Дело № 2-1802\2010 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2010 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В.,
при секретаре Ковера Н.М.,
с участием истца Чкалова А.Н.,
представителя ответчика Зраевой М.Л., действующей на основании доверенности от 22.10.2010 года сроком на один год до 30.09.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чкалова ФИО8 к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной пенсии с учетом районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Чкалов А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии с применением районного коэффициента 1,5, взыскании недоплаченной пенсии исчисленной с районным коэффициентом 1,5 за период с 01.01.1999 г. по 15.09.2010 года в размере 307 267 руб. 14 коп., судебных расходов по оплате услуг юриста в размере 1500 рублей. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны, пенсионное обеспечение осуществляет военный комиссариат Хабаровского края. С 1994 г. ему назначена пенсия с применением районного коэффициента 1,5. Однако с 01.01.1999 года ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, т.е. размер пенсии, при отсутствии федерального, регионального либо ведомственного акта об этом, пересмотрен в сторону уменьшения. С указанным перерасчетом не согласен, просит восстановить применение при исчислении пенсии районного коэффициента 1,5, ссылаясь на ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закон № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …», ст. 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», ст.ст. 1,19 Конституции РФ. Считает, что льготы установленные Министерством труда и социального развития РФ и ПФ РФ (Утверждены Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Списки 1,2, согласно которых пенсия устанавливается по списку 1 производств работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев) должны распространяться и на военнослужащих.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, сославшись дополнительно на правовые нормы.
Представитель Военного комиссариата Хабаровского края в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что до 01.01.1999 г. пенсия истцу начислялась с применением районного коэффициента 1,5 ошибочно. Районный коэффициент не был уменьшен, он был приведен в соответствие с действующим законодательством с 01.01.1999 г. без удержания выплаченных сумм, при этом размер пенсии истца на момент перерасчета уменьшен не был, поскольку был пересчитан, в связи с увеличением окладов военнослужащим по званию и по должности. Правовые нормы, на которые ссылается истец, не распространяются на военнослужащих, его правом является переход на получение пенсии на основании Закона «О трудовых пенсиях».
На основании исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что Чкалов А.Н. проходил военную службу с 31.07.1968 года по 31.12.1992 года, продолжительность военной службы 24 года 05 месяцев, из них в районах Крайнего Севера 6 лет 8 месяцев 11 дней; является получателем пенсии по линии Министерства обороны России, пенсионное обеспечение осуществляет военный комиссариат Хабаровского края, проживает в г. Комсомольске-на-Амуре.
С момента назначения пенсия начислялась и выплачивалась с применением районного коэффициента 1,5, а с 01.01.1999 года — 1,2.
В соответствия со ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно- исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 г.. В силу требований ст.ст. 48, 50 названного Закона, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, предусмотренные ст. 42 данного закона исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Согласно ст. 48 Закона № 4468-1, и п. 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
За пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением части первой статьи 8 Закона 4468-1, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством российской Федерации.
Пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с указанным выше Законом исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляется пенсия, составляет
1.5.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1032 были введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в районах дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера. Обязанность по утверждению размера районных коэффициентов возложена Государственному комитету Совета Министров СССР совместно с ВЦСПС.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросу труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512\П-28 установлен районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций непроизводственных отраслей, расположенных в г. Комсомольске и Комсомольском районе Хабаровского края.
Продолжительность военной службы истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством права на исчисление пенсии с учетом повышенного районного коэффициента истец не имеет.
В своем исковом заявлении в обоснование исковых требований истец ссылаясь на статью 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» требует засчитать службу на атомной подводной лодке со специальными энергетическими установками, как работу с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Данная норма утратила силу с 01.01.2005 года. Согласно статье 31 названного Закона в действующей редакции до 01.01.2005 года, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:
по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев и женщинам - не менее 5 лет;
по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.
Согласно части 2 ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в соответствии со статьей 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" Кабинет Министров СССР утвердил: а) Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях; б) Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.
Из нормы ст. 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", следует, что данный Закон регулировал назначение трудовых пенсий.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 30 сентября 1997 г. N 51
"Об утверждении разъяснения "О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников", указанное постановление применяется на территории России в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 2 октября 1991 г. N 517.
Постановлением СМ РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517
"О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" установлено (ст.1), что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются на территории РСФСР утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Названный Закона о государственных пенсиях Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 2002 г. Согласно статье 3 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации", настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии.
Тем самым ссылки истца на Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и его доводы о том, что на него распространяется данный нормативный правовой акт, являются необоснованными, поскольку Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" регулирует назначение трудовых пенсий.
Его доводы о возможности применения данной правой нормы по отношению к нему по аналогии закона являются неверными, поскольку применение гражданского законодательства по аналогии допускается в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, если это не противоречит их существу, тогда применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако отношения связанные, с назначение и выплатой пенсий гражданам, проходившим военную службу, урегулированы в законодательном порядке.
Статьей 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных в ним местностям» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений финансируемых соответственно за счет средств бюджетных субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.02.1991 г. 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советом Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в переделах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 216 от 17.04.2006 г. районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» вплоть до установления размере районного коэффициента и порядка применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством РФ применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию 31.12.2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Размеры районных коэффициентов и порядок их выплат, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 1.06.1999 года Х 21 о порядке применения статьи 112 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и статьей 30, 31 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий размеры районных коэффициентов, в связи с чем, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, в том числе и
Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28.
Поскольку выплата пенсий лицам, уволенным с военной службы, осуществляется за счет федерального бюджета, при начислении пенсий подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством, в связи с чем, с 01.01.1999 года Военным комиссариатом Хабаровского края, при исчислении пенсий размеры районных коэффициентов правомерно были приведены в соответствии с указанными требованиями.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца об исчислении ему пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,5 и взыскании недоплаченной пенсии в связи с применением коэффициента 1,2 пенсии за период с 01.01.1999 г. по 15.09.2010 г. необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о том, что ответчиком в связи с применением для расчета пенсии районного коэффициента 1,2 вместо 1,5, с 1.01.1999 года была снижена его пенсия, суд находит несостоятельными, поскольку фактический размер пенсии истца при этом уменьшен не был, пенсия исчислялась из повышенных с 1.01.1999 г. окладов военнослужащих по званию и должности. Данное обстоятельство истцом не отрицается.
При отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется оснований для возмещения за счет ответчика в пользу истца понесенных им судебных расходов, согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чкалова ФИО9 к Военному комиссариату Хабаровского края о перерасчете пенсии с применением районного коэффициента 1,5, взыскании недоплаченной пенсии исчисленной с районным коэффициентом 1,5 за период с 01.01.1999 г. по 15.09.2010 года в размере 307 267 руб. 14 коп., судебных расходов по оплате услуг юриста в размере 1500 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.11.2010 года.
Судья: \Якимова Л.В.\
Решение не вступило в законную силу.