Дело № 2-841/2011 г.Хабаровск
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
07 июля 2011 года
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Жельнио Е.С., при секретаре Касьяновой Е.В.,
с участием истца Бетина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бетина ФИО8, Бетиной ФИО9 в своих интересах и в интересах ФИО10 к ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Бетин С.В., Бетина О.М. в своих интересах и в интересах ДД.ММ.ГГГГ обратились в суд с иском к ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес> в <адрес>, в обоснование указав, что Бетину С.В. данная квартира распределена в ДД.ММ.ГГГГ году по месту прохождения военной службы с заключением договора социального найма. Реализовать свое право на приватизацию квартиры в нарушение положений ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.51 ЖК РФ, ст.35 Конституции РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» они не могут, поскольку квартира не заявлена к учету в реестре федерального имущества, порядок передачи военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно не определен.
Истец Бетин С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Бетина О.М., Бетин И.С., представители ответчиков ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерства обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Мэра города Хабаровска № от ДД.ММ.ГГГГ Министерству обороны РФ (КЭУ ДВО) разрешено строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Министерству обороны РФ выдано разрешение на строительство жилого дома по <адрес>.
Постановлением Мэра города Хабаровска № от ДД.ММ.ГГГГ объекту недвижимости, расположенному в <адрес> (учтенному ранее по местоположению – <адрес>), присвоен учетный номер №. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт ввода в эксплуатацию законченного строительством жилого дома по адресу <адрес>.
На основании решения жилищной комиссии штаба округа от ДД.ММ.ГГГГ Бетину С.В., нуждавшемуся в предоставлении жилого помещения, на состав семьи три человека (в том числе жену Бетину О.М., ФИО10) была распределена двухкомнатная <адрес> в <адрес> общей площадью 55,7 кв.м, жилой – 42,9 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ с Бетиным С.В. заключен договор социального найма жилого помещения в отношении указанной квартиры. Истцы зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Бетин С.В. имеет звание <данные изъяты>, выслуга военной службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении <данные изъяты>, первый контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас в связи с <данные изъяты>. Законность предоставления спорной квартиры истцам не оспаривается, другого жилья Бетины не имеют, право на приватизацию жилого помещения ранее не реализовывали, государственный жилищный сертификат и денежная ссуда на строительство и приобретение жилья не выдавались, право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано (доказательств обратного не представлено).
Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой о составе семьи, выпиской из послужного списка, выпиской из приказа об увольнении, договором социального найма жилого помещения, выпиской из протокола жилищной комиссии, лицевым счетом, справками Объединенного стратегического командования Восточного военного округа, свидетельствами о заключении брака и о рождении, поквартирной карточкой, карточкой регистрации, сведениями Управления Росреестра по Хабаровскому краю и Управления технической инвентаризации., техническим и кадастровым паспортами.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии со ст.ст.2, 6, 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по договору найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами и оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.ст.218-219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» при совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре в соответствии с Положением.
В силу требований п.п.3-4, 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года № 447 объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации федеральное имущество, в том числе недвижимое (жилое или нежилое помещение). Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы) в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц). Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
Согласно п.п.1, 2 п/п «б, к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
В соответствии со ст.ст.244-245 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что истцы в силу положений ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеют право на передачу жилого помещения в собственность бесплатно, однако реализовать данное право в установленном законом порядке не имеют возможности, поскольку указанное жилое помещение, не заявлено к учету в реестре федерального имущества, порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно не определен.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ, ст.ст.11-12 ГК РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Нарушенные или оспоренные гражданские права, могут быть защищены способами, предусмотренными Кодексом, одним из которых является признание права. Предъявление требований о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.
Невозможность приватизации занимаемого на условиях договора социального найма жилого помещения в установленном законом порядке, нарушает права истцов, предусмотренные ст.35 Конституции РФ, ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Нарушение права гражданина должно быть устранено государством, и поскольку иного способа защиты права на приобретение жилья в собственность законодательством РФ не предусмотрено, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, признав за Бетиным С.В., Бетиной О.М., ФИО10 право общей долевой собственности на квартиру <адрес> в равных долях по 1/3 доле за каждым.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бетина ФИО8, Бетиной ФИО9 в своих интересах и в интересах ФИО10 удовлетворить.
Признать за Бетиным ФИО8, Бетиной ФИО9, ФИО10 право общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес> в <адрес> в равных долях по 1/3 доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.07.2011 года.
Судья Жельнио Е.С.
Копия верна: Судья Жельнио Е.С.