ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2012 года г.Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Бакановой О.А., при секретаре судебного заседания Забановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-520/2012 по исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза», Грамотееву А.Н. о признании незаконным использование в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес> об обязании представить заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области обратилась в Кировский районный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза», Грамотееву А.Н. о признании незаконным использование в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес> об обязании представить заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ,
В обосновании исковых требований истец указал, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Закон №129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № создана Межрайонная Инспекция ФНС России №17 по Иркутской области. Пунктом 4 данного приказа на МИФНС России №17 по Иркутской области возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и отдельные функции по учету налогоплательщиков на территории <адрес>
МИФНС России №17 по Иркутской области как регистрирующий орган, в соответствии с Положением об Инспекции, утвержденным распоряжением УФНС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Единый государственный реестр юридических лиц в силу ст. 4 Закона №129-ФЗ является общедоступным федеральным информационным ресурсом.
Той же нормой права на регистрирующие органы возложена обязанность обеспечить единство и сопоставимость сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях.
Согласно материалам регистрационного дела ООО «ГРАН-Экспертиза», адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа является: <адрес>
Вместе с тем, в Инспекцию поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> владеющего помещением, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (собственником данного помещения является <данные изъяты>), о том, что ООО «ГРАН-Экспертиза» по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.
Кроме того, между <данные изъяты> и ООО «ГРАН-Экспертиза» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, однако по адресу: <адрес>, данное юридическое лицо не находится, договор аренды расторгнут ДД.ММ.ГГГГ
Инспекцией ФНС России по <адрес> произведен выезд по адресу: <адрес> По указанному адресу ООО «ГРАН-Экспертиза» не обнаружено, что подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в присутствии понятых <данные изъяты>.
В нарушение ст.5 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ООО «ГРАН-Экспертиза» не исполнило обязанность по представлению сведений о смене адреса места нахождения юридического лица.
В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренным ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, Инспекцией вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «ГРАН-Экспертиза».
В адрес единственного участника и руководителя Грамотеева А.Н. направлено уведомление, в котором ему предложено внести изменения в сведения об адресе места нахождения ООО «ГРАН-Экспертиза» в срок до ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ООО «ГРАН-Экспертиза» не предпринимают действий по устранению нарушений.
Тем самым, в нарушение ст.12, ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО «ГРАН-Экспертиза».
Презумпция добросовестности заявителя, установленная законодателем в Законе №129-ФЗ, не означает, что заявитель может по своему усмотрению злоупотреблять правом на государственную регистрацию. Указание в заявлении на государственную регистрацию произвольно выбранного адреса, Инспекция считает злоупотреблением ООО «ГРАН-Экспертиза» права на государственную регистрацию.
В силу положений ст. 1 ГК РФ, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, п. 1 ст. 10 ГК РФ, предусматривает недопустимость злоупотребления правом при осуществлении гражданских прав.
Отражение в ЕГРЮЛ заведомо ложных сведений нарушает права и законные интересы МИФНС России №17 по Иркутской области, как регистрирующего органа, создает препятствия для Инспекции в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами.
Учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, регистрация заведомо ложных сведений недопустима.
Помимо того, что отражение в ЕГРЮЛ заведомо ложной информации об адресе ООО «ГРАН-Экспертиза» нарушает права Инспекции на реализацию своих полномочий в качестве регистрирующего органа, но также напрямую затрагивает интересы ИФНС России по <адрес>, создавая препятствия в осуществлении мер налогового контроля, и интересы неопределенного круга лиц, поскольку реестр содержит общедоступную информацию, которую может запросить любое юридическое или физическое лицо, равно как и органы государственной власти.
Более того, в рамках исполнения Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные органы при оказании государственных услуг, обязаны предоставлять в иные государственные органы по межведомственным запросам информацию, необходимую для оказания государственных и муниципальных услуг. При этом, ФНС России предоставляет сведения из ЕГРЮЛ, в т.ч. в части адреса места нахождения организаций.
Кроме того, непосредственно нарушаются права самого собственника помещений, расположенных по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы должны контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Согласно п.5 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с п.п. «в» п. 1, п.5 ст. 5 Закона №129-ФЗ юридическое лицо обязано представлять в регистрирующий орган сведения об адресе месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
В настоящее время, ООО «ГРАН-Экспертиза» обязанность, возложенную на нее ст. 5 Закона №129-ФЗ не исполнило, по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не находится. Сведения о фактическом месте нахождение скрывает.
