Дело № 2-1227\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Тимашовой Т.И.,
с участием истца Петренко П.С.,
представителя ответчика – Николаевой И.В., действующей по доверенности от 05.05.2008 года сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко Павла Сергеевича к УФСИН России по Хабаровскому краю об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Петренко П.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Хабаровскому краю об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии. В обоснование указал, что решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю (протокол 187 от 27 мая 2010 года) был исключен из списков сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в ЖБК управления. Вышеуказанное решение принято на основании п.6 ст.56 ЖК РФ, ст. 13.6 Закона Хабаровского края «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» от 13.10.2005 г. № 304 — «выявление в представленных в орган, осуществляющий учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а так же неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего учет, при решении вопроса о принятии на учет». При этом было разъяснено, что его на учет, как нуждающегося, поставили ошибочно, так как он был зарегистрирован по месту жительства в момент постановки на учет в квартире, принадлежащей родителям на основании договора приватизации. Поскольку он отказался от права на приватизацию квартиры родителей по адресу: ..., то за ним сохраняется право пользования этим жилым помещением. Следовательно, по мнению комиссии, на момент постановки на учет не являлся нуждающимся. С принятым решением не согласен, поскольку, согласно разъяснений, данных в Постановлении Конституционного суда РФ от 25.04.1995 года № 3-П по делу о проверке конституционности ч.1 и 2 ст.54 ЖК РФ, регистрация (прописка) или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, включая право на жилище. С 2000 года в квартире родителей он не проживал, а проживал по адресу ..., куда переехал из квартиры родителей на постоянное место жительство.
В соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда РФ», право на приватизацию имеют граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Кроме того, с того же времени он перестал являлся членом семьи своих родителей, поскольку переехав в по адресу: ..., ..., стал проживать там постоянно совместно с ФИО5. С января 2005 года по настоящее время проживает, а с 2009г. и зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу ..., ... Указанная квартира принадлежи его жене ФИО4 (брак зарегистрирован в 2008 году) и ее несовершеннолетнему сыну ФИО6. Дом, в котором они проживают, относится к ветхому фонду. Исключение его из списков сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, повлекло за собой лишение его права на предоставления для проживания жилого помещения по договору социального найма. На праве собственности никаким жильем не владеет.
На основании изложенного, просит признать решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю (протокол 187 от 27 мая 2010 года) незаконным. Обязать ответчика восстановить его в списках сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании истец иск поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что отец имел уже тогда ряд тяжелых заболеваний, в связи с чем, трудно было проживать всем вместе. В ордер он включен не был, квартира была получена родителями с учетом старшего брата, у которого на настоящий момент имеется взрослая дочь и по этим основаниям, он считал необходимым отказаться от участия в приватизации, так как родители хотели, чтобы квартира досталась внучке.
Представитель ответчика иск не признала, повторив доводы, изложенные в отзыве на иск, согласно которому, Петренко П.С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с мая 1994 года.
На основании заявления Петренко П.С. от 12 апреля 2001г. он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На заседании жилищно-бытовой комиссии 27 мая 2010г. (протокол № 187) было принято решение о снятии Петренко П.С. с учета согласно п.б ч.1 ст.56 ЖК РФ, ст.13.6 Закона Хабаровского края «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» от 13.10.2005г. № 304 - неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего учет, при решении вопроса о принятии на учет. В соответствии со ст. 49 ЖК РСФСР, Порядком учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. № 335 и утвержденных в соответствии с ними 21.02.1991г. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в Хабаровске 8 кв.м. и менее; лица, проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, не связанные родственными отношениями, имеющие самостоятельный договор найма жилого помещения независимо от занимаемой площади. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы. Согласно ст.ст. 55-56 право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Петренко П.С. с заявлением о постановке его на жилищный учет обратился 12 апреля 2001г. В это время он был зарегистрирован и проживал по адресу: .... (зарегистрирован с 28.09.1993г.) Совместно с ним в данной квартире зарегистрированы ФИО9 - мать истца, и ФИО8 - отец истца. Жилая площадь квартиры составляет 33,40 кв.м. данные обстоятельства подтверждаются лицевым счетом квартиросъемщика от 03 апреля 2001г., актом проверки жилищных условий от 12 апреля 2001г.. 15 ноября 2000г. квартира по адресу ... была передана в собственность ФИО8. На момент заключения договора на передачу квартиры в собственность граждан, истец был в ней прописан. В силу ст.2 Закона РФ от 04.07.91г. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи на нанимателя. Учитывая данное обстоятельство, полагает, что Петренко П.С. добровольно отказался от участия в приватизации жилого помещения, но при этом не утратил право постоянного проживания в данном жилом помещении, которое для него носит бессрочный характер. