Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре ФИО75,
с участием представителя истца и третьего лица - администрации города ФИО76, действующей соответственно по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ на время рассмотрения данного дела,
представителей ответчика: ФИО77, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО78 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес>к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о признании незаконным решения о создании товарищества собственников жилья в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска(Далее ДМС) обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» (далее ТСЖ), указав в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «<данные изъяты>», о признании незаконным решения о создании Товарищества собственников жилья в многоквартирном доме. В обоснование иска указано, что в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск» находятся нежилые объекты общей площадью 2008,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>:
- функциональное помещение – 1 (16-18, 27-30), общей площадью 153,5 кв.м.,
- функциональное помещение 1 (1-41), общей площадью 770 кв.м.,
- функциональное помещение 0 (1-65), общей площадью 1084,7 кв.м..
Также в муниципальной собственности находятся жилые помещения в доме, а именно квартиры № общей площадью 420,3 кв.м.
Остальные помещения в жилом доме находятся в собственности Российской Федерации и граждан. Общая площадь дома, согласно техническому паспорту, составляет 8348,6 кв.м..
Из обращения ООО «<данные изъяты>», поступившего 07.08.2009 года в ДМС, стало известно о создании в многоквартирном доме ТСЖ. Данное решение оформлено протоколом № 1 от 26.06.2009 года общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в <адрес>, проведенном в форме заочного голосования. Инициаторами проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме был нарушен порядок уведомления о проведении собрания, установленном ст.ст. 45, 48 ЖК РФ. А именно ДМС, как орган администрации г. Хабаровска, уполномоченный управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, о проведении общего собрания уведомлен не был, соответственно ДМС не принимало участия в голосовании общего собрания. Российская Федерация, являющаяся одним из собственников помещенийв многоквартирном доме, в лице уполномоченных органов, также не уведомлялась о проведении общего собрания.
Кроме того, общим собранием нарушен порядок подсчета голосов, что привело к нарушению действующего законодательства. Согласно бланку решения общего собрания, от имени администрации города Хабаровска принимала участие представитель ФИО79, при этом в доверенности, на основании которой она принимала участие в голосовании, администрация не наделяла ее полномочиями голосовать на общем собрании собственников по вопросу создания ТСЖ, тем самым ее голос при подсчете голосов не должен был учитываться.
Таким образом, за создание ТСЖ в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> в <адрес> проголосовали – граждане собственники помещений, обладающие менее 50 % голосов. Тем самым собрание не было правомочным, в силу ст. 45 ЖК РФ. В нарушение ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания не было доведено до сведения ДМС.
Учитывая, что муниципальному образованию принадлежит, с учетом площади принадлежащих жилых и нежилых помещений в доме 2 428,5 кв.м. (2008,2 кв.м. функциональные помещения + 420,3 кв.м. жилые помещения), 34,9 % от общего числа голосов в многоквартирном доме, голосование представителя собственника муниципального имущества, наделенного полномочиями на выбор способа управления многоквартирным домом, могло повлиять на результаты голосования. Тем самым, нарушения, допущенные при проведении общего собрания являются существенными, в связи, с чем имеются основания для признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> о создании ТСЖ «<данные изъяты>» от 26.06.2009 года, незаконным. В связи с чем, просят признать недействительным и не порождающим юридических последствий решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, распложенном по адресу: <адрес> от 26.06.2009 года.
Ранее ДМС обращался с данным исковым заявлением в Арбитражный суд.
