Дело № 2-603/2011г.Хабаровск
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
03 мая 2011 года
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьиЖельнио Е.С., при секретареКасьяновой Е.В.,
с участием: прокурора Цуриковой Т.А., представителя истицы Лысовой Е.П., представителей ответчика Шрамко В.В., Лебедева С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуруба ФИО9 к ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, премии, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Шуруба О.В. обратилась в суд с иском к ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты> на период отпуска по беременности и родам ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ она была письменно предупреждена об увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением с ДД.ММ.ГГГГ численности штата, приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена по п.2 ст.81 ТК РФ. Считает увольнение незаконным, поскольку: о прекращении срочного трудового договора не уведомлялась; приказ о сокращении численности штата до сведения работников не доводился; работники, имеющие преимущественное право на оставление на работе не определялись; уведомление об увольнении вручено менее чем за два месяца. Фактического сокращения численности штата не было, работодатель лишь изменил наименование, введены новые должности с теми же функциональными обязанностями. В связи с потерей работы она испытывала физические и нравственные страдания.
В ходе судебного разбирательства истица неоднократно дополняла и изменяла исковые требования, в окончательной редакции иска по состоянию на 28.04.2011 года Шуруба О.В. просила: восстановить ее на работе в должности <данные изъяты> ФБУ «Управление ДВО» и взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда из расчета среднедневного заработка 1285,94 руб.; взыскать с ответчика - невыплаченную премию за 2010 год в сумме 78870 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск - 18299,88 руб. (вызванную недоплатой премии и не включением выплаченной премии в средний заработок для исчисления компенсации), премию за 1 квартал 2011 года - 30282,50 руб., компенсацию морального вреда - 10000 руб..
В судебное заседание истица Шуруба О.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое суд находит возможным удовлетворить.
Представитель истицы Лысова Е.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что истица не была надлежащим образом извещена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, никакие вакантные должности, в том числе и во вновь созданном учреждении ей не предлагались.
Представители ответчика ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» Шрамко В.В., Лебедев С.Г. исковые требования не признали, суду пояснили, что в соответствии с указом Президента РФ и изданными во исполнение приказами, директивами и указаниями Министра обороны РФ предполагалась ликвидация ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа». В связи с этим, работники (в том числе и Шуруба О.В.) ДД.ММ.ГГГГ были уведомлены о предстоящем увольнении по ликвидации. Впоследствии срок проведения организационно-штатных мероприятий в отношении финансово-экономического управления был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью завершения финансового года и предоставления отчетности, что и было доведено до работников на собрании. Однако до настоящего времени решение о ликвидации ФБУ «Управление ДВО» не принято, в связи с чем, было изменено основание увольнения работников на увольнение по сокращению штата, новое уведомление было вручено Шуруба О.В. ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ она была уволена. Никакие вакантные должности истице не предлагались, поскольку таких должностей нет, все должности сокращены. Финансово-экономическое управление не было реорганизовано, а было создано новое учреждение - ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю». Поскольку трудовым законодательством установлена общая процедура увольнения в связи с ликвидацией организации и по сокращению численности или штата работников организации, работодателем требование о предупреждении истицы о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца соблюдено, о предстоящей дате увольнения Шуруба О.В. была информирована устно. ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» является самостоятельным вновь созданным учреждением, в связи с чем, обязанности по предложению истице вакантных должностей в данном учреждении у работодателя не было. Шуруба О.В. заявление о принятии ее на работу в ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» не подавала. В систему оплаты труда работников выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии) не входят, поэтому премии выплачиваемые истице по приказу Министра обороны РФ № 1010 в ДД.ММ.ГГГГ году не вошли в расчет среднего заработка. Размер премии устанавливался руководителем в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с трудовым вкладом работника в пределах выделенных лимитов. В ДД.ММ.ГГГГ году лимиты на выплату премии гражданскому персоналу не поступали. Просили взыскать с истицы, как заявившей неосновательный иск, в пользу ФБУ «Управление ДВО» компенсацию за потерю времени в сумме 3000 руб..
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования Шуруба О.В. о восстановлении на работе удовлетворить, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что Шуруба О.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята в <данные изъяты> ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» на должность <данные изъяты> по трудовому договору на период отпуска по беременности и родам ФИО5.
В соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 и в целях перехода с 01.01.2011 года на территориальный принцип финансирования войск (сил) вне зависимости от их подчиненности с сохранением трехуровневой системы доведения бюджетных ассигнований до получателей средств федерального бюджета Министром обороны РФ 10.06.2010 года издана директива № Д-60дсп, которой командующим войсками военных округов предписано к 01.10.2010 года предоставить в Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ согласованные с департаментом социальных гарантий МО РФ проекты изменений к штатам воинских частей с учетом исключения с ДД.ММ.ГГГГ финансово-экономических органов с сохранением количества учтенных в действующих штатах должностей по учету имущества и материальных запасов.
