об обязании предоставить сведения в УФС



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2012 года                       г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Шабалиной Ю.В., при секретаре судебного заседания Баландиной О.А.,

при участии в судебном заседании помощника прокурора Кировского района г.Иркутска Волковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2332/2012 по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Город Иркутск», неопределенного круга лиц к ООО «ВВП» о понуждении ООО «ВВП» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за ДД.ММ.ГГГГ и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Иркутска (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ВВП» (далее – ответчик) об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за ДД.ММ.ГГГГ. и предоставить данный расчёт в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в прокуратуру Кировского района г. Иркутска поступила информация Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой ООО «ВВП» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ не произведен, что влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, не поступление денежных средств в бюджеты РФ и Иркутской области.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные объекты;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 28 ФЗ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 23 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» настоящий порядок распространяется нам предприятия, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, произведение расчета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что расчет предоставляется в сроки, установленные территориальными органами министерства экологии и природных ресурсов.

В настоящее время в РФ указанные сроки регулируются положениями действующего приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Пунктами 2,3 приложения данного приказа установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с Постановлением правительства от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, дополнено подпунктом 5.5.10 о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с положениями ФЗ от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 214 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником дохода бюджета РФ, федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором доходов.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления ГВФ РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником дохода бюджета субъектов РФ (администратор – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 22 ГПК РФ исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.

В соответствии с вышеизложенным, Прокурор Кировского района г.Иркутска просит суд обязать ООО «ВВП» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ г. и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Волкова И.Н., действующая на основании поручения, поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении правовым основаниям, просила суд рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области <данные изъяты> действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв, в котором указала, что требования прокурора Кировского района г. Иркутска законны и обоснованны по следующим основаниям:

Согласно пунктам 9-11 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007г. №626, обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на ее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу ст. 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности истца (Определение Верховного суда РФ от 30.11.2010 № 78-Впр10-33).

Ответчик ООО «ВВП», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии с определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.233 ГПК РФ гражданское дело № 2-2332/2012 по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Город Иркутск», неопределенного круга лиц к ООО «ВВП» о понуждении ООО «ВВП» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за ДД.ММ.ГГГГ год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ООО «ВВП» осуществляет размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду.

Из информации, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ВВП» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ г. не произведен, что влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, не поступление денежных средств в бюджеты РФ и Иркутской области.

В силу статьи 28 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 23 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» настоящий порядок распространяется на предприятия, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что расчет предоставляется в сроки, установленные территориальными органами министерства экологии и природных ресурсов.

В настоящее время в РФ указанные сроки регулируются положениями действующего приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Пунктами 2,3 приложения № 2 данного приказа установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13.09.2010 г. №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, дополнено подпунктом 5.5.10 о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с положениями ФЗ от 30.11.2011 г. №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником дохода бюджета РФ, федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором доходов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления ГВФ РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником дохода бюджета субъектов РФ (администратор – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Так, судом установлено, что ООО «ВВП» в 2011 году не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств обратного ответчиком, которому определением о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству разъяснены положения ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Руководствуясь указанной нормой закона, учитывая обстоятельства дела, суд полагает необходимым обязать ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому, в силу ст.103 ГПК РФ, в федеральный бюджет с ответчика ООО «ВВП» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Город Иркутск», прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВВП» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за ДД.ММ.ГГГГ. и предоставить данный расчёт в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ВВП» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за ДД.ММ.ГГГГ г. и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВВП» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                         Ю.В. Шабалина

Мотивированный текст решения изготовлен 23.07.2012г.

Судья Ю.В. Шабалина