Колесников к войсковой части взыскание компенсации



Дело № 2-199/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 годаг.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи С.И. Наконечного

при секретаре Е.В. Ершовой

с участием истца Колесникова С.М., представителя ответчика Парамонова Е.В. по доверенности № 28/1 от 11.01.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова ФИО12 к Войсковой части 12661 о взыскании расходов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Колесников С.М. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании расходов, компенсации морального вреда, в обоснование указав, что состоит в очереди на получение жилья в войсковой части 12661 Железнодорожных войск РФ с 10 сентября 2001 г., как военнослужащий имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет ( 25 лет 10 мес.) и уволенный с военной службы приказом Командующего Железнодорожными войсками РФ от 3 марта 2004 г. №52 по достижению предельного возраста пребывания на военной службе имеет право на внеочередное обеспечение жильем. В 2002-2003 г.г для обеспечения жильем военнослужащих в/ч 12661 были приобретены квартиры в г.Хабаровске. Но командованием в/ч 12661 они были распределены в нарушение закона, военнослужащим на тот момент не являвшимся нуждающимися в улучшении жилищных условий. В 2004 г. ссылаясь на отсутствие свободного жилья командование в/ч 12661 не предоставило истцу жильё. В 2005 г. истец был исключен из списка нуждающихся на улучшение жилищных условий. Решением Кировского районного суда от 17.07.2006 г. истец был восстановлен в списках военнослужащих войсковой части 12661, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все эти годы семья истца вынуждена была испытывать большие затруднения, снимать жилье. В апреле 2009 г. определением коллегии по гражданским делам Военного суда ДВО протокол о распределении квартиры по адресу: <адрес> ФИО13. был признан незаконным и данную квартиру требовалось перераспределить, однако, несмотря на вынесенное решение, никаких действий по перераспределению квартиры по адресу: <адрес> командованием в/ч 12661 предпринято не было. В декабре 2009 года по программе Правительства РоссийскойФедерациивг.Хабаровскебольшоеколичествовоеннослужащих увольняемых в запас было обеспечено жильем, в том числе и в в/ч 12661, но истцу было предложено только жилье в г.Рязань, сдача которого запланирована на в 4 кв. 2010 г. Все указанные факты указывают на бездействие командования в/ч 12661 по обеспечению жильем семьи истца, что наносит его семье значительный материальный ущерб. Просит взыскать с войсковой части 12661 в его пользу расходы по найму жилья, вызванные умышленным не обеспечением его семьи жильем в период с сентября 2003 по ноябрь 2010г. в сумме 471 600 рублей, моральный вред в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец Колесников С.М. требования поддержал, суду пояснил, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 12661 в Железнодорожных войсках с 1988года. В 1999 году после заключения брака и рождения дочери он подал рапорт на постановку на очередь для улучшения жилищных условий, на основании которого был поставлен в очередь для получения квартиры. В 2001 году при переоформлении списков, его очередность была подтверждена. Таким образом, с 10 сентября 2001 года он был признан жилищной комиссией в\ч 12661 нуждающимся в жилье. В связи с отсутствие жилья в части, он не мог уволиться в 2001 году, и продлил контракт до 2006 года. В 2002 году войсковой части были выделены средства на закупку 10 квартир для увольняемых, но квартиру ему не предоставили. Узнав о том, что появились освободившиеся квартиры, и были распределены другим людям, он обращался к командиру части, однако, командование части мер по обеспечению его жилье не предприняло, и он был вынужден уволиться. Срок его службы превысил 20 календарных лет. Ему приходилось снимать жилье но, несмотря на то что, на тот момент, денежные средства за поднаем уже выделялись, компенсацию за поднайм он не получал. В 2005 году постановлением Правительства были введены компенсационные выплаты военнослужащим и военнослужащим запаса, осуществляющим поднаем жилья. С 2005 года было прекращено увольнение военнослужащих не обеспеченных жильем. Таким образом, те военнослужащие, которые подлежали увольнению, оставались в списках части, получали денежное довольствие и вместе с тем, получали компенсацию за поднаем жилья. В 2005 году он обратился в Военкомат с просьбой о назначении ему пособия за поднаем жилья. В войсковой части 12661 сложилось незаконные взаимоотношения с ним, он не обеспечивался жильем, несмотря на то, что квартиры распределялись, истец находился в очереди как нуждающийся внеочередник, и был лишен возможности обеспечивать себя и свою семью. Решением суда Кировского района г.Хабаровска было признано незаконным его исключение из списков очередников, и с этого момента военкомат возместил ему часть средств за поднаем жилья. Однако, военный комиссариат в 2009 году опять прекратил выплату денег в связи с тем, что произошла реорганизация и произошло новое толкование Постановления Правительства №909. Он начал снимать квартиру с января 1998 года по <адрес>, квартира принадлежит ФИО14 она собственник квартиры. В 1999 году он заключил брак с ее дочерью. Таким образом, сложилась такая ситуация, что на настоящий момент, по вине войсковой части истец не состоит в очереди на улучшение жилищных условий в виду того, что часть ликвидирована. Основанием предъявления иска явилось не обеспечение истца в установленном порядке жильем.