Просит суд признать незаконным использование Обществом с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза» № в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес>
В судебное заседание представитель истца МИФНС России по Иркутской области по доверенности <данные изъяты> не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание ответчики ООО «ГРАН-Экспертиза», Грамотеев А.Н., извещенные о дате, времени и месте судебного заседания не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст.233 ГПК РФ гражданское дело № 2-520/2012 по исковому заявлению МИФНС России № 17 по Иркутской области к ООО «ГРАН-Экспертиза», Грамотееву А.Н. о признании незаконным использование в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, расположенного по адресу: <адрес> обязании представить заявление по форме Р131001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащийся в государственном реестре юридических лиц рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела №2-520/2012, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ п.2.2 одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № создана Межрайонная Инспекция ФНС России №17 по Иркутской области. Пунктом 4 данного приказа на МИФНС России №17 по Иркутской области возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и отдельные функции по учету налогоплательщиков на территории г<адрес>
В силу п.2 ст.4 ФЗ Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ. ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Абз. 2 п.1 ст.4 ФЗ № 129-ФЗ указывает, что принципом ведения реестров является единство и сопоставимость сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащихся в реестрах.
Таким образом, реестры не должны содержать противоречивых сведений.
Нормы п.1 ст.5 ФЗ № 129-ФЗ определяют адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, как адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, при этом содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения являются открытыми, общедоступными и считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Сообщение достоверных сведений о своем нахождении является согласно п.5 ст. 5 ФЗ №129-ФЗ обязанностью юридического лица.
Судом установлено, что в нарушение п.5 ст.5 ФЗ №129-ФЗ ответчик представил на государственную регистрацию недостоверную информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества по адресу <адрес>
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.
Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ проведенного Инспекцией ФНС России по <данные изъяты>.Иркутска произведен осмотр по адресу: <адрес> в результате осмотра установлено, что по указанному адресу ООО «ГРАН-Экспертиза» не обнаружено.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты>, владеющего помещением, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (собственником данного помещения является <данные изъяты> судом установлено, что ООО «ГРАН-Экспертиза» по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.
Также судом установлено, что между <данные изъяты>. и ООО «ГРАН-Экспертиза» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, однако по адресу: <адрес> данное юридическое лицо не находится, договор аренды расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, договорные обязательства между <данные изъяты>. и ООО «ГРАН-Экспертиза» отсутствуют, правовых оснований на отражения в заявлении на государственную регистрацию поименованного адреса у ООО «ГРАН-Экспертиза» не имеется.
Ответчиком в силу ст.56, 60 ГПК РФ не представлено возражений против иска, достоверно установленные судом обстоятельства не оспорены.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик ООО «ГРАН-Экспертиза» предоставило недостоверные сведения в орган, осуществляющий государственную регистрацию об адресе месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа, действия по использованию не соответствующего действительности адреса подлежат пресечению как нарушающие права налогового органа на реализацию полномочий.
При таких обстоятельствах требование о признании незаконным использование обществом с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза» (№ в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес> и обязании представить в МИФНС России №17 по Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа Общества, с приложением необходимых документов подлежит удовлетворению.
Поскольку истцом к ответчику Грамотееву А.Н. исковые требования не заявлены, суд полагает необходимым Грамотеева А.Н. от гражданско-правовой ответственности освободить.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому, согласно ст. 103 ГПК РФ, в федеральный бюджет с ответчика ООО «ГРАН-Экспертиза» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №17 по Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза», Грамотееву А.Н. о признании незаконным использование в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес>, об обязании представить заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа общества с приложением необходимых документов – удовлетворить частично.
Признать незаконным использование обществом с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза» (№ в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза» (№ представить в МИФНС России №17 по Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с местом нахождения единоличного исполнительного органа Общества с приложением необходимых документов, определенных п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГРАН-Экспертиза» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Грамотеева А.Н. от гражданско-правовой ответственности освободить.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен 23.01.2012 г.
Судья О.А. Баканова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>