о взыскании стоимости проезда по туристической путевке



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 г. Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Титовец В.Ю.,

с участием истца Данилова Н.Н.,

представителя ответчика Военного комиссариата <адрес>Шавровой М.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-897/2012 по иску Данилова Н.Н. к Военному комиссариату <адрес> об обязании оплатить фактические затраты на проезд, понесенные в связи с приобретением туристической путевки для поездки дочери за границу,

УСТАНОВИЛ:

    Данилов Н.Н. обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к Военному комиссариату <адрес>, требуя обязать ответчика оплатить фактические затраты в сумме <данные изъяты> руб. за проезд, из расчета стоимости авиабилетов по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск, в связи с приобретением туристической путевки для поездки дочери за границу, в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны от 08.06.2000 г. № 300 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей». В обоснование требований указал, что в соответствии со ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и ст. 1 Приказа Министра обороны от 03.10.2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных силах РФ туристических поездок за границу» имеет право не более одного раза в год приобретать на льготных условиях для себя и членов своей семьи (жена и дети до 23 лет, обучающиеся в учебных заведениях по очной форме обучения) путевки в санатории, дома отдыха, а также путевки в туристические поездки за границу. Из-за отсутствия в военных комиссариатах какой-либо организации туристических поездок за границу и рекомендации Военного комиссариата <адрес> поискать список туристических организаций в Интернете, где можно приобретать туристические путевки, им было выбрано туристическое агентство путешествий «Олимп», где и была приобретена туристическая путевка для поездки дочери в Турцию сроком на 10 суток, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По приезду дочери из поездки он собрал все необходимые документы для оплаты проезда к месту отдыха и обратно и обратился в военный комиссариат <адрес> для возмещения стоимости проезда. Однако Военным комиссариатом <адрес> отказано в оплате стоимости проезда, поскольку турпутевка приобреталась не в туристической компании «<данные изъяты>» либо туристических организациях, определенных Министерством обороны РФ, кроме того, не представлено документов, подтверждающих оздоровительный характер поездки. Отказ ответчика в возмещении расходов на проезд дочери к месту отдыха и обратно полагает необоснованным, денежные средства в размере <данные изъяты> руб. подлежащими взысканию с Военного комиссариата <адрес>.

В судебном заседании истец Данилов Н.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Суду объяснил, что требования о возмещении расходов на проезд предъявлены им на основании ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».

Представитель ответчика Военного комиссариата <адрес> Шаврова М.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований Данилова Н.Н. возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Данилов Н.Н. является пенсионером за выслугу лет Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате <адрес>, выслуга лет в ВС Российской Федерации составляет: календарная – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, в льготном исчислении – <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней (справка Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ дочерью Данилова Н.Н.Даниловой К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ООО Агентство путешествий «Олимп» оформлена туристская путевка № на поездку в Турцию сроком на 11 дней/10 ночей.

Согласно справке ООО «Пегас» Данилова К.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовалась услугами туристской компании ООО «Пегас», ею был приобретен туристический пакет, включающий в себя стоимость авиаперелета, трансфера, страховки и проживания в отеле. Авиаперелет по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск стоил <данные изъяты> руб. на человека.

Факт приобретения Даниловой К.Н. турпакета в Турцию, включающего в себя авиабилеты по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск стоимостью <данные изъяты> руб. на человека, также подтверждается справкой ООО Агентство путешествий «Олимп» от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Данилов Н.Н. обратился к начальнику отдела Военного комиссариата <адрес> по Октябрьскому и <адрес>м <адрес> с заявлением о возмещении стоимости проезда его дочери Даниловой К.Н. к месту санаторно-курортного лечения (отдыха), вместе с заявлением представил:

- туристическую путевку № <данные изъяты>,

- справку, подтверждающую очную форму обучения,

- туристический ваучер,

- электронный билет с посадочными талонами (2 шт.),

- справку о стоимости билетов,

- копию паспорта (лицевая сторона),

- копию паспорта (с отметкой таможенных органов).

По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом <адрес> Данилову Н.Н. направлено письмо № <данные изъяты>, которым представленный к оплате пакет документов возвращен истцу без реализации.

Данное решение Военного комиссариата <адрес> мотивировано тем, что дочь Данилова Н.Н. самостоятельно выезжала на отдых в Турцию, путевка приобреталась через Агентство путешествий «Олимп», которое в реализации программы зарубежных туристских поездок за границу личного состава Вооруженных Сил РФ не участвует. Кроме того, Даниловым Н.Н. не представлено документов, свидетельствующих, что туристическая поездка дочери носила оздоровительный характер, и что она находилась именно в санаторно-курортном (оздоровительном) учреждении.

Оценивая данное решение Военного комиссариата <адрес>, суд приходит к выводу о его соответствии нормам действующего законодательства, а требования Данилова Н.Н. находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, содержание которого раскрывается в отраслевом законодательстве.

К соответствующим законам, в частности, относится ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", регламентирующий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статьей 16 названного Закона предусмотрено право военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу п. 4 ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Пунктом 5 ст. 16 названного Закона предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные, в том числе, в пункте 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В соответствии с п. 7 ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

В целях совершенствования работы в Вооруженных Силах Российской Федерации по организации туристских поездок за границу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 03.10.2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу».

Пунктом 1 названного Приказа на заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей департаментов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссаров возложена обязанность обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации.

