об обязании произвести и предоставить расчет в Росприроднадзор



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2012 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретаре судебного заседания Кузьменко О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2314/2012 по иску Прокурора Кировского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природу за ДД.ММ.ГГГГ год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Иркутска обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис», требуя обязать ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природу за ДД.ММ.ГГГГ год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Иркутска проведена проверка по заявлению Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ООО «ЭкоСервис» не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ г., что влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, и, как следствие, не поступление денежных средств в бюджеты РФ и Иркутской области. В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета РФ. Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета субъектов РФ. В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Волкова Е.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик ООО «ЭкоСервис», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей в судебном заседание не направил, причины их неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представители третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание не явились, обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ по письменному заявлению прокурора дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

    Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 28 Федерального закона РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и с. 23 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.02.2007 г. № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» настоящий порядок распространяется на предприятия, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ и поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Таким образом, произведение расчета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что расчет предоставляется в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и регулируются положениями действующего приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Пунктами 2,3 приложения № 2 данного приказа установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.97.2004 г. № 400, дополнено п.п. 5.5.10 о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета РФ.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником доходов бюджета субъектов РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «ЭкоСервис» требования Федерального закона РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», принятого во исполнение вышеуказанных федеральных законов, не выполнило, не представило в Управление Росприроднадзора по Иркутской области расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, копией списка организаций, нарушивших сроки отчетности и не представивших соответствующего расчета, представленной Управлением в прокуратуру Кировского района г. Иркутска. Доказательств обратного, ответчиком в материалы дела не представлено.

Непредставление расчета влечет за собой невозможность определения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и как следствие, не поступление денежных средств в бюджеты РФ и Иркутской области.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

На основании установленных обстоятельств и в соответствии с вышеизложенными нормами права, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 235, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую природу за ДД.ММ.ГГГГ год и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 03 июля 2012 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>