Представитель ответчика представлен отзыв на иск, в котором указано о несогласии с заявленным иском виду следующего. Считают, что у ДМС отсутствует право обращения в суд с данным иском поскольку, он не является собственником помещений в многоквартирном доме, права собственника – муниципального образования, реализуются администрацией города Хабаровска. В соответствии со ст. 6 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности администрации города Хабаровска, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от 22.03.2005 г. № 51, ДМС является органом администрации города Хабаровска, осуществляющим в пределах своих полномочий, управление и распоряжение муниципальным имуществом, за исключением муниципального жилищного фонда. Ни указанное Положение, ни какой-либо другой акт не наделяет ДМС полномочиями по участию в собрании собственников помещений в многоквартирных домах. Более того, согласно п\п 4 п. 3 ст. 5 Положения, именно администрация наделена полномочиями по принятию решения об участии в некоммерческих организациях с использованием имущества или неимущественных прав, являющихся муниципальной собственностью. Постановлением Мэра г. Хабаровска от 12.02.2009 г. № 436, действовавшего в период принятия оспариваемого решения, утверждены мероприятия по формирования благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ, по взаимодействию с домовыми уличными комитетами в городе Хабаровске на 2009 год. Согласно раздела 2 Мероприятий, обязанность по определению представителя администрации г. Хабаровска, действующего от имени городского округа г. Хабаровск возложена на управление ЖКХ и ЭЖФ, а также комитеты по управлению округами (п. 2.14). А п. 2.3. названных Мероприятий, обязанность по участию в собраниях ТСЖ, ЖСК, в домах которых имеется муниципальная собственность, возложена на комитеты по управлению округами. Таким образом, оспариваемым решением общего собрания, права ДМС не нарушены. Кроме того, ДМС ставился в известность о проведении собрания, о чем свидетельствуют обращения Администрации г. Хабаровска. Однако до проведения общего собрания, ДМС никаких мер, имеющих целью обеспечения участия своего представителя на собрании не принял. Администрация города Хабаровска с исковыми заявлениями не обращалась, более того дальнейшие действия администрации свидетельствуют об одобрении действий своего представителя, что подтверждается письмом администрации в адрес инициатора собрания о согласовании документов, уведомление МУ «РКЦ по обработке коммунальных платежей» о создании и регистрации ТСЖ «<данные изъяты>». Кроме того, истец пропустил срок на подачу данного искового заявления в суд, установленного п. 6 ст. 46 ЖК РФ. Так, о проведении собрания ДМС стало известно, согласно доводов искового заявления 07.08.2009 года, с данным иском в суд обратился в ноябре 2010 года. Неправильное применение правил подведомственности (подсудности) подобного рода заявлений, в соответствии с требованиями ст. 203 ГК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 12, 15.11.01 № 15\18, не прерывает течение срока исковой давности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда от 12.01.2011 года (протокольно) и судьи от 25.01.2011 года привлечены собственники помещений в многоквартирном доме:
граждане – собственники квартир, принимавшие участие в голосовании: собственника квартир № – ФИО1 (52,5 кв.м. и 66,4 кв.м.), собственника <адрес> – ФИО2 (36,8 кв.м.), собственника <адрес> – ФИО3 (55,2 кв.м.), собственника <адрес> ФИО4 (52 кв.м.), собственника <адрес> ФИО5 (инициатор проводимого собрания) (63,7 кв.м.), собственника <адрес> ФИО6 (57,9 кв.м.), собственника <адрес> ФИО7 (39,8 кв.м.), собственников <адрес> – ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО8 (51,5 кв.м.), собственника <адрес> ФИО9 (избрана членом ревизионной комиссии) (63,7 кв.м.), собственников <адрес> – ФИО10, ФИО11 (34,5 кв.м.), собственников <адрес> - ФИО12, ФИО54 (51,6 кв.м.), собственников <адрес> - ФИО13, ФИО55 (инициатор собрания, выбран в члены правления) (56,8 кв.м.), собственника <адрес> ФИО14 (36,7 кв.м.), собственников <адрес> – ФИО56, ФИО15, ФИО57, ФИО58 (63,1 кв.м.), собственников <адрес> -ФИО59, ФИО16, ФИО17 (51,1 кв.м.), собственника <адрес> - ФИО18 (36,0 кв.м.), собственников <адрес> - ФИО19, ФИО60 (17,4 кв.м.), собственника <адрес> – ФИО20 (51,3 кв.м.)у, собственника <адрес>- ФИО21 (инициатор проводимого собрания) (34,3 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО61 (47,8 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО22 (56,4 кв.м.), собственников <адрес>- ФИО23, ФИО24 (35,6 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО25 (34,3 кв.