Решением требования истца оставлены без удовлетворения



Дело № 2-579/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 мая 2011 годаг.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,

при секретаре Кеба В.А.,

с участием: представителя истца Петрова А.Ю.,

представителя ответчика Лопатиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рютина ФИО8 к ОАО «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате и взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Рютин В.В. обратился в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате за период с 19.10.2005 по 01.01.2011 года и взыскании задолженности по заработной плате, в обоснование указав, что работал в банке с 19.10.2005 года по 01.01.2011г. Заработная плата была установлена в форме оклада, на которую начислялся районный коэффициент в размере 20% Таким образом, Работодатель вместо установленного законодательством размера районного коэффициента- 30% оплачивал районы коэффициент в размере 20%. Расчетные листы, в которых отражался порядок начисления заработной платы, не выдавались. С января 2011 года заработная плата была увеличена за счет увеличения районного коэффициента на 10%. Таким образом, работодатель восстановил обязанность уплаты районного коэффициента в размере 30%.

При решении вопроса о применении районного коэффициента работодатель обязан был руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.191г. №76 «О некоторых мерах по социально- экономическому развитию районов Севера», согласно которому государственными органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать повышенные размеры районных коэффициентов к заработной плате при наличии необходимых денежных средств. Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти. Такое решение принято Исполнительным комитетом Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 года №154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», которым предприятиям и организациям было предоставлено право вводить повышенные коэффициенты к заработной плате при наличии необходимых средств и были установлены коэффициенты от 1,3 до 1,7 по районам края. Районный коэффициент Хабаровску был установлен 1,3 (30%). В связи с невыполнением работодателем своих обязанностей по оплате труда, предусмотренных трудовым договором и ТК РФ образовалась задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб., которую просит взыскать с ответчика, а также расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг нотариуса <данные изъяты> руб.

В судебное заседание истец Рютин В.В. не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца Петров А.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что снижение работодателем в одностороннем порядке районного коэффициента без уведомления работников с 30% до 20% не соответствует действующему законодательству и является его нарушением. Документ, на основании которого Банк произвел снижение и в дальнейшем повышение районного коэффициента, не представлен. Выплачиваемый районный коэффициент является одной из составляющих заработной платы, поэтому уменьшение в одностороннем порядке, является нарушением прав работника. Данное нарушение коснулось доверителя независимо от того, когда он был принят на работу. Банк ввел работника в заблуждение, утверждая о законности установленного коэффициента. Сокрытие данных по заработной плате произошло, в связи с тем, что в трудовом договоре с Рютиным В.В. не был указан размер районного коэффициента. Расчетные листки истцу не выдавались, а в представленных, размер коэффициента указан в конкретной сумме. Не обладая специальными познаниями, Рютин об установленном размере коэффициента не знал. Истец не обратился в суд раньше, т.к. юристы Банка считают, что права работников не нарушены. Срок истцовой давности, установленный ст.392 ТК РФ Рютиным не пропущен, т.к. о нарушении своего права он узнал в конце января 2011г. из разговоров с сотрудниками Банка. Обратившись за консультацией, он получил рекомендации по обращению с заявлением в суд. Поскольку данное нарушение было прекращено только в январе 2011г., требования истца, даже при условии пропуска срока обращения, подлежат удовлетворению за три месяца, предшествующие обращению в суд.

Представитель ответчика Лопатина Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях на исковое заявление. Суду пояснила, что банком при начислении и выплате заработной платы своим сотрудникам до 31.12.2010 года применялся районный коэффициент, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1997 года «О размерах районный коэффициентов к заработной плате…» и составляющий для работающих жителей Хабаровского края 20% должностного оклада. Выплата районного коэффициента в повышенном размере предусмотрена при изыскании необходимых средств. Банк не финансируется из источников, перечисленных в Законе №122-ФЗ. С января 2011 года решением правления банк взял на себя ответственность платить коэффициент в повышенном размере. Это право банка не является нарушением прав истца, т.к. ответчик является коммерческой организацией, поэтому использование повышенных размеров районных коэффициентов, установленных региональными и местными властями, на него не возложено, коллективным договором ОАО «Сбербанк России» такая обязанность также не предусмотрена. Истцу ежемесячно выдавались расчетные листки, он знал о размере выплачиваемого коэффициента, однако к работодателю за какими-либо разъяснениями в период с 10.2005 по 31.12.2010 года не обращался. Заработная плата за декабрь 2010г., была выплачена в течение недели перед новогодними праздниками. Рютин В.В. изначально принимался на работу с выплатой районного коэффициента 1,2, т.е. с соответствующими условиями. Истцом пропущен установленный ст.392 ТК РФ срок для обращения с иском в суд. Просила применить трехмесячный срок для разрешения трудового спора и в удовлетворении иска отказать.