Во исполнение Указа Президента РФ от 06.07.2010 года № 843 «О составе Вооруженных Сил Российской Федерации» Министром обороны РФ была издана директива № Д-012 от 18.07.2010 года в соответствии с которой Управление Сибирского военного округа и Управление Дальневосточного военного округа подлежали переформированию в объединенное стратегическое командование Восточного военного округа в срок до 01.12.2010 года.
Указаниями № 205/2/0145 от 23.06.2010 года Министр обороны РФ потребовал завершить реорганизацию Восточного военного округа, организовать и обеспечить проведение ликвидационных мероприятий в срок до 01.10.2010 года.
Указанием № 205/2/795 от 30.11.2010 года Министр обороны РФ в соответствии с директивой МО РФ от 10.06.2010 года № Д-60дсп об исключении с 01.01.2011 года из штатов органов военного управления финансово-экономических органов и в целях обеспечения качественного закрытия бюджетного года, подготовки и предоставления бюджетной, налоговой и финансовой отчетности, а также мероприятий по расформированию финансово-экономических органов потребовал от руководителей органов военного управления, командующих войсками военных округов - обеспечить проведение организационно-штатных мероприятий по расформированию финансово-экономических органов воинских частей, организаций и издать приказы об их завершении в срок до 28.02.2011 года. Этим же указанием предписано направлять в адрес заместителя Министра обороны РФ необходимые ходатайства в отношении увольняемых военнослужащих и лиц гражданского персонала, расформировываемых финансово-экономических органов о приеме на работу в территориальные подразделения органов военного управления МО РФ и ОАО «Оборонсервис».
Несмотря на принятие вышеназванных решений, ликвидация ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» до настоящего времени не осуществлена.
ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» как юридическое лицо, созданное путем реорганизации ФБУ – войсковая часть 10253 в форме выделения из его состава согласно Приказа МО РФ № 1144 от 20.09.2010 года, зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шуруба О.В. было вручено уведомление: о предстоящей ликвидации Финансово-экономического управления ДВО; рассмотрении ее кандидатуры при наличии должностей во вновь создаваемом ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» с уведомлением об этом; а также предстоящем увольнении по п.1 ст.81 ТК РФ (ликвидация организации) при невозможности дальнейшего трудоустройства.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Шуруба О.В. было вручено уведомление о предстоящем увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ (по сокращению штата), в данном уведомлении отражено, что перевод на другую работу в ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» невозможен в связи с отсутствием вакантных должностей.
Согласно справок за подписью врио командующего войсками ДВО от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должности, замещаемые гражданским персоналом Шуруба О.В. не предлагались, в связи с их отсутствием в ФБУ «Управление ДВО».
Приказом п.п.врио начальника штаба ДВО № от ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего заработка.
Этим же приказом в соответствии с директивой Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и указанием от ДД.ММ.ГГГГ днем окончания организационно-штатных мероприятий финансово-экономического управления округа определено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке руководителя ФБУ «Управление ФО МО РФ по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в наличии была 101 вакантная должность, из которых 87 (в том числе нижестоящие) соответствовали уровню образования Шурубы О.В., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество соответствующих вакантных должностей сократилось до 56. Кандидатуры всех работников финансово-экономического управления ДВО были рассмотрены заочно (без заявлений) для размещения на должностях во вновь создаваемом ФБУ «Управление ФО МО РФ по Хабаровскому краю», в том числе и кандидатура Шуруба О.В.. Врио руководителя учреждения в отношении Шуруба О.В. положительного решения принято не было, в связи с чем, вакантные должности ей не предлагались. С заявлением о приеме на работу, в том числе в порядке перевода Шуруба О.В. не обращалась.
В соответствии со ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ликвидации организации (п.1) и сокращения штата работников организации (п.2). Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
В силу требований ст.ст.178-180 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии со ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что в ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» имело место сокращение штата работников, в связи с чем, основания для увольнения Шуруба О.В. по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ у ответчика были. ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» является вновь созданным учреждением, поэтому доводы истицы и ее представителя о том, что сокращения штата не было, суд находит необоснованным. Поскольку в результате организационно-штатных мероприятий в ФБУ «Управление ДВО» должности, замещаемые гражданским персоналом, в том числе финансово-экономического управления планово-экономического отдела, где работала истица, сокращены в полном объеме, у работодателя отсутствовали основания исследовать вопрос о наличии у истицы преимущественного права оставления на работе.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при увольнении истицы был нарушен порядок увольнения в связи с сокращением штата работников, предусматривающий письменное уведомление работника о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения. Как установлено в судебном заседании первоначально Шуруба О.В. была уведомлена о предстоящем увольнении по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 4 месяца до состоявшегося увольнения (доказательств того, что истица была уведомлена о продлении сроков организационно-штатных мероприятий не представлено), повторно истице вручено уведомление об увольнении по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 4 дня до увольнения. При этом ни в первом, ни во втором уведомлении не указана дата предстоящего увольнения. Доводы представителей ответчика о том, что о дате истица, как и все работники была извещена устно не влияют на законность увольнения, поскольку законом предусмотрена обязанность работодателя письменно уведомлять работника о дате предстоящего увольнения, что является одной из гарантий при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Кроме того, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Шуруба О.