м.), собственников <адрес> – ФИО26, ФИО27, ФИО62 (51,6 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО28 (62,7 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО29 (35,7 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО30 (37,2 кв.м.), собственников <адрес>-ФИО31, ФИО32 (46,4 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО33 (56,5 кв.м.), собственника <адрес> – ФИО34 (34,1 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО35 (51,3 кв.м.), собственников <адрес>- ФИО36, ФИО63, ФИО64, ФИО37 (63,6 кв.м.), собственника <адрес> – ФИО38 (инициатор собрания, выбрана в состав правления) (50,7 кв.м.), собственников <адрес>- ФИО39, ФИО40, ФИО65, ФИО66 (62,9 кв.м.), собственников <адрес>- ФИО41 (инициатор собрания, выбран в состав правления), ФИО67 (51,5 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО42 (64 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО43 (32,4 кв.м.), собственников <адрес>-ФИО68, ФИО44 (62,3 кв.м.), собственников <адрес>- ФИО69, ФИО45, ФИО46 (48,1 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО47 (35,9 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО70 (38,4 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО48 (49,3 кв.м.), собственника <адрес>-ФИО49 (64,5 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО71 (33,8 кв.м.), собственника <адрес> ФИО72 (50,5 кв.м.), собственников <адрес>-ФИО73, ФИО74 (62,9 кв.м.), собственника <адрес>- ФИО50 (35,7 кв.м.), собственника <адрес>,95-ФИО88 (52,3 кв.м и 63,3 кв.м.);
а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска.
В судебном заседании представитель истца и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации города Хабаровска, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, не согласна с доводами представителей ответчика, считает их необоснованными. Указала, что права и интересы нарушены тем, что ДМС не имел возможности принимать участие в выборе способа управления домом.
Представители ответчика иск не признали по изложенным в отзыве на иск основаниям, дополнительно пояснив, что как ТСЖ, так и ранее осуществляющей управление и техническое обслуживание домом ООО «<данные изъяты>», обслуживание помещений, принадлежащих Российской Федерации в виде находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «<данные изъяты>» подвала, так и помещений, принадлежащих муниципальному образованию, занимаемых стоматологической поликлиникой, не осуществляется и не осуществлялось. Юридические лица, в ведении которых находятся данные нежилые помещения, самостоятельно заключают договора с организациями - поставщиками услуг, что подтверждается представленными письменными ответами и договорами. В связи с чем ДМС не производит каких-либо затрат по содержанию принадлежащих муниципальному образованию помещений. При этом жилая часть дома граничит с поликлиникой лишь общей стеной. Как помещения ФГУП «<данные изъяты>», так и помещение МУЗ «Стоматологической поликлиники №» не имеют общего имущества с ТСЖ «<данные изъяты>» что подтверждается письменными сообщениями данных организаций. В связи, с чем созданием ТСЖ права ДМС никак не затрагиваются. Кроме того, 23.11.2010 года председатель ТСФ «<данные изъяты>» пытался уведомить ДМС о проведении собрания, с предложением принять в нем участие, на что был получен ответ том, что данные полномочия имеют специалисты управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, ООО «<данные изъяты>» извещены надлежащим образом, граждане собственники жилых помещений, были извещены через представителей ТСЖ, в материалах дела имеется коллективное заявление граждан о рассмотрении дела в их отсутствии, с иском не согласны просят отказать в его удовлетворении. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно протокола общего собрания собственников помещений в <адрес> в <адрес>, собрание проведено 26.06.2009 года в форме заочного голосования, по инициативе собственников: ФИО5 (<адрес>), ФИО55 (<адрес>), ФИО21 (<адрес>), ФИО38 (<адрес>), ФИО41 (<адрес>). Место подсчета голосов 26.06.2009 года, кабинет № комитета по управлению Северным округом. В голосовании приняли участие 78 собственников помещений – обладающие 67,4 доли % общего имущества многоквартирного дома, кворум имеется. По вопросам, поставленным на повестку дня, постановили:
- выбрать способом управления домом создание товарищества собственников жилья (ТСЖ): проголосовали «За» - 77 собственников, обладающие 65,77 % доли общего имущества многоквартирного дома, «Против» - 1 собственник помещения №, обладающий 0,82 % доли общего имущества многоквартирного дома, воздержавшихся нет, решение собственника <адрес>, обладающего 0,81 % признано недействительным.
