о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2012 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,

с участием истца Михайлова Э.С., представителя ответчика – администрации г. Иркутска Шевкуновой Т.А., представителя ответчика – Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области – Буланой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1318/2012 по иску Михайлова Э.С. к администрации г. Иркутска, Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области о признании бездействий выраженных в отказе предоставления дополнительной социальной выплаты незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлов Э.С. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к администрации г. Иркутска, Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, в котором просит признать бездействие администрации г. Иркутска, выраженное в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительной социальной выплате на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении ребенка незаконным, как несоответствующее федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения; признать бездействие Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, выраженное в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительной социальной выплате на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении ребенка незаконным, как несоответствующее федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г. и обязать министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области устранить допущенные нарушения.

В обоснование исковых требований указал, что в г. Иркутске действует целевая муниципальная социальная программа «Молодым семьям г. Иркутска доступное жилье на 2005-2012 г.», в рамках которой молодым семьям предоставляется социальная выплата на улучшение жилищных условий в соответствии с условиями областной программы, а также оказывается поддержка при улучшении жилищных условий только за счет средств бюджета г. Иркутска. В рамках данной программы, в соответствии с постановлением мэра г. Иркутска от 12.10.2007 г. № 031-06-2024/7 семье истца в составе 2 человек (супруга Михайлова С.В.) из средств бюджета г. Иркутска предоставлена социальная выплата на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита на строительство 2-х комнатной квартиры, общей площадью 54 кв.м. в жилом доме в мик<адрес> (б/с ). ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился ребенок. В целях реализации на получение дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка в <адрес> г. истец обратился в администрацию г. Иркутска и в Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области где получил отказы в предоставлении дополнительной социальной выплате.

Со ссылками на пп. «г» п. 3 гл. 4 Целевой муниципальной социальной программы «Молодым семьям г. Иркутска доступное жилье на 2005-2012 г.», пп. «г» п. 6 разд. 4 Областной программы «Молодым семьям –доступное жилье на 2005-2019 г.», подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной программы «Жилище», ст. 72, 76 Конституции РФ, ст. 2 ЖК РФ, ч. 1 ст. 179 БК РФ полагает требования законными и обоснованными.

В судебном заседании Михайлов Э.С. исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска Шевкунова Т.А., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что дополнительная выплата предоставляется исходя из расчетной стоимости жилья, используемой при расчете размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве, на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Поскольку истцу свидетельства не выдавалась, а предусматривалась социальная выплата на частичную оплату первоначального взноса на строительства жилья ему дополнительная выплата при рождении ребенка не предусмотрена.

Представитель ответчика – Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области – Буланая О.Ю, поддержала доводы представителя администрации г. Иркутска, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо Михайлова С.В. в своих интересах и интересах <данные изъяты> <данные изъяты>. в судебном заседании отсутствует, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных городских округов относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16.03.2005 № 7/26-ЗС утверждена областная государственная социальная программа Иркутской области «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005 - 2019 годы, которая предусматривает создание системы муниципальной и государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов в организациях области, повышения общественной активности молодежи, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Иркутской области.

Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 № 004-20-140149/5, в целях создания и реализации механизма государственной и муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы утверждена целевая муниципальная социальная программа «Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье» на 2005 - 2012 годы (далее –муниципальная программа).

Согласно пунктам 6.1,6.2 Положения о долгосрочных муниципальных целевых программах города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 29.05.2006 № 004-20-250351/6, финансирование утвержденных целевых программ осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии с Положением о бюджетном процессе в г. Иркутске и решением Думы г. Иркутска о бюджете города на соответствующий финансовый год, а также привлекаемых для выполнения этих программ в установленном законодательством порядке внебюджетных источников, средств федерального бюджета и областного бюджета.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая организации независимо от формы собственности, заинтересованных в осуществлении целевых программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления, не противоречащие законодательству.

Анализ вышеуказанных норм позволяет суду прийти к выводу, что обязанность финансирования утвержденной муниципальная социальная программа «Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье» на 2005 - 2012 годы должно осуществляться администрацией г. Иркутска за счет средств бюджета г. Иркутска, а также привлекаемых для выполнения этих программ в установленном законодательством порядке внебюджетных источников, средств федерального бюджета и областного бюджета.

