о признании решения жилищной комиссии незаконной



Дело № 2-164\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 годаг. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Ковера Н.М.,

с участием истца Голубина А.С. и его представителя Вьюшиной И.И., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 20.10.2010 года сроком на три года,

представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Панжинской И.Э., действующей по доверенности от 12.04.2010 года сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубина ФИО9 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании решения жилищной комиссии незаконным, возложении обязанности признания его нуждающимся в улучшении жилищный условий, с последующим включением в список очередников с сохранением очередности с 10.01.2002 года,

У С Т А Н О В И Л:

Голубин А.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее – ГУ МЧС) о признании незаконным решения жилищной комиссии от 23.11.2010 г., возложении обязанности по включению в список претендентов на получение государственного жилищного сертификата с сохранением очередности с 2002 года.В обосновании заявленных требований указал, что проходит службу в ГУ МЧС, в Государственной противопожарной службе – с 08.08.1986 года. На основании уведомления об увольнении со службы от 30.09.2010 года, 05.08.2010 года обратился с рапортом на имя председателя жилищной комиссии ГУ МЧС, с просьбой о рассмотрении вопроса предоставления ему жилищного сертификата. Решением жилищной комиссии от 23.11.2010 года ему рекомендовано обратиться по данному вопросу в органы местного самоуправления, для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку сотрудники ГПС не относятся к категориям лиц, имеющих право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. С данным решением не согласен, поскольку оно нарушает его право на получение жилищного сертификата. Так, он имеет выслугу службы в ГПС более 10 лет, решением жилищно-бытовой комиссии 23 пожарной части МЧС России по Хабаровскому краю от 10.01.2002 года был принят в установленном порядке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, о чем внесена запись в книгу учета. В январе 2005 года для последующего прохождения службы был переведен в ГУ МЧС с сохранением очередности в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. В городе Хабаровске ему было представлено служебное жилое помещение. За период прохождения службы в ГПС МЧС жилым помещением обеспечен не был. Ссылаясь на нормы Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации, п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» просит удовлетворить его требования.

В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования - просит признать незаконным решение жилищной комиссии от 23.11.2010 года, обязать ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищный условий, с последующим включением в список очередников с сохранением очередности с 10.01.2002 года.

Истец и его представитель заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по изложенным в иске снованиям. Дополнительно истец пояснил, что при устройстве на службу в августе 1986 года подал рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как не был обеспечен жильем. В 2002 году подал рапорт повторно, в связи, с чем был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тот момент проживал в г. Амурске - по месту службы, в трехкомнатной квартире с женой и двумя сыновьями, квартира была приобретена по договору купли-продажи в 1996 году. В 2005 году квартира была продана, а он переведен к новому месту службы в г. Хабаровск. С 2005 года снимал жилье, на настоящий момент проживает в служебной квартире. Узнал, что не состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях в 2010 году, несмотря на то, что рапорта о постановке на учет подавал с 2008 года, но документы не принимали и только 24.11.2010 года ему выдали решение жилищной комиссии. На настоящий момент лицом, подлежащим увольнению, не является.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, пояснив, что 05.08.2010 года истец обратился с рапортом без приложения каких-либо документов, к рапорту от 15.11.2010 года им были представлены копии документов, из которых следует, что он решением жилищно-бытовой комиссии 23 пожарной части от 10.01.2002 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, зарегистрирован в книге учета под номером 11, основанием для постановки на учет явилось то, что размеры жилого помещения на 1 человека менее установленных норм. Недостоверность данных документов подтверждается следующим. В период с 26.06.1996 года по 15.06.2005 года истец являлся собственником трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 58,1 кв.м. жилой 43 кв.м., где проживал с семьей из трех человек (жена и два сына). Тем самым, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, учитывая, что на тот период времени основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлось обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее кв.м. жилой площади. В период с 01.10.2001 года по 17.01.2005 год истец не проходил службу в 23 пожарной части на территории г. Амурска, а проходил службы в должности заместителя начальника БОМГ в городе Комсомольске-на-Амуре, которое являлось самостоятельным подразделением УГПС УВД Хабаровского края и не входило в состав 23-ПЧ. На основании требования ГУ МЧС в адрес 23-ПЧ о предоставлении документов, подтверждающих достоверность сведений, указанных в справке о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступили факсовые копии объяснений должностных лиц 23-ПЧ, из которых следует, что все документы украдены из автомобиля одного из сотрудников, по данному факту возбуждено уголовное дело. Однако подтверждающие объяснения документы не представлены. При этом истец впервые предоставил указанную справку 28.10.2010 года, в ходе судебного разбирательства в Индустриальном районном суде г. Хабаровска. Истец не предоставил сведения об источниках финансирования за весь период прохождения службы. В ГУ МЧС истец проходит службу с 17.01.2005 года, в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, увольнению не подлежит ни по одному из оснований, дающих право на обсечение жилищным сертификатом. Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ, после 01 марта 2005 года полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, иные органы такими полномочиями не наделены. В связи, с чем учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУ МЧС велся до 01.03.2005 года. При проведении организационно-штатных мероприятий истец согласился с предложенной должностью начальника управления кадров и был назначен приказом от 29.11.2010 года № 113-НС. Рекомендации жилищной комиссии на заседании от 23.11.2010 года о необходимости обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в органы местного самоуправления, истцом выполнены.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, показаний свидетелей, судом установлены следующие обстоятельства.