- по второму вопросу повестки дня постановили утвердить устав ТСЖ «<данные изъяты>»,
- по третьему вопросу повестки дня постановили выбрать членами правления:
ФИО55 (собственник <адрес>), ФИО38(собственник <адрес>), ФИО41 (собственник <адрес>),
- по четвертому вопросу членом ревизионной комиссии выбрали ФИО9 (собственник <адрес>).
- по пятому вопрос утвержден размер платы за содержание, текущий и капитальный ремонт жилого помещения.
- по шестому вопросу определены места для информирования собственников о проведении собраний собственников и принятых ими решений.
- по седьмому вопросу, поставленному на повестку дня об утверждении границы земельного участка в нормативных размерах, решение не принято.
Как следует из представленных уведомлений о проведении общего собрания собственников жилых помещений – граждан, уведомления содержат сведения об инициаторах проводимого собрания, заочной форме голосования, поставлены вопросы повестки дня, время и место сбора бланков заочного голосования, место ознакомления с информацией и материалами необходимыми для принятия решения; к уведомлению прилагался бланк заочного голосования, указано, где можно получить другой бланк в случае его утраты. Листами заочного голосования собственников помещений подтверждаются результаты отраженного в протоколе общего собрания решения собственников и доля общего имущества этих собственников, согласно указанной в бланках голосования общей площади занимаемых ими жилых помещений, и составляет в общей сумме 2 444 кв.м. площади квартир граждан, принимавших участие в голосовании.
Ответчиком представлено заявление инициатора проведения собрания ФИО38 на имя и.о. Мэра г. Хабаровска, в котором она ставит должностное лицо в известность о проведении по инициативе собственников <адрес> по выбору способа управления (создания ТСЖ), в котором они просят принять участие как собственника муниципальной доли голосования, поступило в администрацию 05.06.2009 года, окончательной резолюцией отписано ФИО79 для принятия участия в голосовании и организации проверки документов на регистрацию.
Согласно бланка решения собственника помещения, ФИО79, как представитель Администрации города Хабаровска по доверенности № 1.1.55\183, выданной 27.01.2009 года Мэром города Хабаровска, принимала участие в голосовании как представитель собственника жилых помещений – квартир в доме №№ 1,11,35,46,62,80,84, общей площадью квартир 420, 3 кв.м., проголосовала «за» по всем поставленным вопросам.
Как следует из представленной истцом копии доверенности № 1.1.55\183, выданной 27.01.2009 года Мэром города Хабаровска, доверенность выдана ФИО79 на право представлять интересы Администрации города Хабаровска, как собственника помещений в органах управления, ревизионных комиссиях товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, сроком по 31.12.2009 года.
В целях чего ФИО79 подготовлен запрос от 08.06.2009 года, подписан и.о. заместителя Мэра города Хабаровска, в ДМС на информацию о собственниках нежилых помещений, с указанием размеров общей площади в жилых домах, в том числе по <адрес>, в связи с проведением собраний собственников помещений по выбору способа управления – созданию ТСЖ и необходимостью оформления протоколов собраний (представлена ответчиком заверенная копия запроса).
Протокол общего собрания собственников подписан инициаторами общего собрания, а также собственниками помещений, принявших участие в подсчете голосов, в том числе ФИО79.
