о защите трудовых прав



Дело № 2-1106/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года                                                                       г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Ковера Н.М.,

с участием истца Шевченко Н.В., представителя ответчика Федеральному бюджетному учреждению – Управление Дальневосточного военного округа Дука М.А., действующей по доверенности от 22.06.2011 на года год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко ФИО5 к Федеральному бюджетному учреждению – Управление Дальневосточного военного округа, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко Н.В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению – Управление Дальневосточного военного округа, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия в размере 4288,58 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 11161,53 руб., компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику в размере от 15450,11 руб. за каждый день задержки начиная с 22.03.2011 года по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в размере 4000 руб.. В обоснование иска указав, что она в период времени с 06.08.2008 года по 21.03.2011 года работала в должности главного экономиста и главного инженера в Дальневосточном квартирно-эксплуатационном управлении (территориальном), уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации. При окончательном расчете, в нарушение требований трудового законодательства, ей было выплачено выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск не в полном объеме, поскольку при исчислении среднего заработка не были учтены: премия в размере 20000 руб., выданная в июле 2010 года и часть заработной платы в сумме 25817,35 руб., выданной в июне 2010 года. А также в нарушение пункта 28 Правил об очередных и дополнительных    отпусках(утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г. N 169), ей выпалена не полная компенсация за 36 календарных дней, так как стаж ее работы на момент увольнения по ликвидации составлял 8 месяцев ( с 06.08.2010 года по 31.03.2011 года).

От ответчика ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступили возражения на иск, в которых указано, что с исковыми требованиями не согласны в полном объеме по следующим основаниям. Премиальные выплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" (вступил в силу с 1.01.2007г.) Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, и разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на выплату работникам премий по результатам службы (работы) и на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты. В соответствии с данным Указом Министром обороны только 28 марта 2009 г. был издан приказ N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», который предусматривал возможность ежеквартально производить выплату дополнительного материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств и устанавливал, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Анализ положений приказа МО РФ №115 позволяет прийти к выводу, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование не являются строго фиксированными по сроку их выплаты (ежеквартально), так как их выплата производится только при наличии следующих условий: установлена экономия бюджетных средств по итогам за квартал. Министром обороны утверждены распределение объемов бюджетных средств и расчетная сумма. Из вышеизложенного следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), определенные приказом Министра обороны 2009 г. №115, при расчете годового фонда оплаты труда организации не могут учитываться (выплата напрямую связана с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств) и соответственно в его состав не включаются (не могут быть включены, так как не являются обязательными), не относятся к оплате труда, установленной у работодателя - начальника ДКЭУ (т), предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации, в связи с чем не могут приниматься в расчет при расчете среднего заработка. В связи с изложенным, учитывая, что Министр обороны РФ не является работодателем для истца, в силу положений законодательства наделен полномочиями по направлению бюджетных средств на дополнительное поощрение гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, мнение истца о нарушении трудового законодательства в связи с не включением в расчет среднего заработка произведенных ей выплат на дополнительное материальное стимулирование (премий) в 2010 году не основано на законе. При расчете среднего заработка за период с марта 2010 года по февраль 2011 года, включению в расчет среднего заработка подлежали суммы перерасчета исходя из фактически начисленной истцу заработной платы и фактически отработанного им времени, т.е. только за март и апрель 2010 года в сумме 3865,93 рублей (а не весь перерасчет), что при производстве расчета было сделано и наглядно видно в представленном истцом расчете (сумма указана в графе октябрь 2010г.). При этом, непонятно чем руководствовался заявитель при производстве расчета среднего заработка с учетом дополнительной выплаты, предусмотренной приказом МО РФ № 115, разбивая по месяцам пропорционально полученную сумму в 20.000 рублей, а сумму перерасчета за период с 1.10.2008 года по апрель 2010г. включая в полном размере. Кроме того, истцом в расчет среднего заработка включена как вся сумма перерасчета в размере 25817,35 рублей, так и включенная работодателем сумма перерасчета за март-апрель 2010 года в размере 3865,93 рублей, что явно недопустимо в соответствии с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 25.05.2011 года № 182/2/7/946 правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, не имеется. Данная позиция поддержана Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (№22-2-4618 от 10 декабря 2010 года), осуществляющего функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда. Учитывая, что приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, изданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459, дублирует положения приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115, указанные выше разъяснения подлежат применению в отношении выплат, произведенных на основании приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115. Требования истца о взыскании в его пользу процентов за нарушение срока выплаты сумм, положенных при увольнении удовлетворению не подлежат, положение ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации применению не подлежат. Требования о компенсации морального вреда являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании истец заявленные требования уменьшила, вычтя из своих расчетов сумму перерасчета за март-апрель 2010 года в размере 3865,93 рублей и просит взыскать с ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» недоплату выходного пособия в размере 1 460,04 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8 096,13 руб., компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику в размере от 9 556,17 руб. за каждый день задержки начиная с 22.03.2011 года по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 4000 руб..