В соответствии с п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2001 г. № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу» начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю Министра обороны Российской Федерации предписано обеспечить до 1 декабря 2009 г. совместно с заинтересованными департаментами, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации определение в соответствии с законодательством Российской Федерации туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристские поездки за границу лиц, указанных в пункте 1 настоящего Приказа; утверждать ежегодно план зарубежных туристских поездок лиц, указанных в пункте 1 настоящего Приказа, и план распределения туристских путевок для поездок за границу между видами Вооруженных Сил Российской Федерации, военными округами, флотами, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации; представлять совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе ежегодно в декабре текущего года предложения о программе зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в наступающем году и объеме финансовых средств, необходимых для реализации этой программы.

Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2001 г. №405 установлено, что лица, направляемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Приказа в туристские поездки за границу, оплачивают стоимость:

туристских путевок - в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих";

проезда - в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 300.

В соответствии с п. 1 Приказа от 08.06.2000 г. № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» Министром обороны Российской Федерации предписано заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно - десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества:

расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).

Анализируя вышеназванные положения Приказов в их совокупности, суд приходит к выводу, что возмещение расходов, связанных с приобретением проездных документов для выезда в туристические поездки за границу лиц, имеющих на это право, возможно в случае организации такого выезда структурами Министерства обороны РФ согласно утвержденным программам зарубежных туристических поездок и в пределах, выделенных на эти цели бюджетных средств.

Вместе с тем, судом установлено и в судебном заседании истцом не оспорено, что выезд Даниловой К.Н. в Турцию структурами Министерства обороны РФ не организовывался, туристская путевка № <данные изъяты> в ООО Агентство путешествий «Олимп» приобреталась Даниловым Н.Н. для дочери самостоятельно, выбранное им ООО Агентство путешествий «Олимп» не относится к туристическим организациям, участвующим в реализации программы зарубежных туристических поездок личного состава Вооруженных Сил РФ.

При таких обстоятельствах, законных оснований для возложения на Военный комиссариат <адрес> обязанности по возмещению понесенных истцом расходов на проезд в размере 19428 руб. в порядке ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» суд не усматривает.

Доводы Данилова Н.Н. в обоснование заявленных требований об отсутствии на момент приобретения путевки ДД.ММ.ГГГГ соответствующих уполномоченных туристических компаний, суд находит не влияющими на содержание решения суда. Данное обстоятельство не освобождает лиц, желающих воспользоваться предусмотренным ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» правом, от обязанности соблюдать установленный законом порядок приобретения путевок.

Из объяснений представителя Военного комиссариата <адрес> Шавровой М.А. судом установлено, что в период до ДД.ММ.ГГГГ (даты окончания действия Приказа Министра обороны РФ № 405), соответствующими уполномоченными Министерством обороны РФ туристическими организациями от «ВСК-Тур» в <адрес> являлись «Спутник» и «Олама».

Доказательств обращения в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о разъяснении порядка приобретения турпутевки за границу и предоставлении сведений об уполномоченных Министерством обороны РФ туристических организациях, в которых такие путевки возможно приобрести, равно как и отказа Военного комиссариата <адрес> в предоставлении данной информации, Даниловым Н.Н. суду не представлено.

В судебном заседании истцом в дополнение к изложенному в исковом заявлении, указано, что турпоездка его дочери в Турцию носила оздоровительный характер, поскольку <данные изъяты> страдает определенным заболеванием, проходит регулярные обследования, наблюдается у <данные изъяты>

Оценивая данные доводы истца и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд также исходит из отсутствия оснований для возмещения Данилову Н.Н. расходов на проезд в порядке п. 5 ст. 20 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».

Так, в соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Из анализа названной нормы Закона следует, что критерием отнесения приобретаемой путевки к подпадающей под действие п. 5 ст. 20 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» является ее направленность на оздоровление, то есть учреждение, в которое направляется военнослужащий или член его семьи, должно являться санаторно-курортным либо оздоровительным.

Как разъяснено Конституционным Судом РФ в определении от 14.07.2011 г. № 895-О-О, норма пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в исключение из общего правила предусматривает для офицеров, уволенных с военной службы по основаниям, указанным в законе, возможность проезда на безвозмездной основе к месту стационарного лечения, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, обеспечивая тем самым реализацию их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Однако доказательств того, что путевка в Турцию в туристический отель CONCORDIA CELES RESORT (согласно туристическому ваучеру ООО «Пегас Туристик»), кроме проживания и питания, предусматривала какие-либо лечебно-оздоровительные программы, ДаниловаымН.Н. суду не представлено.

Наличие у Даниловой К.Н. определенных заболеваний, что подтверждается представленными медицинскими документами, и проживание в курортной зоне само по себе не свидетельствует о прохождении ею в Турции лечебно-оздоровительных мероприятий и процедур.

То обстоятельство, что туристской путевкой № <данные изъяты> лечебных, оздоровительных программ не предусматривалось, такие процедуры в месте отдыха Даниловой К.Н. самостоятельно также не принимались, истцом в судебном заседании не оспорено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Данилова Н.Н. к Военному комиссариату <адрес> об обязании оплатить фактические затраты в сумме <данные изъяты> руб. за проезд из расчета стоимости авиабилетов по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск, в связи с приобретением туристической путевки для поездки дочери за границу, в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны от 08.06.2000 г. № 300 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей», оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 21.02.2012 г.