29.06.2009 года ФИО38 дан ответ за подписью заместителя председателя комитета, начальника управления ЖКХ о том, что комитетом по управлению Северным округом рассмотрен пакет документов для регистрации ТСЖ «<данные изъяты>» в ИМНС Кировского района, который согласован без замечаний.
04.08.2009 года администраций города Хабаровска – заместителем председателя комитета – начальником управления ЖКХ направлено сообщение в МУ «РКЦ по обработке коммунальных платежей» о регистрации 17.07.2009 года ТСЖ «<данные изъяты>».
Согласно техническому паспорту домовладения по <адрес> от 20.11.2004 года, площадь здания 8348,6 кв.м., с общей площадью квартир 4649,8 кв.м...
- функциональное помещение – 1 (16-18, 27-30), общей площадью 153,5 кв.м., что является мастерскими (16-18) и подвалом и санузлом (27-30), находится в собственности Городского округа «Город Хабаровск» с 18.11.1999 года согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- функциональное помещение 1 (1-41), общей площадью 768,7 кв.м.,
- функциональное помещение 0 (1-64), общей площадью 1086,7 кв.м.,
что представляет собой Стоматологическую поликлинику №, помещения находятся в собственности Городского округа «Город Хабаровск» с 18.11.1999 года, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По сведениям истца, которые никем не оспариваются, в собственности муниципального образования находится 2 428,5 кв.м. площади помещений в доме. Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности Российской Федерации в данном доме находится нежилое функциональное помещение –защитное сооружение объект ГО, площадью 297,00 кв.м., в хозяйственном ведении ФГУП «<данные изъяты>».
Согласно протокола заседания членов правления ТСЖ «<данные изъяты>», от 21.10.2010 года председателем правления утвержден ФИО71, о чем внесены изменения в Единый государственный реестр юридического лица ТСЖ «<данные изъяты>», зарегистрировано 17.07.2009 года.
Нормой части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.
Учитывая, что согласно представленного технического паспорта, здание по <адрес> представляет собой единое строение, включая нежилые функциональные помещения, доводы представителей ответчика о том, что создание ТСЖ никаким образом не затрагивает интересы собственника муниципальных помещений, суд находит необоснованным.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Статьей 37 часть 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Тем самым, в собственности граждан, муниципального образования и Российской Федерации находятся жилые и нежилые помещения общей площадью 6 955 кв.м., оставшаяся площадь помещений в размере 1 393,6 кв.м. относится к общему имуществу собственников помещений данного дома. С учетом принадлежащей собственникам площади общего имущества: в собственности муниципального образования находится: 2 833,89 кв.м. (2428,5 кв.м.+405,39 кв.м.), в собственности Российской Федерации 325,54 кв.м. (279 кв.м. + 46,54 кв.м.), в собственности граждан 4 935,49 кв.м. (4 229,5 кв.м. + 705,99 кв.м.). Принимали участие в голосовании граждане собственники площади многоквартирного жилого дома в размере 2 851,9 кв.мю (2 444 кв.м. + 407,90 кв.м.).
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в числе прочих вопросов выбор способа управления многоквартирным домом.
Статьей 45 применяемого Кодекса, установлен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно части 3 названной статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными, и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (часть 6).
Нормой статьи 47 Жилищного кодекса допускается проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Согласно статья 48 части 1-3 Жилищного кодекса Российской Федерации, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Решением Хабаровской городской думы от 22 марта 2005 г. N 51 утвержденоПоложение о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", с последующими изменениями.
Статьей 5 названного Положения (часть 3 пункт 4) установлено, что администрация города принимает решения о создании коммерческих и некоммерческих организаций или участии в них с использованием имущества или имущественных прав, являющихся муниципальной собственностью,
Согласно статье 6, департамент муниципальной собственности администрации города является органом администрации города, осуществляющим в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Положением от имени города управление и распоряжение муниципальным имуществом за исключением муниципального жилищного фонда. В части 3 данной статьи перечислены полномочия ДМС, где не содержится полномочия на участие в общих собраниях собственников многоквартирных домов, в том числе голосование по выбору способа управления. При этом согласно пункта 17 части 3, ДМС осуществляет иные полномочия в соответствии с решениями городской думы, правовыми актами администрации города.