В судебном заседании представитель ответчика Парамонов Е.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что Постановлением Правительства №909 от 31 декабря 2004 года установлен порядок выплат денежных компенсаций за найм жилого помещения различным категориям военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы. Истец относится к военнослужащим, уволенным с военной службы и, соответственно, получает пенсионное обеспечение в Военкомате, где по его заявлению в установленном порядке должны производиться указанные расходы, выплаты за найм. В размерах, предусмотренных Постановлением правительства, в частности, для Хабаровского края размер компенсации установлен 3600 рублей. Надлежащим ответчиком по настоящему иску может быть только Военный Комиссариат, где истец состоит на учете. В войсковой части, лимиты денежных средств, и в частности на уволенных с военной службы, не предусмотрены сметой и не выделяются. По июнь 2009 года установленным порядком выплата денежной компенсации истцу производилась. Выплату денежной компенсации истцу за поднайм, на основании Постановления Правительства за № 909 начиная с июня 2009г. и по 2011г. должен производить Военный комиссариат. Войсковая часть не может являться ответчиком и нести в рамках исковых требований оплату за поднайм жилья истцу. Кроме того, у истца имеется жилая площадь, он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, учетная норма обеспеченности жильем в городе Хабаровске установлена 12 кв.м на человека. Ранее истцу выделялась квартира, которую он оставил супруге, комната в 13, 5 кв.м за ним осталась, он может проживать в ней. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, считает, что иск необоснован и удовлетворению не подлежит.

Истец обосновывает свои требования прежде всего тем, что бездействием командования воинской части по не обеспечению жильем его семьи он вынужден снимать жилье.

Как установлено судом, Колесников С.М. проходил службу в должности начальника мобилизационного отделения – заместителя начальника отдела организационно-мобилизационного и комплектования управления 1 Железнодорожного корпуса.

Протоколом №1 заседания жилищной комиссии части 12661 от 22.01.2002г. утвержденного командиром войсковой части 12661 от 24.01.2002г. Колесников С.М. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно даты подачи рапорта с 10.09.2001г.

03.03.2004г. Колесников С.М. уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным п.п. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 30.04.2004г. исключен из личного состава части, и на момент увольнения истца срок его службы в календарном исчислении составлял 25 лет и 6 месяцев.

Протоколом заседания жилищной комиссии №2 от 12.03.2005г., утвержденного командиром войсковой части 12661 Колесников С.М. снят с регистрационного учета нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.5 ч.1 статьи 56 ЖК РФ (в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет).

Вместе с тем, на момент принятия Колесников С.М. нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку в собственности жилья не имел, зарегистрирован в <адрес> не соответствующих действительности сведений при принятии его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Колесников С.М. не сообщал.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 17.07.2006г., которым удовлетворен иск Колесникова С.М. о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии №2 от 12.03.2005г., и Колесников С.М. восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, на основании ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязательны для суда.

Кассационным определением Дальневосточного окружного военного суда от 09.04.2009г. удовлетворен иск Колесникова С.М. о признании незаконным утвержденного командиром войсковой части решение жилищной комиссии от 10.05.2006г. о распределении квартиры <адрес>, жилищная комиссия обязана распределить названное жилое помещение в порядке очередности.

Основанием для принятия военным судом такого решения, которым конкретизирован правовой статус спорной квартиры, послужил установленный в судебном заседании факт распределения поступившего в воинскую часть жилого помещения ФИО15, минуя лиц, ранее принятых на учет, в том числе Колесникова.