Согласно ч. 2 разд. 4 Муниципальной программы, молодым семьям, участвующим в реализации Программы, предусматриваются следующие формы государственной и муниципальной поддержки в приобретении жилья:

а) предоставление социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета и бюджета города Иркутска (далее - социальная выплата на погашение процентной ставки);

б) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – социальная выплата на погашение процентной ставки);

в) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств областного бюджета и бюджета г. Иркутска (далее – социальная выплата на приобретение жилья за счет средств областного бюджета и бюджета г. Иркутска);

г) предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета (далее - дополнительная социальная выплата) на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении (усыновлении) ребенка;

д) предоставление социальных выплат за счет средств бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса на строительство жилья (далее –социальная выплата за счет средств бюджета г. Иркутска).

Таким образом, как следует из смысла пп. «г» п. 2 гл. 4 социальной программы, условием предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка является то, что молодой семье была ранее предоставлена социальная выплата на цели погашения части кредита или займа (то есть социальная выплата на погашение процентной ставки, предусмотренная пп. «а» п. 2 гл. 4) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, (то есть социальная выплата на приобретение жилья, предусмотренная пп. «б» п. 2 гл. 4).

Как установлено судом и не оспорено сторонами, Михайлову Э.С. на состав семьи 2 человека (супруга Михайлова С.В.) в рамках муниципальной программы «Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье» на 2005 - 2012 годы из средств бюджета г. Иркутска предоставлена социальная выплата на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита на строительство 2-хкомнатной квартиры общей площадью 54 кв.м., в жилом доме в мк<адрес> (б/с ).

ДД.ММ.ГГГГ в семье Михайловых родился ребенок – <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении II-СТ .

Для предоставления дополнительной социальной выплаты в связи с рождением ребенка истец обратился в администрацию г. Иркутска и Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.

Ответом администрации г. Иркутска за от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову Э.С. было отказано в предоставлении дополнительной выплаты. Отказ мотивирован тем, что из средств бюджета г. Иркутска истцу предоставлена социальная выплата на частичную оплату первоначального взноса на строительство жилья в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении социальной выплаты на частичную оплату первоначального взноса на строительство жилья, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 29.05.2006 г. № 0045-20-250344/6, в соответствии с которым, а также в соответствии с муниципальной программой, предоставление дополнительной социальной выплаты из средств бюджета г. Иркутска на цели погашения части кредита или займа при рождении (усыновлении) ребенка не предусмотрено.

Ответом Министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области за от ДД.ММ.ГГГГ Михайлову Э.С. также отказано в предоставлении дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета. В обосновании отказа указано, что в г. Иркутске действует целевая муниципальная социальная программа «Молодым семьям города Иркутска – доступное жилье на 2005-2012 годы», в рамках которой молодым семьям предоставляется социальная выплата на улучшение жилищных условий в соответствии с условиями областной государственной социальной программы «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы, а также оказывается поддержка при улучшении жилищных условий только за счет средств бюджета города Иркутска. Подпунктом «г» п. 3 гл. 4 муниципальной программы предусмотрено предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка за счет областного бюджета в размере не менее 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья только тем молодым семьям, которые улучшили свои жилищные условия на условиях областной программы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 258 ГПК РФ признание незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав, свобод заявителя оспариваемыми действиями (бездействиями).

Данная позиция отражена также в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которой суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Рассматривая обжалуемые истцом отказы администрации г. Иркутска и Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в предоставлении дополнительной социальной выплаты суд находит их обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Поскольку истцу была предоставлена социальная выплата за счет средств бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса на строительство жилья (то есть предусмотренная пп. «г» п. 2 гл 4), а не социальная выплата на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (пп. б п. 2 гл.4), оснований для предоставления дополнительной социальной выплаты нет.

Поскольку истец не был участником областной государственной социальной программы Иркутской области «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005 - 2019 годы, ему не предоставлялась социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств областного бюджета и бюджета г. Иркутска (то есть пп. в п. 2 гл. 4) оснований для предоставления дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета также нет.

Суду доказательств незаконности принятых ответчиками отказов в предоставлении дополнительной социальной выплаты и нарушения тем самым прав заявителя, не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При подаче искового заявления истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с заявленными требованиями.

В судебном заседании, из пояснений истца, почтового конверта, судом установлено, что истец получил обжалуемые отказы в декабре 2011 г. Возражений против этих доводов, а также доказательств иных сроков получения истцом обжалуемых отказов суду ответчиками не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что срок обращения истца в суд с заявленными требованиями не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михайлова Э.С. о признании бездействия администрации г. Иркутска, выраженное в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительной социальной выплате на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении ребенка незаконным, как несоответствующее федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г. и обязании администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения; признании бездействия Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, выраженное в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительной социальной выплате на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении ребенка незаконным, как несоответствующее федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г. и обязании министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 22.03.2012 г. Н.Н.Исакова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>