Решением Хабаровской городской Думы от 24 января 2006 г. N 194, с последующими изменениями, утверждено Положениео департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, в котором перечислены полномочия ДМС, среди которых также не содержится полномочия по участию и голосования на общих собраниях собственников многоквартирных домов, выбору способа управления.
Более того, Постановлением Мэра города Хабаровска от 12.02.2009 года № 436, действовавшем в период принятия оспариваемого решения, утверждены Мероприятия по формированию благоприятных условий для образования и деятельности товарищества собственников жилья, по взаимодействию с домовыми, уличными комитетами в городе Хабаровске на 2009 год.
В соответствии с пунктом 2.14 Мероприятий, обязанность по определению представителя Администрации города, действующего от имени городского округа г. Хабаровск – собственника части помещений в многоквартирных домах, возложена на управление ЖКХ и ЭЖФ, а также комитета по управлению округами. Пунктом 2.3 данного раздела Мероприятий обязанность по участию в собраниях ТСЖ, ЖСК, в домах которых имеется муниципальная собственность, возложена на комитат по управлению округами.
Таким образом, из приведенных нормативных правовых актов следует, что в собрании собственников помещений многоквартирного дома должен был принимать участие именно представитель Администрации города Хабаровска, наделенный соответствующими полномочиями.
Как следует из представленных документов, Мэром города Хабаровска участие в общем собрании собственников многоквартирного <адрес> по вопросу выбора способа управления в форме ТСЖ, поручено ФИО79, как представителю Администрации города Хабаровска. Таким образом, представитель муниципального образования «Город Хабаровск» принимал участие в голосовании, голосовал «за», тем самым доводы представителя истца о нарушении прав муниципального образования на участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме являются необоснованными. Иных нарушений прав собственника – муниципального образования, решением общего собрания от 26.06.2009 года, истец не указывает. В связи, с чем суд приходит к выводу, что у истца, действующего в интересах собственника – муниципального образования, отсутствует право на оспаривание данного решения общего собрания собственников, с учетом части 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что в доверенности представителя юридического лица – муниципального образования, обладающего полномочиями по формированию благоприятных условий для образования и деятельности товарищества собственников жилья, не отражено право представителя на голосование, при этом представитель при голосовании указала в бланке голосования только площадь жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию, не должно влиять на права собственников – граждан, действовавших добросовестно при решении вопроса о создании товарищества собственников жилья. Сведений о том, что оспариваемое решение повлекло причинение каких-либо убытков собственнику муниципальных помещений – администрации города Хабаровска, не имеется.
Кроме того, суд находит обоснованным заявление представителей ответчика о пропуске истом срока на обращение в суд.
В соответствии со статьями 195, 199, 200, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15.11.01 № 15\18, указано, что при рассмотрении заявления стороны в споре о применении исковой давности в отношении требований юридического лица необходимо иметь в виду, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как следует, из пункта 15 названного Пленума, в соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или АПК РФ требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.
Юридическое лицо муниципальное образование - собственник помещений, органом которого является истец, было извещено о собрании 05.06.2009 года. Иск ДМС к ТСЖ «<данные изъяты>» о признании незаконным решения общего собрания собственников от 26.06.2009 года был предъявлен 25.12.2009 года в Арбитражный суд. Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 25.10.2010 года производство по делу по иску, прекращено в связи с не подведомственностью иска. Настоящий иск в суд общей юрисдикции, согласно водящего штампа, предъявлен 15.11.2010 год. Поскольку предъявление иска с нарушением правил подведомственности не прерывает течение срока исковой давности, суд приходит к выводу, что срок на подачу данного иска истцом пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о признании незаконным решения о создании Товарищества собственников жилья в многоквартирном от 26.06.2009 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 05.03.2011 года.
Судья:\Якимова Л.В.\
Решение не вступило в законную силу.