В настоящее время Колесников С.М. является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, находится в списке внеочередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) войсковой части 12661 под номером 1.

Согласно справке №46 от 03.12.2010г. МУП г.Хабаровска «РКЦ» Абонентный отдел №6, Колесников С.М. зарегистрирован по месту жительства с 22.04.1997г. по настоящее время по адресу: <адрес>, совместно с ним зарегистрированы ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО18. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО19. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО20. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно свидетельства о заключении брака от № Колесников С.М. и ФИО21. заключили брак, и ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельства о рождении № у них родилась дочь ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ. – сын ФИО23 (свидетельство о рождении №№); ДД.ММ.ГГГГ. – дочь ФИО24. (свидетельство о рождении №№); ДД.ММ.ГГГГ. – сын ФИО26 (свидетельство о рождении №№).

Право военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и членов их семей на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы по льготным основаниям и переменой места жительства реализуется на основании ч. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями).

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ч. 2 п. 14 ст. 15 Закона предусматривает возможность ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение прямо закреплено и в ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55 часть 3, Конституции Российской Федерации).

Во исполнение требований приведенных Законов и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 года принято Постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", которым утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (с изменениями от 3 сентября 2008 г.) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;

в других городах и районных центрах - 3600 рублей;

в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

Основанием для выплаты указанных сумм является договор найма (поднайма) жилого помещения, который заключается в письменной форме и влечет за собой возникновение у нанимателя (поднанимателя) прав пользования жилым помещением для проживания в нем, и является юридическим фактом, порождающим у гражданина обязанность вносить плату за жилье и нести жилищные расходы, а у государства - обязанность выплачивать денежную компенсацию понесенных расходов.

Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО27. и Колесников С.М. заключили договор найма двух комнат, площадью 17,1 кв.м. и 17,2 кв.м. в <адрес> до августа 2009г., за предоставленные помещения Колесников С.М. обязан производить оплату в размере 8800 рублей в месяц.

Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО28. и Колесников С.М. заключили договор найма двух комнат, площадью 17,1 кв.м. и 17,2 кв.м. <адрес> до августа 2012г., за предоставленные помещения Колесников С.М. обязан производить оплату в размере 8800 рублей в месяц.

Из представленных истцом квитанций следует, что с 2008 по 2010годы он производил перевод денежных средств в размере 8800 рублей на расчетный счет, принадлежащий ФИО29

Как видно из представленного расчета и не отрицалось в судебном заседании истцом, военным комиссариатом Хабаровского края применительно к установленному Постановлением Правительства РФ 31 декабря 2004 г. №909 порядку Колесникову С.М. выплачивалась денежная компенсация за январь-август 2005г. – в размере 14400руб., сентябрь-декабрь 2005г. – в размере 7200 руб., за 12 мес. 2006г., 12 мес.2007г., 12 мес.2008г. – в размере 21600руб, соответственно, за 12 мес. 2009г. – в размере 64800руб., за 11 мес.2010г. – в размере 32400руб.

Учитывая, что истец в порядке, установленном законодательством получал денежные компенсации за найм жилья, нарушений прав истца в данном случае, суд не усматривает.

Следует также отметить, что факт бездействия командования воинской части, причинно-следственная связь между этим фактом и понесенными истцом расходами за найм жилья в судебном заседании не установлены.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, и данное обстоятельство не отрицалось истцом, в распоряжение воинской части жилье, которое могло бы быть распределено истцу на состав его семьи, не поступало, а от распределения соответствующего жилого помещения в г.Рязань Колесников С.М. отказался.

Ссылка истца на распределение жилых помещений другим военнослужащим, на основании представленных истцом протоколов жилищной комиссии, не принятие командованием воинской части действий по распределению квартиры <адрес>, не может расцениваться как бездействие со стороны органов военного управления, повлекшие причинение истцу вреда.

При таких обстоятельствах, положения статьи 1069 ГК РФ, которой предусмотрен обязательность возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, не могут быть применены, в связи с чем, в удовлетворении иска о взыскании суммы расходов за найм жилья с воинской части в размере 417600рублей должно быть отказано.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку судом не установлено нарушений неимущественных прав истца действиями ответчика, требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Колесникова ФИО30 к Войсковой части 12661 о взыскании расходов, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский райсуд г.Хабаровска.

Решение в окончательной форме составлено 09.02.2011г.

Судья: