о признании права на получение жилищного сертификата



                                    Дело № 2-449\2011

                    Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года                            г. Хабаровск

    Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Ковера Н.М.,

с участием истца Маркова А.В. и его представителя Казанцева А.Г., действующего

на основании доверенности от 24.08.2010 года сроком на три года,

представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Носковой О.В., по доверенности от 12.04.2010 года сроком на три года,

представителя МЧС России и Дальневосточного регионального центра МЧС России – Гулич Ю.В., действующей по доверенностям соответственно от 26.05.2011 года на один год и от 08.12.2010 года на три года,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Марковой Л.П., Маркова В.А., Маркова С.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова ФИО13 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Дальневосточному региональному центру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи,

                У С Т А Н О В И Л:

Марков А.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, после произведенных уточнений требований, с иском о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи: жену Маркову ФИО14, сына Маркова ФИО15, сына Маркова ФИО16, невестку Маркову ФИО17, внучку ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р.. В обоснование своего требования Марков А.В. указал, что на основании приказа начальника ГУ МЧС РФ по Хабаровскому краю от 14 сентября 2010 года 39-НС он уволен с государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по ограниченному состоянию здоровья. 3 сентября 2010 года он обратился с рапортом к начальнику ГУ «21 отряд Федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю», в котором просил выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства. 13 сентября 2010 года получил ответ, которым в удовлетворении его рапорта было отказано. Считает, что на основании Правила выпуска и реализации сертификатов регламентированы в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, судом привлечено ГУ «21 отряд государственной противопожарной службы по Хабаровскому    краю», в качестве соответчиков - Дальневосточный региональный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - жену Маркову ФИО19, сына Маркова ФИО20, сына Маркова ФИО21, невестку Маркову ФИО22.

В    судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что все проживают одной семьей и ведут совместное хозяйство.    Представители ответчиков Главного управления МЧС России по <адрес>, МЧС России и Дальневосточного регионального центра МЧС России иск не признали, так как истец не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, не признавались членами его семьи в судебном порядке невестка и внуки. Представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России, считает что Центр является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третьи лица Маркова Л.П., Марков В.А., Марков С.А. иск поддержали в полном объеме, подтвердив, что проживают все одной семьей и ведут совместное хозяйство.

Представитель третьего лица ГУ «21 отряд государственной противопожарной службы по Хабаровскому    краю» в судебное заседание не явился, начальник просит рассматривать дело в их отсутствие, представлен отзыв на иск, в котором считают заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку до 01.03.2005 года, рапорт о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий истец не подавал.

Третье лицо Маркова В.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела судом, установлены следующие обстоятельства.

Марков А.В. проходил службу в должности начальника 3 пожарной части ГУ «21 отряд государственной противопожарной службы по Хабаровскому краю», 14 сентября 2010 года уволен с должности по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по состоянию здоровья, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 17 лет.

03.09.2010 года Марков А.В. обращался с рапортом на имя начальника ГУ «21 отряд государственной противопожарной службы по <адрес> о выдаче государственного жилищного сертификата.

Марков В.А. проживает с в служебном помещении (специализированном) по адресу:. <адрес>, составом семьи: жена Маркова ФИО23, сын Марков ФИО24, сын Марков ФИО25, невестка Маркова ФИО26, внучка ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Истцом представлены справки на себя и членов семьи об отсутствии на праве собственности жилых помещений. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

29.04.2011 истец с названным составом семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Хабаровска.     Спорные правоотношения регулируют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, (с последующими изменениями), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.

    Согласно пунктов 5, 6, 7, 8 указанных Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание, в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Из числа этих граждан - участников подпрограммы, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", с последующими изменениями, утверждены Правилаучета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно пункта 6 которых, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий признаются, в том числе граждане, проходившие службу и уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с пунктом 7 Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Пунктами 9, 13, 14 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением документов. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Согласно пункта 29 Правил, граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том что, истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата, как сотрудник Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащейся за счет средств федерального бюджета и уволенный со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность его службы календарном исчислении составляет более 10 лет, при этом он является нуждающимся в улучшении жилищный условий, как проживающий в служебном (специализированном) помещении, других жилых помещений на основании социального найма либо собственности не имеет. До предстоящего увольнения истец обращался с рапортом на имя своего непосредственного начальника о выдаче государственного жилищного сертификата, однако командир ГУ «21 отряд государственной противопожарной службы по Хабаровскому краю» перед органами местного самоуправления о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.

Разрешая требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи, суд учитывает ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14, и считает возможным признать в качестве членов семьи малолетних внуков истца, которые приходятся ему родственниками по нисходящей линии, факт волеизъявления на вселение внуков и совместного проживания одной семьей подтвержден в судебном заседании истцом и третьими лицами: женой и сыновьями. При этом суд не находит исключительных обстоятельств, для признания невестки истца членом его семьи, в целях реализации его права как сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России на получение государственного жилищного сертификата. Так, родственником, или лицом, состоящим у него на иждивении она не является, при этом обязательств по ее содержанию в силу закона у него не имеется. Истцом не представлено доказательств вселения ее в жилое помещение изначально в качестве члена семьи нанимателя и ведения с ним общего хозяйства, отсутствие у нее прав на другое жилое помещение и основания утраты этого права. Суд также учитывает непродолжительное время ее проживания в предоставленном ему служебном помещении. Заверенного надлежащим образом судебного акта, имеющего преюдициальное значение для данного спора, относительно прав Марковой В.И. на занимаемое помещение, истцом не предоставлено.

В целях реализации установленного права суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность произвести предусмотренные законом, в пределах их компетенции, действия связанные с оформлением и выдачей Маркову А.В. государственного жилищного сертификата на членов семьи, по его обращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                           Р Е Ш И Л:

    Иск Маркова ФИО28 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Дальневосточному региональному центру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи – удовлетворить частично.

    Признать за Марковым ФИО29 право на получение государственного жилищного сертификата с учетом в качестве членов семьи: жену Маркову ФИО30, сына Маркова ФИО31, сына Маркова ФИО32, внучку ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р..

    Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Дальневосточный региональный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий произвести по его обращению действия связанные с оформлением и выдачей Маркову ФИО34, государственного жилищного сертификата с учетом в качестве членов семьи: жену Маркову ФИО35, сына Маркова ФИО36, сына Маркова ФИО37, внучку ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внука ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р..

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 04 июля 2011 года.

Судья:                                        \Якимова Л.В.\

Решение не вступило в законную силу.