компенсация морального вреда



№2-1560/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2010 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Мартынова д.Е.

с участием прокурора Ступаковой М.Н., представителя истца Сладковой Татьяны Игоревны, представителя ответчика ФБУ «Управление ДВО» и третьего лица ФБУ Войсковая часть 21720 Радайкина Сергея Яковлевича, представителя МО РФ Тимофеева Михаила Григорьевича, при секретаре Ковальчук О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устюжаниной Елены Николаевны к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возмещение материальных расходов, связанных с гибелью сына, по делу привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Федеральное бюджетное учреждение «Войсковая часть 21720»

УСТАНОВИЛ:

Устюжанина Е.Н. обратилась в суд с требованиями к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в размере 2000000 руб., возмещение материальных расходов в размере 20 750 руб., связанных с гибелью сына. В обосновании своего требования истица указала, что приходится матерью ФИО8, который с 26.11.2006 года проходил военную службу в войсковой части 26381, где совершил самоубийство в результате применения насилия и угроз, совершения действий, унижающих честь и достоинство со стороны военнослужащего данной войсковой части младшего сержанта ФИО9 Вина данного военнослужащего установлена приговором Белогорского гарнизонного военного суда, который вступил в законную силу. Военнослужащий ФИО9 являлся должностным лицом Министерства Обороны РФ, которое должно отвечать перед истицей за действия данного военнослужащего, при этом Министерство Обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляет непосредственное финансирование Управлением ДВО, которое в дальнейшем финансирует войсковую часть 26381. Кроме этого, поскольку возмещение вреда должно осуществляться за счет казны РФ, то ответчиком по делу также является Министерство финансов РФ.

В судебном заседании представитель истицы Сладкова Т.И. требования поддержала по изложенным в иске основаниям, суду дополнительно пояснила, что ответчики несут солидарную ответственность за вред, причиненный истице должностным лицом ФИО9 Сын истицы погиб в результате виновных действий данного военнослужащего, ответственность за которого несут ответчики. В связи со смертью сына истице причинен моральный вред, связанный с нравственными переживаниями, а так же с физическими страданиями, которые выразились в ухудшении её здоровья, возникновением ряда заболеваний на нервной почве, при этом сын для истицы являлся опорой и надеждой, единственным мужчиной в семье, при отсутствии супруга у истицы. Представитель истицы пояснила, что ответчики должны возместить так же убытки, связанные с похоронами сына.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны РФ Тимофеев М.Г. требования не признал, суду пояснил, что вины Министерства обороны РФ в смерти военнослужащего ФИО8 нет, а, следовательно, основания для компенсации морального вреда и материального ущерба отсутствуют, при этом материальный ущерб, возникший у истицы в связи с захоронением сына подлежит возмещению Военным комиссариатом по месту жительства истицы, по месту захоронения сына, размер данного возмещения определен в сумме 6000 руб.

В судебном заседании представитель ответчика ФБУ «Управление ДВО» и третьего лица ФБУ «Войсковая часть» 21720 Радайкин С.Я. с требованиями не согласился, суду пояснил, что ФИО9 не является должностным лицом ФБУ «Управление ДВО», он являлся военнослужащим, а поэтому ответственность должна нести ФБУ «Войсковая часть» 21720, которая являлась правопреемником войсковой части 26381. Однако истица при рассмотрении уголовного дела отказалась от исковых требований к войсковой части 26381 о компенсации морального вреда, а, следовательно, производство по делу подлежит прекращению. Истицей не представлены доказательства о наличии причинно-следственной связи между нравственными и физическими страданиями и гибелью сына. Представитель пояснил, суду, что законом предусмотрена сумма в счет возмещения расходов на погребение, которая составляет 6000 руб., и обязанность по её возмещению может быть возложена на войсковую часть 21720 или Военный комиссариат по месту жительства истицы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования в части компенсации морального вреда в размере 200000 руб. и материального ущерба в размере 20 750 руб. за счет Министерства Финансов РФ, как распорядителя бюджетных средств, суд установил.

Истица Устюжанина Е.Н. приходится матерью ФИО8, который был призван на военную службу по призыву в ряды Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ ОВК <адрес> Башкортостан, о чем указано в свидетельстве о рождении 2-АР №, справке о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой военкомата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти 1-ОТ № ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.01.2007 года. Смерть ФИО8 произошла в период прохождения им срочной службы в войсковой части 26381.

Приговором Белогорского гарнизонного военного суда от 18.07.2007 года, вступившим в законную силу, установлено, что ФИО10 совершил самоубийство в результате применения насилия и угроз совершения действий, унижающих честь и достоинство, со стороны младшего сержанта ФИО9, который признан виновным в совершении 5-6 декабря 2006 года преступления, предусмотренного п.п. «а,в» ст. 61 ГПК РФ не подлежат доказыванию, приговор суда в этой части обязателен для суда.

Согласно приговору так же установлено, что военнослужащий ФИО10 не выдержав притеснений со стороны ФИО9, сопровождающихся нанесением побоев, в один из последующих дней самовольно ушел из войсковой части 26381 и, находясь вне части, покончил жизнь самоубийством, повесившись на ветке в одном из близлежащих оврагов.

