об обязании выделить рабочие места для устройства инвалидов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2012 г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре Кузьменко О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2349/2012 по иску прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охранное агентство «Арсенал» об обязании создать или выделить рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к ООО «Охранное агентство «Арсенал», требуя обязать ответчика создать или выделить рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка исполнения ООО «Охранное агентство «Арсенал» законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области". В ходе проверки установлено, что на предприятии среднесписочная численность работников за апрель 2012 года составила <данные изъяты> человек, соответственно должна устанавливаться квота в размере 3 %, т.е. на предприятии должно быть создано <данные изъяты> рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В настоящее время в ООО «Охранное агентство «Арсенал» трудоустроено <данные изъяты> инвалида, при этом вакантные рабочие места для инвалидов отсутствуют. Таким образом, в ООО «Охранное агентство «Арсенал» в нарушение требований вышеуказанных законодательных актов не создано или не выделено еще <данные изъяты> рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Ответчик нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантированное статьей 37 Конституции РФ, а также ст. 20 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов», поскольку указанными нормами предусмотрено право на трудоустройство всех инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Волкова Е.Н. исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО «Охранное агентство «Арсенал» Димова Е.Ю., Каравка Л.Г., действующие на основании доверенности, требования прокурора Кировского района г. Иркутска полагали необоснованными, удовлетворению не подлежащими, по основаниям, изложенным в письменных возражениях ответчика.

Представитель третьего лица – ОГКУ Службы занятости населения г. Иркутска <данные изъяты> надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

В силу ч. 2 ст. 4 ГПК, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, заявление было подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда.

Статьей 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

    В соответствии со ст. 22 вышеуказанного ФЗ РФ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.

Согласно части 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Закон Иркутской области от 29.05.2009г. N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.05.2009 N 11/3-ЗС) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулирует отдельные вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области.

В силу ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009г. N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.

Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере: для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников.Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.

Учитывая положения вышеприведенных нормативных правовых актов в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе, создание специальных рабочих мест для трудоустройства указанной категории лиц, распространяются на организацию-работодателя, как юридическое лицо.

Согласно Уставу ООО «Охранное агентство «Арсенал» местонахождением общества является <адрес>

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Охранное агентство «Арсенал» является юридическим лицом по законодательству РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 38 ООО «Охранное агентство «Арсенал» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН

Согласно п. 3.1 Устава целью деятельности ООО «Охранное агентство «Арсенал» является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в производимой Обществом продукции, выполняемых им работах и оказываемых услугах, в следующих сферах:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении иди доверительном управлении;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств собрания участников Общества.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судом установлено, что согласно штатному расписанию, информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2012 г., представленным ООО «Охранное агентство «Арсенал» в прокуратуру <адрес> на момент проверки, штат организации насчитывает <данные изъяты> единиц.

Согласно Приказу Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации», численность работников рассчитывается на определенную дату. Фактически она определяется ежедневно, включая выходные и праздничные дни.

Как установлено судом, и подтверждается представленными ООО «Охранное агентство «Арсенал» сведениями, среднесписочная численность работников организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты> человек.

С учетом изложенного нормативного регулирования спорных отношений, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела данные, суд приходит к выводу о том, что, квота для трудоустройства инвалидов у ответчика должна составить 3% от среднесписочной численности работников, что будет составлять <данные изъяты> рабочих мест.

Как подтверждается представленными ОГКУ ЦЗН г. Иркутска сведениями, изложенными в отзыве на исковое заявление, по состоянию на май 2012 г. на предприятии трудоустроено <данные изъяты> инвалидов.

Вместе с тем, судом установлено, и подтверждается представленными приказами о приеме на работу и справками МСЭ об установлении группы инвалидности работников <данные изъяты> а также пояснениями, данными представителями ответчика, фактически в настоящее время на предприятии трудоустроено <данные изъяты> инвалидов, таким образом, предусмотренная законом квота не выполнена, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ООО «Охранное агентство «Арсенал» обязанности выделить (создать) в счет квоты <данные изъяты> рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время двое работников ООО «Охранное агентство «Арсенал» проходят МСЭК для установления им группы инвалидности, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств направления данных работников на освидетельствование суду не представлено. При этом суд также исходит из того, что признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, в связи с чем до определения процента утраты профессиональной трудоспособности и установления группы инвалидности лицо инвалидом не признается, и не подпадает под действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Обязанность предоставлять в ОГКУ ЦНЗ <адрес> информацию, касающуюся наличия вакантных мест для инвалидов, возложена Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 на работодателя.

Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами и пояснениями ответчика, что заявок от ООО «Охранное агентство «Арсенал» на квотируемые вакантные места для инвалидов не поступало. При этом по данным ОГКУ ЦНЗ г. Иркутска в г. Иркутске зарегистрировано <данные изъяты> безработных инвалидов.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма закона Иркутской области от 29.05.2009г. N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" не связывает ее применение ни с наличием рабочих мест, организованных для инвалидов, ни с характером работы предприятия, ни с требованиями по состоянию здоровья и профессиональной подготовленности, которые организация предъявляет к своим работникам.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охранное агентство «Арсенал» подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Кировского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охранное агентство «Арсенал» об обязании создать или выделить рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников - удовлетворить.

Обязать ООО «Охранное агентство «Арсенал» выделить (создать) рабочие места для устройства инвалидов в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья Е.Л. Коржинек

Мотивированный текст решения изготовлен 03 июля 2012 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>