В. было разъяснено, что ее кандидатура будет рассмотрена при наличии должностей соответствующих ее квалификации во вновь создаваемом ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» с уведомлением ее об этом. Аналогичные положения содержатся в указании Министра обороны РФ № 205/2/795 от 30.11.2010 года о направлении необходимых ходатайств в отношении увольняемых лиц гражданского персонала, расформировываемых финансово-экономических органов воинских частей о приеме на работу в территориальные подразделения органов военного управления МО РФ и ОАО «Оборонсервис». В судебном заседании установлено, что в ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» вакантных должностей на момент увольнения истицы не было. Во вновь созданном ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» имелись вакантные должности, которые истица могла бы занять, однако они ей также не предлагались. Согласно представленной ответчиком справке кандидатура истицы рассматривалась руководством ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» заочно и не получила одобрения, однако Шуруба О.В. в нарушение уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об этом уведомлена не была.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что увольнение истицы незаконно, как произведенное с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с чем, истица подлежит восстановлению в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ и в ее пользу подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула (с зачетом выплаченного выходного пособия) в сумме 41826,67 руб. согласно следующего расчета: (169729,53 руб. (начисленная заработная плата за 12 месяцев предшествующие увольнению согласно справке, представленной ответчиком, истицей доказательств обратного не представлено) + 119600 руб. (премия за 2010 год, не включенная ответчиком в расчет среднего заработка в нарушение требований ст.139 ТК РФ)) : 228 дн. (отработанных за тот же период) * 44 дн. (вынужденного прогула) – 14008,89 руб. (выходное пособие).
Кроме того, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 8335,71 руб. вследствие не включения ответчиком в расчет среднего заработка премии выплаченной в ДД.ММ.ГГГГ году (289329,53 руб. : 29,4 * 27 дн. – 13806,72 руб. (выплаченная компенсация)). Доводы представителей ответчиков о том, что суммы, выплаченные истице по приказу МО РФ № 1010 от 26.07.2010 года являются выплатами дополнительного материального стимулирования, не входят в систему оплаты труда и не подлежат включению в средний заработок, суд находит необоснованными.
В соответствии со ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Согласно Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 года для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя.
К таким выплатам относятся: заработная плата; надбавки и доплаты; выплаты, связанные с условиями труда; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения и другие).
Приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых, в том числе на премии лицам гражданского персонала ВС РФ, которые в силу ст.129 ТК РФ относятся к стимулирующим выплатам, входящим в понятие заработная плата работника.
Требования истицы о взыскании с ответчика премии за ДД.ММ.ГГГГ года, выплачиваемой в соответствии с вышеназванным приказом МО РФ, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку как установлено в судебном заседании (сообщение руководителя ФБУ «Управление ФО МО РФ по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ №) объем бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и утвержденная расчетная сумма на одного человека до распорядителя бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года не доводилась, выплата в <адрес> года не производилась.
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истицы в части взыскания недоплаченной премии по приказу МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 78870 руб..
В соответствии с Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, утвержденного приказом МО РФ № 90 от 02.03.2001 года – выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач. Размер премии, выплачиваемой работнику, определяется по результатам его деятельности. Основанием для выплаты премии является приказ руководителя отдельного органа МО РФ с указанием ее конкретного размера (в рублях) каждому работнику.
Аналогичные положения содержит Положение о материальном стимулировании гражданского персонала финансово-экономического управления округа.
Согласно приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование устанавливаются для управлений военных округов министром обороны РФ. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в воинских частях и организациях ВС РФ на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Доведение объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и утвержденной расчетной суммы до распорядителей бюджетных средств осуществляется с учетом численности личного состава, стоящего у них на финансовом обеспечении. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала определяются по результатам исполнения должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истице премия выплачена в размерах, определенных приказами руководителя с учетом результатов исполнения должностных обязанностей, ее требования о взыскании премии из расчета объемов бюджетных средств, выделенных на одного гражданского служащего, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Поскольку в судебном заседании установлено, что увольнение истицы было произведено незаконно, чем нарушены ее трудовые права, суд считает необходимым удовлетворить требования Шуруба О.В. и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда, размер которой с учетом степени вины причинителя, обстоятельств дела, характера и степени причиненного вреда в виде нравственных страданий, суд считает необходимым определить в сумме 3000 руб..
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет городского округа «Город Хабаровск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере пропорциональном размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Предусмотренные законом основания для удовлетворения требования ответчика о взыскании с истицы в порядке ст.99 ГПК РФ компенсации за потерю времени отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шуруба ФИО9 удовлетворить частично.
Восстановить Шуруба ФИО9 в должности <данные изъяты> ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» в пользу Шуруба ФИО9 средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 41826 рублей 67 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 8335 рублей 71 копейку, компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска Шуруба О.В. отказать.
Взыскать с ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» в доход бюджета муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 1904 рубля 87 копеек.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В части восстановления на работе решение суда подлежит немедленному исполнению.
Судья/подпись/Жельнио Е.С.
Копия верна: СудьяЖельнио Е.С.