о признании права на приобретение в собственность земельного участка за плату



Дело № 2-642/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года                                   г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Ковера Н.М.,

с участием представителя истца Самойленко А.А., действующего по доверенности от 22.01.2011 г. сроком на один год,

представителя ответчика Шабатова Д.В., действующего по доверенности от 27.12.2010 года до 31.12.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волошенко ФИО6 к Администрации г. Хабаровска о признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Волошенко В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска о признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка площадью 111,0 кв.м. с кадастровым номером 27:23:020217:199, расположенного по адресу: <адрес>, используемого под огород, прилегающий к жилому дому. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом № , расположенный по <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок под жилым домом с кадастровым номером общей площадью 1047,71 кв.м. также принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэра г. Хабаровска № 2052, земельный участок площадью 111,0 кв.м. с кадастровым номером , расположенный в <адрес> по адресу: <адрес>, был предоставлен ему в аренду сроком на 5 лет для использования под огород, прилегающий к индивидуальному жилому дому, 30 июня 2010 года был заключен договор аренды, который зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Согласно передаточного акта от 30 июня 2010 года ДМС администрации г. Хабаровска передал, а он принял указанный земельный участок. Арендованный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером , с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 17 мая 2010 года и кадастровой выпиской о земельном участке от 28 января 2011 года. Предоставленный в аренду земельный участок он решил оформить в собственность за плату, для чего 08 февраля 2011 года обратился в департамент архитектуры,    строительства    и землепользования администрации г. Хабаровска. Однако 09 февраля 2011 года ему было отказано. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку земельный участок с кадастровым номером , находится у него на праве аренды, в соответствии с целевым использованием, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы земельного участка определены и уточнены на местности, является единым землепользованием домовладения № по <адрес>, что подтверждается Местоположением границ земельного участка    от    2010    года.

Фактически занимаемый им земельный участок общей площадью 1158,71 кв.м. условно поделен на два участка: 1047,71 кв.м. — собственность и 111,0 кв.м. — аренда, весь участок огорожен единым забором и индивидуально определен как единое целое. Местоположение границ земельного участка согласовано со всеми заинтересованными лицами: с заместителем директора ДМС администрации г. Хабаровска, с архитектором Северного административного округа ДАСиЗ администрации г. Хабаровска, со всеми смежными землепользователями. Сведения о том, что спорный земельный участок является зарезервированным, ограниченным в обороте или изъятым из оборота, наличие запрета на приватизацию в соответствии с ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», как основание к отказу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, ДАСиЗ администрации г. Хабаровска представлены не были. Считает отказ в предоставлении ему спорного земельного участка в собственность за плату незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные    права.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассматривать дело в его отсутствие, его представитель иск поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика иск не признал, указав, о том, что по сведениям кадастрового учета истец использует два земельных участка, при этом такого понятия как «единое землепользование» законодательство не содержит. Поскольку на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, его предоставление в собственность возможно путем проведения публичных торгов, кроме того земельный участок имеет обременения правами третьих лиц, так как через него проходят инженерные сети и коммуникации, в связи чем его отчуждение не представляется возможным. Тем самым, отказ администрации города Хабаровска в предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка за плату, направлен    на    защиту прав    иных    лиц.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом    установлены    следующие    обстоятельства.

Истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом № , расположенный по <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии <данные изъяты> от 08 сентября 2009 года). Земельный участок под жилым домом с кадастровым номером общей площадью 1047,71 кв.м. также принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <данные изъяты> от 08 сентября 2009 года.

24 июня 2010 года постановлением Мэра г. Хабаровска , земельный участок площадью 111,0 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный в Кировском районе г. Хабаровска по адресу: <адрес>, был предоставлен истцу в аренду сроком на 5 лет для использования под огород, прилегающий к индивидуальному жилому дому, 30 июня 2010 года был заключен договор аренды, который зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Согласно передаточного акта от 30 июня 2010 года ДМС администрации г. Хабаровска передал, а истец принял указанный земельный участок. В пункте 7.2 особых условий договора аренды, указано об обеспечении беспрепятственного доступа к инженерным сетям и коммуникациям.

Арендованный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 27:23:020217:176, с разрешенным использованием под индивидуальный жилой дом, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 17 мая 2010 года и кадастровой выпиской о земельном участке от 28 января 2011 года.

В месторасположении границ земельного участка, согласованного с заместителем директора ДМС администрации г. Хабаровска, с архитектором Северного административного округа по состоянию, на февраль 2010 года, площадь фактически занимаемого земельного участка указана 1 158,71 кв.м. под индивидуальный жилой дом, ограничений в пользовании не имеется, обременение правами других лиц: обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным сетям и коммуникациям, имеется описание смежеств.

Представителем истца также представлен акт об инвентаризации земель по состоянию на 15.02.1993 года, из которого следует, что истец занимает земельный участок под застройку, двор, сад, огород по адресу: <адрес>, размером 1180,9 кв.м.

Истец обратился в департамент архитектуры,    строительства    и землепользования администрации г. Хабаровска с целью оформить земельный участок размером 111,0 кв.м. в собственность за плату, однако 09 февраля 2011 года ему было отказано, со ссылкой об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность    под    огород.

    Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36). В силу ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков содержится в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащих отчуждению - в Федеральном Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Сведений о том, что спорный земельный участок относится к землям изъятым или ограниченных в обороте, зарезервированным, либо имеются иные основания, по которым он не подлежит отчуждению, в ходе судебного заседания не установлено.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 г. 1 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”).

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления, указанных в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, заключить с собственником расположенного на этом участке строения договор купли-продажи земельного участка вытекает из положений п.6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено, истец фактически владеет земельным участком мерою 1 158,71 кв.м., на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, надворные постройки (строения), а также сад и огород, при этом занимаемый земельный участок лишь условно разделен на два участка (переданный в собственность и в аренду). На земельном участке находится жилой дом, собственником которого является истец, в связи, с чем оснований к отказу в передаче в собственность за плату земельного участка мерою 111,1 кв.м., на основании ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного являются необоснованными доводы представителя ответчика о возможности предоставления в собственность части земельного участка фактически занимаемого истцом, размером 111, 1 кв.м., лишь посредством продажи с публичных торгов.

Нормой статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Тем самым, тот факт, что через земельный участок, занимаемый истцом, проходят инженерные сети и коммуникации, не влияет на права истца по приобретению занимаемого домовладением земельного участка в собственность, и не препятствует уполномоченным органам в случае необходимости, в установленном законом порядке, оформить публичный сервитут на спорный земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                       Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волошенко ФИО7 к Администрации г. Хабаровска о признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка удовлетворить.

Признать за Волошенко ФИО8 право на приобретение в собственность за плату земельного участка площадью 111,0 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, используемого под огород, прилегающий к жилому дому.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 14.06.2011 года.

Судья:                                    \Якимова Л.В.\

Решение не вступило в законную силу.