Согласно справке войсковой части 21720 от 20.01.2010 года № в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Главного штаба Сухопутных войск от ДД.ММ.ГГГГ № и штаба ДВО от ДД.ММ.ГГГГ № войсковая часть 21720 является правопреемником войсковой части 26381 с ДД.ММ.ГГГГ и дислоцируется в <адрес>.

Судом установлено, что истицей были произведены материальные расходы, связанные с гибелью сына в размере 20750 рублей, о чем свидетельствуют квитанции от 15.01.2007 года, 17.01.2007года, 22.01.2007 года, связанные с приобретением памятника, гравировкой, оформлением портрета, приобретением венков, ленты, продуктов питания для поминального обеда, а так же ритуального набора.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба является видом федеральной государственной службы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В силу ст. 37 указанного закона военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в том числе случаях: исполнения должностных обязанностей; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Судом установлено, что ФИО10 проходил венную службу по призыву и исполнял обязанности военной службы, при этом его отсутствие в расположении воинской части было вызвано наличием притеснений со стороны ФИО9, сопровождающихся нанесением побоев, которых ФИО10 не выдержал.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

Согласно ст. 27 ФЗ «О статусе военнослужащих» должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

В соответствии с пунктами 72,76,79 Устава внутренней службы (далее по тексту УВС), действующих по состоянию на 2006-2007 год, командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение воинской частью (подразделением) боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир (начальник) обязан принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава; направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при необходимости по заключению врача-психиатра и на лечение;

Как установлено судом ФИО10 совершил самоубийство в результате применения насилия и угроз при совершении действий, унижающих честь и достоинство, со стороны младшего сержанта ФИО9 В то же время командир войсковой части, где проходили службу военнослужащие, являясь единоначальником и отвечая за воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, суд считает, не обеспечил и не выполнил данные задачи и функции в полном объеме, что стало причиной гибели военнослужащего при установленных судом обстоятельств. Доказательств в обратном представителями ответчиков не представлено.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В соответствии с положениями ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

На основании пункта 7 подпунктов 38, 40,41,61, пункта 9 подпунктов 30,31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 Минобороны России осуществляет полномочия, в том числе организует прохождение военной службы военнослужащими, совершенствует систему воспитания военнослужащих Вооруженных Сил, организует морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил, разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Минобороны России в лице Министра обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно п. 2. Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников" утвержденной Приказом Приказ Министра обороны РФ от 05.11.-2000 N 500 (в ред.) "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время.

В силу п. 37 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников" утвержденной Приказом Приказ Министра обороны РФ от 05.11.2000 N 500 (в ред.) "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" при погребении погибших (умерших) воинскими частями (военными комиссариатами) за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета, производится оплата следующих ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего); перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка;перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации);погребение (кремация).

Согласно учетной карточке учреждения ФБУ «Войсковая часть 21720» главным распорядителем является Министерство обороны Российской Федерации.

Как установлено судом смерть военнослужащего ФИО8 произошла в результате виновных действий должностного лица ФИО9, а так же бездействий со стороны начальствующего состава, а именно командира войсковой части, так же являющегося должностным лицом, не обеспечившего в полном объеме дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы. С учетом установленных обстоятельств обязанность по возмещению вреда, причиненного данными должностными лицами, должна быть возложена на Министерство обороны РФ, при этом отказ истицы от исковых требований к войсковой части 26381 при рассмотрении уголовного дела не ограничивает ее прав для предъявления исковых требований к Министерству обороны РФ и не является основанием для прекращения производства по делу.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Как установлено судом результатом виновных действий, бездействий военнослужащих войсковой части, связанных с не осуществлением должного контроля, стала смерть военнослужащего ФИО8, матерью которому приходится истица. При этом у суда отсутствуют сомнения в причинении нравственных страданий истице, связанных с гибелью единственного сына, который проживал совместно с матерью и являлся для неё опорой в жизни, что следует из пояснений представителя истицы не опровергнутых ответчиками. Причинении истице нравственных страданий, является основанием для компенсации ей морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает сам факт гибели сына истицы и безвозвратность его утраты для неё, степень вины ответчика, при этом суд считает недоказанным факт причинения истицы вреда здоровью действиями ответчика, отсутствием причинно-следственной связи между гибелью сына и наличием заболеваний у истицы в виде цереброваскулярной болезни сложного гинеза, указанной в справке №, выданной медицинским учреждением – Ермолаевской районной больницей. Размер компенсации морального вреда суд считает необходимым определить в сумме 150000 руб., взыскав его с Министерства обороны РФ

Суд считает необходимым с учетом положений ст. 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации обязать возместить истице необходимые расходы на погребение, которые составили 20 750 руб., данную обязанность возложить на Министерство обороны РФ, при этом оснований для возложении ответственности по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда на ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» и Министерство финансов Российской Федерации, в том числе и в порядке солидарной ответственности суд не усматривает, так как такая обязанность и данный порядок с учетом действующего законодательства, на которое сослался суд в решении, не установлены.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Устюжаниной Елены Николаевны к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возмещение материальных расходов, связанных с гибелью сына - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Устюжаниной Елены Николаевны в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 150 000 руб., в счет возмещения расходов, связанных с погребением в размере 20 750 руб. В остальной части иска и в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа» отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения полного решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу

Копия верна Судья Д.Е. Мартынов.

Подлинник решения подшит в деле № 2-1560/2010, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.

Секретарь О.И. Ковальчук.