Голубин А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит службу в ГПС:

- с 08.08.1986 года по 01.01.1989 года, и с 23.09.1992 года,

- с 01.05.1993 года по 01.10.2001 года в 23 пожарной части (г. Амурск),

- с 01.10.2001 года по 17.01.2005 года в БОМГ (г. Комсомольск-на-Амуре),

- с 17.01.2005 года в ГУ МЧС в г. Хабаровске,

- 30.09.2010 года ему было вручено уведомление об увольнении из органов ГПС МЧС России по Хабаровскому краю,

- 29.11.2010 года он назначен на должность начальника управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ МЧС (должность связана с обеспечением деятельности ГПС) с 01.12.2010 года, имеет звание полковника внутренней службы.

Согласно справки ГУ МЧС от 30.07.2010 года, истец имеет по состоянию на 01.08.2010 года выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 01 день, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.

На заседании жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю 23.11.2010 года при рассмотрении рапорта Голубина А.С. от 05.08.2010 года о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему рекомендовано обратиться для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы местного самоуправления.

Извещением от 21.01.2011 года ему в признании малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений отказано.

Как следует из заверенной копии договора купли-продажи от 15.06.2005 года, и не оспаривается истцом, он с 28.06.1996 года по 15.06.2005 года являлся собственником трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 58,1 кв.м. жилой 43 кв.м., где проживал с семьей из трех человек (жена и два сына).

По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании были допрошены свидетели:

ФИО5 (заместитель начальника по работе с кадрами 23 пожарной части г. Амурска), ФИО6 (начальник 23 пожарной части в г. Амурске), которые показали, что обстоятельства постановки на учет Голубина А.С. пояснить не могут, но он значился в книге учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ему была выдана справка и копия книги по его обращению 11.11.2010 года. Когда ФИО5 брал данную книгу для ксерокопирования, из его личного автомобиля были похищены эта книга учета в папке для документов и его шапка, в связи с чем возбуждено уголовное дело на основании его заявления от 29.11.2010 года.

Свидетель ФИО7 показал, что проходил службу в ГПС, с 1986 года по 1999 год в должности начальника 23 пожарной части, в отряде была очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, затем списки расформировали по частям, он эти списки утвердил. Книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий проверялись, как Главным Управлением, так и администрацией района. Относительно того, состоял ли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, Голубин А.С. пояснить не может, так как не помнит. Знает, что у Голубина А.С. была квартира в г. Амурске.

Спорные правоотношения регулируют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, (с последующими изменениями), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.

Согласно пунктов 5, 6, 7, 8 указанных Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание, в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Из числа этих граждан - участников подпрограммы, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на 10.01.2002 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Статьями 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Действующими по состоянию на 10.01.2002 года Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденными решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и Президиума Хабаровского краевого Совета профессиональных союзов от 21 февраля 1991 г. N 46 (утратило силу на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 30.03.05 № 73), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в Амурском районе, 8 квадратных метров и менее (п.2.1,2.1.1.).

В соответствии с Федеральным законом № 189 от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. признан утратившим силу Жилищный кодекс РСФСР и введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 52 жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", с последующими изменениями, утверждены Правилаучета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно пункта 6 которых, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий признаются, в том числе граждане, проходившие службу и уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с пунктом 7 Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Пунктами 9, 13, 14 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением документов. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

На сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации, распространяет свое действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I.

Согласно статье 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания полковники внутренней службы могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 50 лет.

Из приведенных правовых норм следует, что действительно, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, после 01.03.2005 года ведется органом местного самоуправления. Однако на момент рассмотрения рапорта истца, решался вопрос о его увольнении, он проживает в служебном жилом помещении, что ответчиком не оспаривается, тем самым относится к нуждающимся в улучшении жилищных условий, с момента продажи им квартиры в г. Амурске прошло пять лет (с 15.06.2005 года). Тем самым, рапорт Голубина А.С. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежал рассмотрению в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение жилищной комиссии от 23.11.2010 года является незаконным.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований обязать ответчика признать истца нуждающимся в улучшении жилищный условий, с последующим включением в список очередников с сохранением очередности с 10.01.2002 года.

Так, по состоянию на 10.01.2002 года истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом вышеприведенных правовых норм, поскольку проживал в принадлежащей на праве собственности квартире, обеспеченность жилой площадью на каждого члена его семьи составляла более 8 квадратных метров (43 кв.м. жилой площади, 4 члена семьи, на каждого приходится по 10,75 кв.м.). В связи, с чем иные доводы сторон относительно данного обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения спора. Несмотря на тот факт, что на дату обращения с рапортом от 05.08.2010 года, он уже являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что 29.11.2010 года назначен на должность и лицом, подлежащим увольнению не является, время достижения им предельного возраста пребывания на службе составляет более трех лет, оснований для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Голубина ФИО10 о признании решения жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю от 23.11.2010 г. незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю от 23.11.2010 года.

В удовлетворении требования Голубина ФИО11 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании его нуждающимся в улучшении жилищный условий, с последующим включением в список очередников с сохранением очередности с 10.01.2002 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 06 апреля 2011 года.

Судья:\Якимова Л.В.\Решение не вступило в законную силу.