Дело № 2-1903/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2010 г. г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В.
при секретаре Ковера Н.М.,
с участием представителя истца Степановой Э.Г., действующей на основании доверенности от 13.07.2010 г., сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиенко ФИО6 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Лиенко В.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что ему была распределена квартира по адресу: <адрес>, в настоящее время объекту присвоен адрес: <адрес>. Он проживает и зарегистрирован в данном жилом помещении, с ним заключен договор служебного найма жилого помещения. Другого жилья не имеет. Однако реализовать своего права на приватизацию квартиры истец не может, в связи с тем, что на местах отсутствует представитель созданного Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с которым от имени Российской Федерации должен заключаться договор на передачу квартиры в собственность граждан.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассматривать иск в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца иск полностью поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания управление извещалось надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания министерство извещалось надлежащим образом, в деле имеется заявление представителя о рассмотрении дела в их отсутствие, а также отзыв на иск, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям Спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находится на балансе ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Минобороны России на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и учреждений. Порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработки. После определения указанного порядка истец беспрепятственно сможет реализовать свое право на приватизацию, предусмотренное Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания управление извещалось надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании исследованных по делу доказательств: пояснений представителя истца, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Министерством строительства Хабаровского края Министерству обороны (КЭУ ДВО) на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 14.07.2004 года № 501-р» выдано разрешение на выполнение строительства объекта недвижимости «Многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями» <адрес>; на земельном участке по адресу: <адрес>.
Ввод объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями» <адрес>, <адрес>. Первая очередь (153 квартиры) в эксплуатацию разрешен 19.08.2008 года.
Лиенко В.В. на состав семьи 1 человек выделена служебная однокомнатная квартира по адресу: г. Хабаровск, пер. Госпитальный, шифр дома П-1/03, квартира № 52, согласно выписки из протокола № 84 заседания жилищной комиссии 301 ОВКГ от 11.01.2007 года.
20.03.2009 года между Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью МО РФ в лице ФИО4 и майором Лиенко В.В. на основании решения жилищной комиссии 301 ОВКГ № 84 от 11.01.2007 года заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которого предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной <адрес> для временного проживания в связи с прохождением военной службы.
Лиенко В.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, о чем указано в выписке из приказа командующего войсками ДВО № 248 от 22.06.2009 года. Общая продолжительность военной службы майора м/с Лиенко В.В. в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении при увольнении по состоянию на 10.08.2009 года составляет 10 лет 02 месяца 10 дней (выписка из приказа № 81 от 20.07.2009 года).
Согласно поквартирной карточке, лицевого счета в спорном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства с 24.03.2009 года Лиенко В.В..
Как следует из технического паспорта по состоянию на 10.09.2010 года жилое помещение <адрес> представляет собой квартиру общей площадью 42,7 кв.м., квартиры 42,7 кв.м., жилой – 18,4 кв.м., подсобной 24,3 кв.м..
Из ответа начальника ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» истцу от 26.02.2010 года следует, что снятие статуса «служебной» со спорного жилого помещения невозможно.
Справкой ГУ «КБТИ» УТИ, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества подтверждается, что у Лиенко В.В. отсутствуют на праве собственности объекты недвижимости.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Хабаровскому краю в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на <адрес> в <адрес>.
Конституцией РФ предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35).
В силу ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с прохождением службы.
Согласно п.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебное помещение относится к специализированному жилищному фонду.
Пункт 2 ст.92 Жилищного кодекса предусматривает, что использование жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Во исполнение ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями Правительство Российской Федерации Постановлением от 04.05.1999 N487 утвердило Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрено предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений за счет государственного и муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что спорное жилое помещение является единственным жилым помещением для истца, право истца на предоставление жилья в собственность при увольнении и выписку из приказа о его увольнении, в которой указано о его обеспеченности жильем, отсутствие сведений об отнесении спорного жилого помещения к специализированному, в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что статус служебного помещения спорного жилья утрачен.
В соответствии со ст. ст. 2, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Согласно ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу положений ст. 7, 8 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством; решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
По смыслу данного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007годаN447В силу требований п.п.3-4, 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007года №447 объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации федеральное имущество, в том числе недвижимое (жилое или нежилое помещение). Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы) в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц). Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
В соответствии с п.п.1, 2 п/п «б, к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008года N1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
В соответствии с п. 2 подпункта и) Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
На основании приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Лиенко В.В. занимает жилое помещение на условиях договора социального найма. Факта приобретения истцом ранее в порядке приватизации жилых помещений в собственность в судебном заседании не установлено, по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, в связи с чем он имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, занимаемого жилого помещения – <адрес>. Других лиц имеющих право на приватизацию спорного жилого помещения не имеется.
В силу положений ст. 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
На основании ч. 2 ст. 223 ГК РФ, в случаях когда право собственности подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Поскольку судом установлено право Лиенко В.В. на приватизацию спорного жилого помещения, суд считает необходимым в целях реализации установленного права признать за ним в порядке приватизации право собственности на занимаемое жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-195 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лиенко № к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Лиенко Владимиром Валерьевичем право собственности на жилое помещение – <адрес> размером общей площади - 42,7 кв.м., квартиры 42,7 кв.м., жилой – 18,4 кв.м., подсобной 24,3 кв.м. по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 15.11.2010 года.
Судья: /Якимова Л. В./
Решение не вступило в законную силу.