о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск



Дело № 2-1116/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года                                                               г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Наконечного С.И., при секретаре Якушевой Н.В.,

с участием с участием истца Юбко Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юбко ФИО4 к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства исходя из расчета дневного заработка

У С Т А Н О В И Л:

Юбко Л.М. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия в размере 771,12 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 4984,49 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 руб., возложении обязанности произвести выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства за май 2011 года и последующие месяцы из расчета 1256,94 руб. в день. В обоснование иска указав, что она в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> в Дальневосточном квартирно-эксплуатационном управлении (территориальном), уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации. При окончательном расчете, в нарушение требований трудового законодательства, ей было выплачено выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск не в полном объеме, поскольку при исчислении среднего заработка не были учтены: премия в размере 30000 руб., а также не учтена часть заработка за март 2010г. в размере 273 руб. и часть заработной платы в сумме 20576,81 руб., выданной в июне 2010 года.

От ответчика ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» поступил отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признают.

От ответчика ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступили возражения на иск, в которых указано, что исковые требования признают частично на сумму недоплаченного выходного пособия 26,45 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск 5,61 руб., в связи с допущенной опиской при расчете не учтена сумма 273 рубля. В остальном с иском не согласны, по следующим основаниям. Премиальные выплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" (вступил в силу с 1.01.2007г.) Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, и разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на выплату работникам премий по результатам службы (работы) и на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты. В соответствии с данным Указом Министром обороны только 28 марта 2009 г. был издан приказ N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», который предусматривал возможность ежеквартально производить выплату дополнительного материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств и устанавливал, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Анализ положений приказа МО РФ №115 позволяет прийти к выводу, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование не являются строго фиксированными по сроку их выплаты (ежеквартально), так как их выплата производится только при наличии следующих условий: установлена экономия бюджетных средств по итогам за квартал. Министром обороны утверждены распределение объемов бюджетных средств и расчетная сумма. Из вышеизложенного следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), определенные приказом Министра обороны 2009 г. №115, при расчете годового фонда оплаты труда организации не могут учитываться (выплата напрямую связана с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств) и соответственно в его состав не включаются (не могут быть включены так как не являются обязательными), не относятся к оплате труда, установленной у работодателя - начальника ДКЭУ (т), предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации, в связи с чем не могут приниматься в расчет при расчете среднего заработка. В связи с изложенным, учитывая, что Министр обороны РФ не является работодателем для истца, в силу положений законодательства наделен полномочиями по направлению бюджетных средств на дополнительное поощрение гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, мнение истца о нарушении трудового законодательства в связи с не включением в расчет среднего заработка произведенных ей выплат на дополнительное материальное стимулирование (премий) в 2010 году не основано на законе. При расчете среднего заработка за период с марта 2010 года по февраль 2011 года, включению в расчет среднего заработка подлежали суммы перерасчета исходя из фактически начисленной истцу заработной платы и фактически отработанного им времени, т.е. только за март и апрель 2010 года в сумме 3323,04 рублей (а не весь перерасчет), что и было сделано при расчете среднего заработка. При этом, непонятно чем руководствовался заявитель при производстве расчета среднего заработка с учетом дополнительной выплаты, предусмотренной приказом МО РФ № 115, разбивая по месяцам пропорционально полученную сумму в 30000 рублей, а сумму перерасчета за период с 1.08.2008 года по апрель 2010г. включая в полном размере. В соответствии с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 25.05.2011 года № 182/2/7/946 правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, не имеется. Данная позиция поддержана Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (№22-2-4618 от 10 декабря 2010 года), осуществляющего функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда. Учитывая, что приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, изданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459, дублирует положения приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115, указанные выше разъяснения подлежат применению в отношении выплат, произведенных на основании приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. N 115. С учетом изложенного требование о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные требования, просила взыскать недоплаченные при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 382,74 руб., выходное пособие в размере 2091,16 руб., компенсацию морального вреда в размере 3473,90 руб., возложить обязанность произвести выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства из расчета 1 164,67 руб.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала.

Представители ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа», ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд установил.

Юбко Л.М. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дальневосточном квартирно-эксплуатационном управлении(территориальном) в должности <данные изъяты>, была уволена п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, что указано в параграфе приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу в июле 2010 года работодателем было выплачено материальное стимулирование – премия, в размере 30000 руб., что не отрицается ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».

    Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с изменениями от 28 декабря 2006 г., следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.

Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).

В силу ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

На основании ст. 139 Трудового кодекса Российской для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, установлено, что

средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (п.10).

При определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке: ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода (п. 15).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели (п.11).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9).

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев (п.4).

Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии оснований для включения спорной премии при определении среднего заработка для расчета компенсации за отпуск и выходного пособия, так как данная премия не является выплатой социального характера и выплатой, не относящейся к оплате труда - материальной помощью, оплатой стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другой аналогичной выплатой.

Согласно приложению о Порядке определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к приказу от 28 марта 2009 г. № 115 Министра обороны Российской Федерации издан «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации    дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (далее именуется - материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (далее именуются - фонды). Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.

С учетом буквального толкования положений Приложения к указанному приказу спорная премия, выплачиваемая гражданскому персоналу является материальным стимулированием и выплачивается в пределах фондов оплаты труда, а, следовательно, входит в систему оплаты труда как дополнительное вознаграждение по результатам работы, что следует так же из пункта 6 Указа Президента Российской Федерации РФ от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти".

Как установлено судом при определении среднего заработка истца не была учтена премия по итогам первого полугодия 2010 года в размере 30 000 руб. С учетом того, что в расчетный период включаются месяцы с марта по июнь 2010 года указанная премия должна включаться размере месячной части за каждый месяц согласно расчета 30 000 : 6 * 4 = 20000руб.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия, вследствие не включения ответчиком в расчет среднего заработка премии выплаченной в июне 2010 году в размере 20000 руб. и описки в расчете на сумму 273 рубля, признанной ответчиком.

Тем самым, суд принимает расчеты, составленные истцом:

- компенсации за неиспользованный отпуск: 259721,18 руб. (сумма выплат в расчетном периоде) : 317,86 (календарные дни) = 817,10 (среднедневной заработок) Х 6 (дней отпуска) = 4902,6 руб. (компенсация) – (3670,44 руб. + 849,42руб. – выплаченные суммы) = 382,74 руб.

- выходного пособия: 259721,18 руб. (сумма выплат в расчетном периоде) : 223 (рабочее дни) = 1164,67 руб. (среднедневной заработок) Х 23 (количество рабочих дней в следующем после дня увольнения месяце) = 26787,41 (выходное пособие - (20055,08 руб. + 4641,17 руб. – выплаченные суммы) = 2 091,16 руб.

Общая сумма задолженности составила: 382,74 руб. + 2 091,16 руб. = 2473,19 руб., которая подлежит взысканию с ответчика ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», с учетом того, что финансовое обеспечение осуществляется данной организацией в порядке, определенном приказом начальника аппарата Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 г. № 0228 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации».

При этом суд не находит основания для возложения на ответчика обязанности произвести пересчет выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства за май 2011 года и последующие месяцы из расчета 1 164,67 руб. в день, поскольку эта выплата, в силу ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится работнику исходя из сохраняемого за ним среднего заработка, исчисляемого работодателем в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу истца по ее просьбе, суд находит возможным взыскать денежную компенсацию морального вреда, в связи с установленным фактом нарушения ее трудовых прав работодателем. С учетом установленных обстоятельств по делу, а также требований разумности и справедливости, суд считает возможным определить денежную компенсацию морального вреда в 1000 рублей.

    Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчикам подлежит взысканию госпошлина от уплаты которой истец освобождена.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Юбко ФИО4 к Федеральному бюджетному учреждению «Управление Дальневосточного военного округа», Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства исходя из расчета дневного заработка – частично удовлетворить.

    Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу Юбко ФИО4 задолженность по оплате выходного пособия в размере 2091 рубль 16 копеек, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 382 рубля 74 копейки, компенсацию морального вреда в размер 1000 рублей.

В остальной части иска отказать.

    Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» бюджет муниципального образования Городской округ город Хабаровск государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.

    Мотивированное решение составлено 03.08.2011г.

Судья      (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:     Судья                                                                           С.И. Наконечный

Подлинник решения подшит в дело № 2-1116/2011, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь                                                                                                  ____________