Дело № 2-1570/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.
прокурора Цуриковой Т.А.,
представителя ответчика по доверенности Ляшенко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Тимашовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <данные изъяты> о понуждении к созданию и (или) выделению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и предоставлении информации о созданных специальных рабочих местах. Иск обоснован тем, что по результатам проверки соблюдения законодательства, предусматривающего квотирование рабочих мест для инвалидов, в <данные изъяты> выявлены нарушения ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов», ст.ст. 4,5 Закона Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае», п.п.2.2,2.4 Положения о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае, утв. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2003г. №283. Так, при среднесписочной численности работников организации 1782 человека, предусмотренная квота для приема на работу инвалидов согласно действующему законодательству должна составлять 53 рабочих места, однако фактически занято в счет квоты 18 рабочих мест, в <данные изъяты> информация о наличии вакантных мест не предоставлялась. Просил до истечения 2-х месяцев со дня вынесения решения суда обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Хабаровска Цурикова Т.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Ляшенко Е.В. иск не признала, представила в материалы дела письменный отзыв. Дополнительно пояснила, что работа на предприятии связана с вредными и опасными факторами, поэтому работник, имеющий инвалидность к данной работе не может быть допущен. На предприятии тяжелая финансовая ситуация, в связи с чем, происходит постепенное сокращение численности работников. Кроме того, постановление Губернатора Хабаровского края от 30.09.2003г. №283 признано утратившим силу.
Третье лицо <данные изъяты>» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв с просьбой о рассмотрение дела в его отсутствие, что суд считает возможным.
Выслушав пояснения, исследовав материалы, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения <данные изъяты> действующего законодательства, предусматривающего квотирование рабочих мест для инвалидов.
По результатам проверки установлено, что численность работников <данные изъяты> на момент проведения проверки – 04.08.2010г. составила 1782 человека. В нарушение установленной законодательством квоты для приема на работу инвалидов - 3% от среднесписочной численности работников, что в данном случае составляет 53 рабочих места, на рабочих местах, созданных на предприятии в установленном порядке для инвалидов занято 18 человек. Информация о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в <данные изъяты> предприятием не предоставлялась.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела данными о среднесписочной численности работников (л.д.6,7), информацией о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов (л.д.23-33, 36-39).
Согласно представленными ответчиком в судебное заседание сведениями, в связи с массовым высвобождением работников предприятия в связи с увольнением, численность работников на предприятии на 03.09.2010г. составляет 1547 человек.
Уставом <данные изъяты> (п.1.3) предусмотрено, что предприятие является коммерческой организацией и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законодательными, нормативными актами РФ и Уставом (л.д.10).
Статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу ст. 1 Закона Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» от 28.04.1999г. № 119 под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, учитывающее количество рабочих мест, на которых уже трудятся граждане указанных категорий.
Частью 1 ст. 4 вышеуказанного закона установлено, что организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» от 28.04.1999г. № 119 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. № 1032-1 государственная служба занятости населения включает, в том числе, государственные учреждения службы занятости населения. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, организацию мероприятий активной политики занятости населения, осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Как обоснованно указано в иске прокурором, невыполнение данной обязанности препятствует осуществлению органами и учреждениями службы занятости содействия инвалидам в поиске подходящей работы, и, следовательно, нарушает возможность реализации прав инвалидов на труд наравне с другими.
В соответствии с п. 1 правила 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.
В отношении инвалидов работодатель имеет обязанность по созданию либо выделению именно специальных рабочих мест, поскольку в силу ст. ст. 23, 24 ФЗ № 181-ФЗ, ст. ст. 92, 224 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, для инвалидов 1 и 2 групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда, привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья, инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Возражения ответчика по существу иска подлежат отклонению.
Положение о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае, утв. Постановлением Губернатора края от 30.09.2003 г. № 283, действительно утратило силу в связи с изданием Постановления Губернатора Хабаровского края от 27.08.2010г. №108, однако это обстоятельство не может служить основанием для отказа в иске.
Размер квоты для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников и обязанность представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов установлена ст.ст. 4, 5 Закона Хабаровского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» от 28.04.1999г. № 119.
Финансовое положение работодателя для разрешения возникшего спора, в данном случае, правового значения не имеет.
Как установлено в судебном заседании, обстоятельства, послужившие основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, на день судебного разбирательства не отпали, поэтому заявленные прокурором требования следует удовлетворить и возложить на ответчика обязанность создать и (или) выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности работников, с учетом количества рабочих мест, на которых уже трудятся граждане, имеющие инвалидность, а также ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в бюджет государственная пошлине в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать <данные изъяты> в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать и (или) выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве не менее трех процентов от среднесписочной численности работников с учетом количества рабочих мест, на которых уже трудятся граждане, имеющие инвалидность. Созданные и (или) выделенные рабочие места должны соответствовать требованиям действующего законодательства в части установленной продолжительности, режима рабочего времени и времени отпуска для инвалидов, заработная плата - не ниже установленного действующим законодательством минимального размера.
Обязать <данные изъяты> ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Взыскать с <данные изъяты> в бюджет муниципального образования «Городской округ «город Хабаровск» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18.10.2010г.
Судья С.И. Наконечный