Представитель Федерального бюджетного учреждения – Управление Дальневосточного военного округа иск не признала, поскольку они являются ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком будет ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».

Представитель ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве содержатся просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Шевченко Н.В. работала в Дальневосточном квартирно-эксплуатационном управлении (территориальном) с 06.08.2008 года по 21.03.2011 года, уволена по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации. Данные обстоятельства подтверждаются трудовым договором, трудовой книжкой, выпиской из приказа начальника Дальневосточной квартирно-эксплуатационного управления (территориального) № 21.

При увольнении истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 19537,47 руб. (без учета вычета 13%) согласно следующего расчета: 219352,97 руб. (фактически начисленная заработная плата за последние 12 месяцев предшествующие увольнению) : 303,14 дн. х 27 (количество дней неиспользованного отпуска); выходное пособие в размере 23985,32 руб. (без учета вычета 13%) согласно следующего расчета: 218995,08 руб. (фактически начисленная заработная плата за последние 12 месяцев предшествующие увольнению) : 210 дн. х 23 дн., согласно представленных ФБУ – «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» записок-расчетов за подписью начальника отдела, ведущего экономиста, справок за подписью руководителя управления и начальника отдела.

Истцу в июле 2010 года работодателем были выплачены материальное стимулирование в размере 20000 руб. и сумма перерасчета в размере 25817,35 руб., выплаченная в июне 2010 года, что следует из пояснений истца и не отрицается ФБУ – «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».

    Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с изменениями от 28 декабря 2006 г., следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.

Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).

В силу ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Правовой нормой ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

На основании ст. 139 Трудового кодекса Российской для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, установлено, что

средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (п.10).

При определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке: ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода (п. 15).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели (п.11).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9).

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев (п.4).

Согласно пункта 28 Правил об очередных и дополнительных    отпусках (утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г. N 169), которое действует в этой части на настоящий момент, поскольку не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации, полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия, вследствие не включения ответчиком в расчет среднего заработка премии выплаченной в июне 2010 году в размере 20000 руб. и суммы перерасчета выплаченной в июне 2010 года в размере 21951,42 руб. (25817,35 руб. – 3865,93 руб.(сумма учтенная ответчиком)), а также расчетом компенсации за неиспользованный отпуск не за 36, а 27 дней неиспользованного отпуска, поскольку стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск у истца составляет более 5 с половиной месяцев (с 06.08.2010 по 21.03.2011 года, что следует из приказа об увольнении и не оспаривается ответчиком)

Доводы представителя ответчика о том, что не подлежит включению в средний заработок сумма перерасчета среднего заработка за период с марта 2010 года по февраль 2011 года и сумма, выплаченная истице в размере 20000 руб., поскольку является выплатами дополнительного материального стимулирования и не входит в систему оплаты труда, суд находит необоснованными.

Тем самым, суд принимает расчеты, составленные истцом:

- компенсации за неиспользованный отпуск: 232 686,30 (сумма выплат в расчетном периоде) : 303,14 (календарные дни) = 767, 60 (среднедневной заработок) Х 36 (дней отпуска) = 27 633,60 руб. (компенсация) – (17 756,01 руб. + 1 781,46 руб. – выплаченные суммы) = 8 096,13 руб.

- выходного пособия: 232 328,40 руб. (сумма выплат в расчетном периоде) : 210 (рабочее дни) = 1 106,32 руб. (среднедневной заработок) Х 23 (количество рабочих дней в следующем после дня увольнения месяце) = 25 445,36 (выходное пособие - (21 794,80 руб. + 2 190,52 руб. – выплаченные суммы) = 1 460,04 руб.

Итого недоплат: 8 096,13 руб. + 1 460,04 руб. = 9 556,17 руб..

Таким образом, с учетом пояснений сторон суд считает возможным взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу истца недоплаченную сумму.

    В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Поскольку ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» нарушен установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок выплат при увольнении, правовыми нормами предусмотрена возможность взыскания процентов на сумму этих средств, задолженность ответчиком перед истцом на настоящий момент не погашена, суд находит исковые требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплат при увольнении подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу истца по ее просьбе, суд находит возможным взыскать денежную компенсацию морального вреда, в связи с установленным фактом нарушения ее трудовых прав работодателем. С учетом установленных обстоятельств по делу, доводов сторон, а также требований разумности и справедливости, суд считает возможным определить денежную компенсацию морального вреда в 2000 рублей.

    Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевченко ФИО6 к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу Шевченко ФИО7 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 8 096,13 руб., выходное пособие в размере 1 460,04 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., а всего 11 556,17 руб..

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу Шевченко ФИО8 проценты за нарушение срока выплаты сумм, положенных при увольнении, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы 9 556,17 руб. за каждый день задержки, начиная с 22 марта    2011 года    на день фактического    расчета включительно.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в местный бюджет государственную пошлину в размере 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 05.08.2011 года.

Судья:                                        /Якимова Л. В./

    Решение не вступило в законную силу.