возложение обязанности



Дело № 2-2050/2010 г.Хабаровск

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 декабря 2010 года

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Жельнио Е.С., при секретаре Касьяновой Е.В.,

с участием: представителя истца Цуриковой Т.А., представителя ответчика Журавлева Ю.И., представителя третьего лица Зыбенской Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности представить проект обоснования размера и границ санитарно-защитной зоны в Управление Федеральной <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по разработке и утверждению в установленном порядке проекта обоснования размера и границ санитарно-защитной зоны, в обоснование указав, что в ходе осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха установлено, что в настоящее время ОАО «<данные изъяты>» в нарушение п.п.3.12, 4.1, 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны. По ранее разработанному ответчиком проекту ФГУЗ «Центр <данные изъяты>» дано заключение о его несоответствии санитарным нормам. В результате бездействия ОАО «<данные изъяты>» нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца прокурора Кировского района г.Хабаровска Цурикова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске, уточнив требования просила возложить на ОАО «<данные изъяты>» обязанность представить проект санитарно-защитной зоны в Управление <данные изъяты>.

Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» Журавлев Ю.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что действие СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции 2010 года не распространяется на действующие объекты и не требует установление для них санитарно-защитной зоны в размере 1000 м. В разработанном ОАО «<данные изъяты>» проекте была обоснованна достаточность ширины санитарно-защитной зоны (расстояние до жилых зданий) в размере 100-150 м, что отвечает требованиям действующего законодательства. Данный проект на утверждение в Управление <данные изъяты> не представлялся, поскольку получил неудовлетворительное заключение ФГУЗ «<данные изъяты>». Положительное заключение на данный проект не может быть получено, поскольку по мнению специалистов Роспотребнадзора санитарно-защитная зона должна составлять 1000 м, что невозможно в силу объективных причин. Нормативного акта регламентирующего порядок разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны нет, а если такой порядок не установлен, он не может быть нарушен.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления <данные изъяты> Зыбенская Т.Ф. исковые требования поддержала, суду пояснила, что размеры санитарно-защитной зоны устанавливаются в зависимости от класса опасности предприятия и являются ориентировочными. Разработка проекта санитарно-защитной зоны состоит из двух этапов: выполнение расчетов ожидаемых загрязнений и уровней физических воздействий; утверждение размера и границы санитарно-защитной зоны Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом результатов не менее, чем годовых натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха и замеров уровней шума. По решению Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителей возможно сокращение размеров санитарно-защитной зоны.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента <данные изъяты>, ФГУЗ «<данные изъяты>, Министерства <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с отзывами <данные изъяты>, Департамента <данные изъяты> вопросы установления, изменения размеров установленных санитарно-защитных зон и понуждения к разработке данной документации не входят в компетенцию данных органов.

Согласно письменного отзыва ФГУЗ «<данные изъяты>» экспертиза проекта санитарно-защитной зоны ОАО «<данные изъяты>» была проведена, по ее результатам дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ №/гт.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Уставом основной целью ОАО «<данные изъяты>» является функционирование и перспективное развитие газового комплекса Хабаровского края, расширение рынка товаров и услуг и получение прибыли. К основным видам деятельности относятся: обеспечение газом потребителей Хабаровского края; эксплуатация систем газоснабжения и газового оборудования; осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу требований ст.ст.3-4, 34, 52 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

На основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 введены в действие с 01.03.2008 года в новой редакции Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно данных нормативных актов решение вопросов об установлении санитарно-защитных зон относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его территориальных органов.

В соответствии с п.п.2.1, 2.10-2.11, 3.1, 3.10-3.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

В 2010 году прокуратурой Кировского района г.Хабаровска при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха установлено, что ОАО «<данные изъяты>», не имеет утвержденного проекта обоснования размера и границ санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании установлено, что ОАО «<данные изъяты>» самостоятельно был разработан проект санитарно-защитной зоны, который в 2007 и 2008 годах представлялся на экспертизу в ФГУЗ «<данные изъяты>». По результатам экспертиз были оформлены экспертные заключения №/гт от ДД.ММ.ГГГГ и № гт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым проект санитарно-защитной зоны промышленного предприятия ОАО «<данные изъяты>» не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». В территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека данный проект ответчиком не предоставлялся.

Принимая во внимание, что газ является источником повышенной опасности, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что в результате деятельности ОАО «<данные изъяты>» в отсутствие согласованного проекта санитарно-защитной зоны нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход городского округа «Город Хабаровск» подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой был освобожден истец.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кировского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «<данные изъяты>» представить проект санитарно-защитной зоны в Управление <данные изъяты>.

Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход городского округа «Город Хабаровск» в сумме 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Жельнио Е.С.

Копия верна: Судья Жельнио Е.С.