об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 11 рабочих мест



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2010 года г.Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Левошко А.Н., при секретаре судебного заседания Мишовой Ю.П.,

с участием помощника прокурора Кировского района г.Иркутска Мальхановой Е.В., представителя ответчика по доверенности Карпушенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1184/2010 по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 11 рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Иркутска (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» (далее - Банк) об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 11 рабочих мест.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка в Банке по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как установлено, среднесписочная численность работников Банка на начало января 2010 года составила 485 человек.

Согласно ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

В соответствии с п.п.1 ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов.

Учитывая изложенное, квота для приема на работу инвалидов для Банка составляет 15 рабочих мест.

В настоящее время в Банк принято на работу 4 инвалида, иные рабочие места для инвалидов в организации отсутствуют.

Таким образом, в Банке в нарушение вышеназванных норм не создано и не выделено 11 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Банк нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантированное ст.37 Конституции РФ, а также ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами предусмотрено право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в Банк в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости населения» г. Иркутска инвалидов в качестве безработных, в Банк имеют право обратиться и иные инвалиды.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, особенно если нарушения касаются социальных прав инвалидов.

На основании изложенного прокурор полагал заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Иркутска Мальханова Е.В. поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Участвующая в судебном заседании представитель Банка по доверенности Карпушенко Е.В. указала, что в соответствии с законодательством Банк должен создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 14 рабочих мест при среднесписочной численности работников на 01.03.2010г. 483 человека. В настоящее время в Банке происходит трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной законодательством квотой.

Третье лицо ОГУ «Центр занятости г.Иркутска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах их неявки суд не уведомило.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив и исследовав все доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Пунктом 2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Из п.1 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Статьей 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлено, что квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.

Квота устанавливается для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере 3 процента к среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.

В судебном заседании установлено, что согласно представленной Банком прокурору справки о работающих инвалидах по состоянию на 01.02.2010г. их количество составляло 4 работающих, среднесписочное количество работников по состоянию на январь 2010 года – 485 человек.

Таким образом, общее количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Банке должно составлять 14 мест (с уменьшением до целого числа произведения 485 х 0,03)

При таких обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Банку в части обязания дополнительно создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 10 рабочих мест на дату обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями (08.02.2010г.).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» - удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве 10 рабочих мест.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 1 рабочего места – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Левошко

Мотивированный текст решения изготовлен 05.04.2010г.

Судья А.Н. Левошко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда на 05.04.2010г. не вступило в законную силу

Судья А.Н. Левошко

<данные изъяты>

Секретарь с/з