РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2012 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Абдуллиной Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2266/2012 по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Первичной профсоюзной организации Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России) о признании прекратившей свою деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Первичной профсоюзной организации Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России) о признании прекратившей свою деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. Управлением юстиции Администрации Иркутской области зарегистрирована Первичная профсоюзная организация Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации - Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России) (далее - организация).
Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Иркутской области №17 за основным государственным регистрационным номером №
Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации: 664003. <адрес>. что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководителем организации является <данные изъяты> что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированная по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако согласно материалам учетного дела организации адрес руководителя организации: <адрес>, мк<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз.З ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация с момента государственной регистрации не предоставляла информацию в Управление о продолжении своей деятельности в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства устранены не были.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением установлено, что в нарушение абз.З ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не предоставила информацию в Управление о продолжении своей деятельности за ДД.ММ.ГГГГ г. в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства устранены не были.
Кроме того, Управлением установлено, что в нарушение абз.З ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не предоставила информацию в Управление о продолжении своей деятельности за 2011 год в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, организацией допущены нарушения законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении в Управление ежегодной информации, предусмотренной абз. 3 4.1, Федерального закона «Об общественных объединениях», что в соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Ответчик Первичная профсоюзная организация Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России), извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направил, о причинах их неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в их отсутствие не просил.
Третье лицо УФНС России по Иркутской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, направило возражения на исковое заявление, в котором указала, что у ответчика имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты РФ, в связи с чем, процедура ликвидации затрагивает права и законные интересы государства, которое лишается возможности реализации права на взыскание неуплаченной задолженности. На основании изложенного, третье лицо возражало против удовлетворения исковых требований Управления.
При решении вопроса о рассмотрении дела в отсутствии ответчиков суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месту судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Стороны вправе просит суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направить им копий решения суда. Суд может отложить разбирательства дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Статьей 113 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой в уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 118 ГПК РФ).
В силу ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений с последнего известного места жительства.
Как усматривается из материалов гражданского дела, ответчик извещен судом о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением, по адресу указанному в исковом заявлении и сведениям из ЕГРЮЛ. Почтовая корреспонденция о судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГвозвращена в суд в связи с истечением срока хранения. Иного места нахождения ответчика суду не известно.
Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствии ответчиков по последнему известному месту нахождения.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования Управления законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции Администрации Иркутской области зарегистрирована Первичная профсоюзная организация Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации - Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России).
Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> № за основным государственным регистрационным номером №.
Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации: 664003. <адрес>. что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководителем организации является <данные изъяты>, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированная по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако согласно материалам учетного дела организации адрес руководителя организации: <адрес>, мк<адрес>.
В нарушение ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация в течение трех дней не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не представила в Управление обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ (сведения об адресе лица, имеющего право действовать без доверенности).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз.З ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация с момента государственной регистрации не предоставляла информацию в Управление о продолжении своей деятельности в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», п.п. «б» п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.03.2011 № 81. установлено, что некоммерческие организации предоставляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства устранены не были.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением установлено, что в нарушение абз.3 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не предоставила информацию в Управление о продолжении своей деятельности за ДД.ММ.ГГГГ г. в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства устранены не были.
Кроме того, Управлением установлено, что в нарушение абз.З ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не предоставила информацию в Управление о продолжении своей деятельности за 2011 год в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, организацией допущены нарушения законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении в Управление ежегодной информации, предусмотренной абз. 3 4.1, Федерального закона «Об общественных объединениях», что в соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Управление является государственным органом, действующим в целях защиты государственных интересов, уполномоченным в соответствии с ч.2 ст.38 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.п.39. п.п.81 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
В нарушение п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ответчик не исполнял обязанность по предоставлению в Управление информации предусмотренной Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании ответчика прекратившим свою деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Доказательства иного ответчиком, которому в определении о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству разъяснялись требования ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Несоответствующим обстоятельствам дела является указание Управления ФНС на п.2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в силу которых решение о ликвидации фонда может принять только суд, при этом фонд может быть ликвидирован если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
При этом, Управлением ФНС не принято во внимание, что иск Управлением заявлен о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, а не ликвидации фонда.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях») неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении его из ЕГРЮЛ. При этом, решение учредителей (участников) или органа о ликвидации юридического лица с назначением ликвидационной комиссии (ликвидатора) в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» не требуется.
Более того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» какие-либо ограничения или условия как для обращения в суд уполномоченного органа или его территориального органа, так и для принятия судебного решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении общественного объединения из ЕГРЮЛ не установлены.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ссылка Управления ФНС на пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку в данной ситуации применяется способ принудительной ликвидации юридического лица. Данная позиция отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому «...Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом. 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования». Более того президиумом ВАС РФ разъяснено, что «...При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется».
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает требования Управления о признании прекратившей свою деятельность Первичной профсоюзной организации Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области -удовлетворить.
Признать прекратившей свою деятельность Первичной профсоюзной организации Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России).
Исключить Первичную профсоюзную организацию Муниципального унитарного предприятия Городского инженерно-геодезического центра Общественной организации – Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 22.06.2012г Н.Н. Исакова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>