Решение вступило в законную силу 12.05.2010г.
Решение
Именем Российской Федерации
7 апреля 2010 г. город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Александровой М.А.,
при секретаре Хажаковой Я.В.,
с участием истца Тетерядченко В.С.,
представителя ответчика по доверенности Петровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1188/2010 по иску Тетерядченко В.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска об обязании восстановить нарушение прав по исчислению трудового стажа и засчитать в общий трудовой стаж период работы в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбными товарами с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г.,
УСТАНОВИЛ:
Тетерядченко В.С. обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска об обязании восстановить нарушение прав по исчислению трудового стажа и засчитать в общий трудовой стаж период работы в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбными товарами с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано пенсионное удостоверение о назначении пенсии по старости, и было сообщено, что в общий трудовой стаж не засчитали период трудовой деятельности с 10.02.1976г. по 14.12.1976г (запись но трудовой книжке значится под номерами 23 и 24).Данное решение объяснялось тем, что нарушена инструкция о правилах заполнения трудовых книжек, а именно: на печати предприятия значится оттиск «Иркутское комплексное предприятие общественного питания и торговли рыбными товарами», а в трудовой книжке записано - Иркутский рыбокомплекс. Считает, что нарушения в записи имеются, но они ни коем образом не касаются истца. Ведение учета и записей в трудовые книжки не входило в круг его служебных обязанностей по занимаемой должности и ответственность за содержание записи в трудовой книжке он не несет. Его просьбу обосновать свой отказ в письменном виде, Управление Пенсионного фонда по Кировскому району, оставило без внимания. Истец пытался доказать, что оттиск названия предприятия на печати «Иркугское предприятие общественного питания и торговли рыбными товарами»и запись в трудовой книжке за № и № в виде «Иркутский рыбокомплекс» отражают по сути одно и тоже предприятие. И поэтому решение Управления Пенсионного фонда Кировского района об уменьшении трудового стажа считает необоснованным и нарушающим его права в части подсчета совокупного выработанного трудового стажа. Исправить допущенную ошибку не представляется возможным из-за давности лет.
В судебном заседании истец Тетерядченко В.С. исковые требования поддержал по снованиям, указанным в иске. Суду пояснил, что обращался в архив за получением каких-либо документов о работе в спорный период, однако безрезультатно. Иркутское комплексное предприятие общественного питания и торговли рыбными товарами это и есть Иркутский рыбокомплекс, в этот комплекс входили магазин «Океан» и кафе «Океан». Впоследствии на базе Иркутского рыбокомплекса было образовано предприятие «Иркутскрыба». В Иркутское комплексное предприятие общественного питания и торговли рыбными товарами работали только 6 человек, большинство из которых уже нет в живых, сейчас остался только один свидетель, который может подтвердить работу в этот период времени, это Г. Предприятия уже нет, документов в архиве нет. Просил учесть суд, что за правильность записей в трудовой книжке он не отвечает. Неправильность записей не может служить основанием для ограничения его пенсионных прав. С учетом изложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Петрова Е.Ю. исковые требования Тетерядченко В.С. не признала. В возражение на требования указала, что Тетерядченко В.С. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление ПФР в Кировском районе г.Иркутска с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, предоставив трудовую книжку от 18.07.1966 г.
В представленной трудовой книжке имеются записи о работе в период с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г., оформленные с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162. Записи о работе в Иркутском рыбокомплексе заверены печатью Иркутского комплексного предприятия общественного питания и торговли рыбными товарами. рыбой в местах потребления и сбыта рыбной продукции "Союзрыбпромсбыт", сведения о переименовании (преобразовании) предприятия отсутствуют. Документы, подтверждающие факт работы заявителя в указанный период, не представлены.
В связи с этим Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о не зачете данного периода в страховой стаж Тетерядченко В.С. B.C.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. № 17/19пб (п. 12) при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
- проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
-принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;
-приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Оценив имеющиеся в распоряжении Управления документы, обоснованно было принято решение о не включении указанного периода в страховой стаж Тетерядченко В.С..
На основании изложенного, просила отказать Тетерядченко В.С. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав и оценив все письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии со с п. 4 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 28 Правил периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В силу п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.
В соответствии с п. 2.2 Положения при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, чем те, которые перечислены в пункте 2.1, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
Судом установлено, что истец Тетерядченко В.С. обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление ПФР в Кировском районе г.Иркутска с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставив трудовую книжку от 18.07.1966 г.
Из представленной трудовой книжки ответчиком было установлено, что имеются записи о работе в период с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г., оформленные с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162. Записи о работе в Иркутском рыбокомплексе заверены печатью Иркутского комплексного предприятия общественного питания и торговли рыбными товарами. рыбой в местах потребления и сбыта рыбной продукции "Союзрыбпромсбыт", сведения о переименовании (преобразовании) предприятия отсутствуют. Документы, подтверждающие факт работы заявителя в указанный период, не представлены.