Свидетель ФИО6 суду пояснил, что в период с 1997г. по 2008г. работал в Сбербанке России в должности начальника административного отдела, старшего инспектора АХО. До 2007г. в его подчинении находилось 4 человека рабочих, в том числе Рютин В.В. Как начальник отдела, свидетель ежемесячно ездил в бухгалтерию, где получал расчетные листки на себя и своих подчиненных, и выдавал их рабочим, в том числе лично Рютину В.В. Размеры начислений по заработной плате ему были известны из данных расчетных листков.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно п.56 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 при рассмотрении дела по иску о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы работника, трудовые отношения с которым не прекращены, надлежит учитывать то, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Следовательно, по смыслу закона, нарушение права работника на получение заработной платы в полном объеме, носит длящийся характер лишь в том случае, если такая заработная плата была начислена, но не выплачивалась работодателем и если трудовые отношения с работником не прекращены. Поскольку районный коэффициент в размере 30% работнику не начислялся, то невыплата районного коэффициента в указанном размере не свидетельствует о длящемся нарушении.

Как установлено в судебном заседании Рютин В.В. работал в ОАО «Сбербанк России» (ранее «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации») с 19.10.2005 года по 06.01.2011 года. Из пояснений представителя истца следует, что за период работы истец расчетные листки не получал, о размере районного коэффициента не знал, поскольку в расчетных листках указана только сумма выплаты, о нарушении трудовых прав ему стало известно в конце января 2011 года.

Согласно пояснениям свидетеля ФИО6 в период с 2005 по 2007г. им лично вручались расчетные листки работникам АХО, находящимся у него в подчинении, в том числе лично Рютину В.В.

Доказательств, подтверждающих вручение истцу расчетных листков в период с 2007г. по 2010г. суду не представлено. Кроме того, учитывая, что представленные в судебное заседание расчетные листки содержат по большей части сведения о сумме начисленной заработной платы, в том числе районном коэффициенте без указания его размера, суд находит причины пропуска срока уважительными и считает возможным восстановить срок для обращения Рютина В.В. в суд с требованием о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате за период с 10.2005 по 31.12.2010 года и взыскании задолженности по заработной плате.

Судом установлено, что ОАО «Сбербанк России» является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли.

Коллективными договорами «Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации» (в последствии ОАО «Сбербанк России») на 2004-2007, 2007-2010, 2010-2013 годы оплата районного коэффициента в повышенном размере не предусмотрена.

Истец был принят работу с 19.10.2005г. в хозяйственный отдел административного управления Дальневосточного банка Сбербанка России в должности рабочего, на основании приказа №-к, уволен 06.01.2011г. согласно приказу №-к от 06.12.2010г. При принятии на работу, истцу был установлен оклад <данные изъяты> руб. с надбавкой к заработной плате 30%, а также с Рютиным В.В. заключен трудовой договор, п.3.1. которого установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно. Изначально, истцу при приеме на работу выплачивался районный коэффициент к заработной плате в размере 20%, с 01.01.2011 года установлен коэффициент 30%. Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании были подтверждены и не оспаривались.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст.ст.21-22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены (с изменениями от 25 февраля 1994 г.), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для жителей Хабаровского края составляет 1,2, т.е. 20% должностного оклада.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 июля 1991 г. N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих", принятое в соответствии с вышеназванным Постановлением Совета Министров РСФСР предоставлено право предприятиям и организациям вводить районные коэффициенты при изыскании необходимых средств, с момента принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76, в пределах районных коэффициентов согласно Приложению (для г.Хабаровска 1,3, т.е. 30 % должностного оклада. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения и дополнения в редакции Законов Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

С введением в действие указанного закона произошли значительные изменения в выплате районных коэффициентов в части снижения их размеров. Так ст.26 указанного закона внесены изменения и дополнения в Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также в ст.316 ТК РФ и установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Поскольку ОАО «Сбербанк России» является коммерческой организацией, обязанность по установлению повышенных размеров районных коэффициентов на него не возложено, коллективным договором ОАО «Сбербанк России» такая обязанность также не предусмотрена, в связи с чем, суд находит исковые требования Рютина В.В. необоснованными и считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

Доводы представителя истца о нарушении прав Рютина путем установления при приеме на работу и выплаты районного коэффициента в размере 1,2, суд находит необоснованными, поскольку установление районного коэффициента в повышенном размере является правом Банка и соответствует нормам Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. Истцу изначально был установлен указанный размер заработной платы, коэффициент 1,2, поэтому какого-либо одностороннего снижения заработной платы в отношении Рютина банком не производилось.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Рютину ФИО9 в удовлетворении иска к ОАО «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате и взыскании задолженности по заработной плате отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18.05.2011г.

СудьяЕ.Ю.Якубанец