовке проекта планировки Правобережного округа г. Иркутска. В настоящее время осуществляется проверка проекта планировки на соответствие генеральному плану г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 26.06.2007г. № 004-20-390583/7, по завершению которой будут проведены публичные слушания и разрешен вопрос об утверждении проекта планировки территории. Согласно требованиям действующего законодательства процедура по формированию земельных участков требует большого объема работ, учитывая значительную площадь территории города Иркутска, проведения публичных слушаний, длительных временных и финансовых затрат из местного бюджета. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.

Судом установлено, что Кирильчук Н.Н. и Чагайда Н.М. являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (Кирильчук Н.Н. – собственник квартиры общей площадью 75,9 кв.м. и квартиры общей площадью 60, 2 кв.м.; Чагайда Н.М. – собственник квартиры общей площадью 28, 6 кв.м.), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права ., свидетельством о государственной регистрации права 38 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права о ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет 164,7 кв.м., в состав жилого дома входят: квартира общей площадью 75,9 кв.м., квартира общей площадью 28,6 кв.м., квартира общей площадью 60,2 кв.м., расположенные на первом, втором этажах 2-этажного бревенчатого жилого дома, которые фактически занимают все помещения в указанном жилом доме. Других квартир в доме нет.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме в полной мере имеют право получить в собственность и оформить соответствующим образом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в котором имеются помещения, принадлежащие им на праве собственности. Формирование земельного участка является одной из стадий реализации такими лицами права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8 часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ).С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.

Согласно разъяснениям, указанным в п.п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 3-5, 8 Порядка формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Приложение N 5 к решению Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. N 004-20-611060/9) Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска регистрирует заявление и в течение пяти рабочих дней направляет в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска копию заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с учетом проектов планировки территорий и проектов межевания территорий. Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в 10-дневный срок с момента получения запроса из комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска изготавливает и направляет в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска схему расположения земельного участка либо заключение о невозможности его формирования. Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска: - в 5-дневный срок с момента получения из комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска и направляет ее заявителю; - обеспечивает в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, выполнение кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае невозможности формирования земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с учетом обоснованного заключения комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска готовит письменный отказ в формировании земельного участка, который направляется заявителю.

Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками принято решение обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска за формированием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>; на подачу заявления уполномочена <данные изъяты>

Суду представлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, из которых следует, что по инициативе заявителей составлена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 437 кв.м., представленная на утверждение с заявлением представителя собственников помещений многоквартирного жилого дома – <данные изъяты>

Согласно письму председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исходящий на обращение заявителей об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес> Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска сообщает, что в соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В настоящее время проекты планировки и межеваний территорий г. Иркутска не утверждены. Формирование земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> будет осуществляться в рамках разработки проектов межевания территории Кировского района г. Иркутска на основании утвержденных проектов планировки.

В данном письме сроки формирования не указаны.

Суд оценивает данный ответ, как отказ органа местного самоуправления в формировании земельного участка.

Из представленного материалы дела Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска, заключенного между Администрацией г. Иркутска (Заказчик) и ОАО Общество «Иркутский Промстройпроект» (Подрядчик) следует, что предметом Контракта является обязательство Подрядчика в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение № 1) выполнить работы по подготовке проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска в сроки, предусмотренные календарным планом работ (Приложение № 2), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и на условиях Контракта (п.1.1 Контракта).

Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Заказчиком и Подрядчиком и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств в полном объеме. Начальный, промежуточные, конечный сроки выполнения работ определены календарным планом работ (Приложение № 2) (п. 3.1 Контракта).

Указанный Контракт подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Приложения № 2 к Муниципальному Контракту от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по подготовке проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска – начало срока выполнения Проекта планировки Центральной части г. Иркутска указан ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ было заключено Дополнительное Соглашение к Муниципальному Контракту от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым в Приложение внесены изменения по срокам выполнения работ, а именно выдача документации проекта планировки центральной части г. Иркутска указана в сроки: начало ДД.ММ.ГГГГ и окончание ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 1 к Дополнительному Соглашению).

На день выдачи оспариваемого отказа ДД.ММ.ГГГГ и на день рассмотрения настоящего гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ Проекта планировки центральной части г. Иркутска не выполнен.

Довод администрации г. Иркутска о том, что нормы законодательства не связывают органы местного самоуправления конкретными сроками, в пределах которых проекты планировок и проекты межевания территорий должны быть разработаны и утверждены, не принимается судом по следующим основаниям.

Суд с учетом позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении от 28.05.2010г. № 12-П, о необходимости формирования и проведения кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция, исходит из того, что отсутствие сроков разработки и утверждения проектов планировок и проектов межевания территорий, не может являться основанием для отказа заявителям в их конституционном праве на формирование земельного участка, на котором находятся принадлежащие им объекты недвижимости, поскольку в противном случае, в нарушение названных норм ограничило бы право собственников на распоряжение указанным имуществом и поставило бы в зависимость от субъективной воли органов местного самоуправления на принятие либо непринятие проектов планировки территории и проектов межевания.

Кроме того, учитывая, что оспариваемым отказом администрация отказала заявителям в формировании указанного земельного участка, суд не находит какой-либо взаимосвязи между данным доводом и оспариваемым отказом.

    Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, письменные доказательства, нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Требования Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в формировании земельного участка под многоквартирным домом удовлетворить.

Признать незаконным отказ в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, изложенный в письме председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исходящий

Обязать Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кирильчук Н.Н., Чагайда Н.М. в установленном законом порядке и сроки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М.Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2012г. Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>