Указанное обстоятельство повлекло отказ в зачете периода работы истца с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. в страховой стаж для установления трудовой пенсии.
В судебном заседании судом исследована трудовая книжка истца и установлено наличие следующих записей о работе истца в спорный период:
- № 22 - 10.02.1976 года переведен в Комплексное предприятие по торговле рыботоварами (приказ № 10 от 10.02.1976 г.).
- № 23 - Иркутский Рыбокомплекс. 10.02.1976 г. принят переводом старшим товароведом (приказ № 3 от 11.02.1976 г.)
- № 24 - 14.12.1976 г. уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР (приказ № 137 от 13.12.1976 г.)
Записи в трудовой книжке истца за период с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. заверены печатью Иркутского комплексного предприятия общественного питания и торговли рыбным товарами.
Судом запрошена информация в налоговые органы, государственные архивы для установления сведений о существовании в 1976 году предприятий с названиями «Иркутский Рыбокомплекс» и «Иркутское комплексное предприятия общественного питания и торговли рыбным товарами», а также документы, касающиеся трудовой деятельности истца в указанных предприятиях с период с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. Из ответов на запросы судом установлено, что каких-либо сведений о создании, деятельности, реорганизации или ликвидации указанных предприятий с такими названиями в архивах, налоговых органах не имеется.
Вместе с тем, период работы Тетерядченко В.С. с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. указан в его трудовой книжке, а из пояснений истца в судебном заседании усматривается, что Иркутское комплексное предприятия общественного питания и торговли рыбным товарами и Иркутский Рыбокомплекс - это название одного и того же предприятия, в котором работал истец в период с 10.02.1976 г. по 14.12. 1976 г. в должности старшего товароведа.
Допрошенные в судебном заседании свидетеля Г. и Ф. суду подтвердили, что истец в действительности работал в Иркутском Рыбокомплексе в должности товароведа в 1976 г. Иркутский Рыбокомплекс и Иркутское комплексное предприятия общественного питания и торговли рыбным товарами - это названия одного и того же предприятия, в состав которого входили магазин «Океан» и кафе «Океан». Иркутский Рыбокомплекс просуществовал примерно 1,5 - 2 года и на его базе было создано предприятие «Иркутскрыба», где также работал истец.
В отсутствии каких-либо документов в архивах о Иркутском Рыбокомплексе или Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбным товарами, и наличии в трудовой книжке истца записей о периоде работы с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. судом проверены доводы истца о том, что наименования предприятий Иркутский Рыбокомплекс и Иркутское комплексное предприятия общественного питания и торговли рыбным товарами - это названия одного и того же предприятия, и установлено, что в нормативных актах, действующих в СССР на момент создания и деятельности предприятий Минрыбхоза СССР, рыбообрабатывающие предприятия назывались общим названием рыбокомплексы. Так, из Методической инструкции по санитарно-микробиологическому контролю производства кулинарных изделий из рыбы и нерыбных объектов морского промысла, утвержденной Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 9 марта 1978 года, Министерством рыбного хозяйства СССР 15 декабря 1977 года, судом усматривается, что Методическая инструкция рассчитана на работников производственных лабораторий и санэпидстанций и предназначена для руководства при проведении профилактического и дополнительного санитарно-микробиологического контроля кулинарного производства на рыбообрабатывающих предприятиях (рыбокомплексах), а также фирменных предприятиях общественного питания системы Минрыбхоза СССР.
С учетом изложенного, пояснений истца и показаний свидетелей, у суда не имеется сомнений в том, что в период с 10.02.1976 г. по 14.12.1976 г. Тетерядченко В.С. работал в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбным товарами, а в трудовой книжке истца указанное предприятие названо общим названием для рыбообрабатывающих предприятий как Иркутский Рыбокомплекс.
При удовлетворении исковых требований суд учитывает, что действующее пенсионное законодательство предусматривает понятие не общего трудового стажа, а страхового стажа, под которым понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
При установленных судом обстоятельствах, имеются основания для обязания Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска зачесть период работы Тетерядченко В.С. с 10.02.176 г. по 14.12.1976 г. в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбными товарами в страховой стаж для установления трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тетерядченко В.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска об обязании восстановить нарушение прав по исчислению трудового стажа и засчитать в общий трудовой стаж период работы в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбными товарами с 10.02.176 г. по 14.12.1976 г.- удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Иркутска зачесть период работы Тетерядченко В.С. с 10.02.176 г. по 14.12.1976 г. в Иркутском комплексном предприятии общественного питания и торговли рыбными товарами в страховой стаж для установления трудовой пенсии.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.
Судья: М.А. Александрова
Мотивированный текст решения изготовлен 12.04.2010г.
Судья М.А. Александрова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1188/2010
Секретарь с/з