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения заявления о постановке Петренко П.С. на жилищный учет он имел право пользования жилым помещением квартирой ... как член собственника, ранее как член семьи нанимателя, и обеспеченность на каждого члена семьи составляла более 8 кв.м. жилой площади (по 11,13 кв.м.), поэтому у жилищной комиссии отсутствовали правовые основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отсутствие правовых оснований в действиях должностных лиц свидетельствует об их неправомерности, поскольку правомерными могут быть лишь те действия, которые соответствуют требованиям, содержащимся в нормах права, и исключающие какое бы то ни было отклонение от предписаний нормативных актов. Довод истца о том, что он законно был поставлен на жилищный учет ввиду того, что у него отсутствует право собственности на какое-либо жилое помещений, полагает не обоснованным, т.к. в соответствии с жилищным законодательством отсутствие жилого помещения в собственности не являлось и не является единственным основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на жилищный учет. Правовое значение для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий также имеет обеспеченность жилым помещением (наличие или отсутствие для постоянного проживания и пользования) и норм жилого помещения. В силу ст. 56 ч.2 ЖК РФ решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решение о снятии с жилищного учета выдаются или направляются данным гражданам. Заседание жилищно-бытовой комиссии ответчика, на котором было рассмотрено учетное дело истца, состоялось 27 мая 2010г. Ранее факт необоснованной постановки на жилищный учет выявлен не был. Решение комиссии Петренко П.С. было ему вручено 31.05.2010г., что подтверждается его росписью на копии письма. С учетом изложенного, просит суд Петренко П.С. в заявленных требованиях отказать.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Петренко П.С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с мая 1994 года. На основании его заявления от 12 апреля 2001г., Петренко П.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На заседании жилищно-бытовой комиссии 27 мая 2010г. (протокол № 187) было принято решение о снятии Петренко П.С. с учета согласно п.б ч.1 ст.56 ЖК РФ, ст.13.6 Закона Хабаровского края «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» от 13.10.2005г. № 304 - неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего учет, при решении вопроса о принятии на учет. 31.05.2010 года о данном решении ЖБК истец был поставлен в известность, согласно представленной копии письма с росписью истца о вручении.
В судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, что на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он был зарегистрирован по адресу: .... (зарегистрирован с 28.09.1993г., квартира предоставлена по ордеру отцу – ФИО8). Совместно с ним в данной квартире зарегистрированы ФИО9 - мать истца, и ФИО8 - отец истца. Жилая площадь квартиры составляет 33,40 кв.м., состоит из двух изолированных комнат, что подтверждается лицевым счетом квартиросъемщика от 03 апреля 2001г., актом проверки жилищных условий от 12 апреля 2001г., техническим паспортом. 15 ноября 2000г. квартира по адресу ... ... была передана в собственность ФИО8.
Согласно показаний допрошенных по ходатайству истца свидетелей ФИО10 и ФИО9 – матери истца, он с 1993 года, после окончания института, не проживает с родителями, с 1999 года по 2003 год проживал в комнате общежития по ..., которую ему предоставил для проживания ФИО10. Свидетель ФИО9 также подтвердила доводы истца относительно болезни отца, прав старшего сына на эту квартиру.
К спорным правоотношениям подлежит применению Жилищный кодекс РСФСР от 01.01.1984 года, действующий на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищностроительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, от 21.02.1991г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г. Хабаровске 8 квадратных метров и менее (п. 2.1.1).
Согласно статье 127 ЖК РСФСР, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей. Члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Статьей 53 ЖК РСФСР, установлено, что к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что истец не являлся нуждающимся в улучшении жилого помещения на момент постановки его на учет, поскольку являлся членом семьи собственника жилого помещения – сыном, эти семейные отношения не могут прекратиться. Обеспеченность жилой площадью у них составляла более 8 кв.м. жилой площади. Иных оснований для признания нуждающимся не было установлено. Доводы истца в судебном заседании не влияют на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Тот факт, что истец фактически не проживал с родителями - по месту регистрации, является его правом на основании Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", при этом за ним сохранялось право пользования квартирой по ....
В соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае в том числе, выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Согласно ст.ст. 55-56 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года на момент снятия истца с учета, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец был поставлен в результате неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении этого вопроса, в связи, с чем имелись основания для снятия его с учета, порядок принятия решения о снятии с учета соблюден. Тем самым оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Петренко Павла Сергеевича к УФСИН России по Хабаровскому краю об обжаловании решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю от 27 мая 2010 года (протокол 187), восстановлении его в списках сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 10.08.2010 года.
Судья: \подпись\
Копия верна:судья \Якимова Л.В.\