Дело № 2-1641/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2011 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Кузиной Д.Н.,
с участием истца Кольцова С.В.,
представителей ответчика Молоковой А.В., Быковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцова ФИО6 к Федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконными действия (бездействия) по невыплате материального стимулирования, взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Кольцов С.В. обратился в суд с иском к ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа», ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконными действия (бездействия) по невыплате материального стимулирования, взыскании премии за 1 квартал 2011г. в сумме 120000 рублей.
В обоснование указал, что работал по срочному трудовому договору в управлении Восточного военного округа в должности главного <данные изъяты> Приказом начальника Штаба Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № уволен по инициативе работника 01 апреля 2011г. На основании приказа МО РФ от 26.07.2010г. №1010 и указаний Врио командующего войсками №4313 были составлены списки гражданского персонала управлений отделов и служб округа для дополнительного материального стимулирования по результатам исполнения ими должностных обязанностей в первом квартале 2011г. Рапорт в отношении Кольцова С.В. заместителем командующего войсками округа по МТО не составлен, в списки гражданского персонала для доп.материального стимулирования, истец не включен, дополнительное материальное стимулирование не получал. Считает данное решение незаконным, поскольку в 1 квартале 2011г. исполнял свои трудовые обязанности. К дополнительному материальному стимулированию не представляются лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей. Кольцов С.В. к данной категории лиц не относится, к дисциплинарной ответственности не привлекался. Соответственно, имеет право на получение доп.материального стимулирования. Просит признать незаконными действия (бездействия) заместителя командующего войсками округа по МТО, связанные с не выплатой истцу материального стимулирования по результатам исполнения должностных обязанностей в 1 квартале 2011г., взыскать денежные средства в виде премии в размере 120000 рублей, а также расходы по оплате справки банка в сумме 150 руб. и гос.пошлины в сумме 200 рублей.
Определением суда от 11.10.2011г. произведена замена ответчика- ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа» на надлежащего- ФБУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
В судебном заседании Кольцов С.В. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в 1 квартале 2011г. исполнял свои обязанности по должности. Исходя из положения приказа МО РФ №1010 и указаний руководителя Объединенного стратегического командования Восточного военного округа подлежала выплате премия. Срок предъявления требования не истек, т.к. Указание датировано 21.06.2011г., иск подан в сентябре 2011г. Сумма определена истцом исходя из установленной цифры в Указании №- в 30000 рублей и коэффициента 4, согласно пп. «б» п.8 приказа №1010. Трудовой договор, который был с ним заключен был стандартным, дополнительная премия не включалась в оплату труда. Отказ в выплате ему дополнительного материального стимулирования считает незаконным, т.к. деньги на выплату спускаются исходя из штатной численности. Требования о взыскании указанной суммы заявлены к ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», т.к. служба, где работал истец состояла там на финансовом обеспечении.
Представитель ответчика- ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Согласно письменного отзыва представитель ответчика ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» исковые требования не признал, указав, что ФБУ «УФО Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций; осуществляет свою деятельность с 01 января 2011г., а в части начисления и выплаты заработной платы работникам воинских частей и учреждений, зачисленных на финансовое обеспечение, с 01 марта 2011г. Согласно заключенных договоров между Учреждением и воинскими частями, последние обязаны своевременно представлять документы, необходимые для начисления денежного довольствия, заработной платы и иных выплат подчиненному личному составу, и несут ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, а также за нарушение прав военнослужащих и гражданского персонала. Учитывая, что решение о выплате истцу дополнительного материального стимулирования по результатам исполнения должностных обязанностей в первом квартале 2011г. соответствующим должностным лицом, не принималось, рапорт, с указанием размера премии, не подавался, приказ на выплату премии не издавался, соответственно требования истца о взыскании премии с Учреждения не основано на законе и заявлено к ненадлежащему ответчику.
Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ утвержден приказом МО РФ №1010 от 26.07.2010г., согласно которому фонд материального стимулирования формируется за счет лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия и заработной платы на соответствующий год; данная дополнительная выплата не является обязательной для всех, т.к. формируется за счет экономии бюджетных средств. Отсутствие порядка определения размера материального стимулирования, уменьшения либо его лишения позволяет сделать вывод о предоставлении соответствующему командиру права единолично оценить служебную деятельность подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала, и исполнение ими должностных обязанностей. Размер дополнительного материального стимулирования определяется непосредственно командирами (начальниками) исходя из размера расчетной суммы и объема бюджетных средств, распределенных распорядителем бюджетных средств на соответствующее подразделение, в зависимости от численности личного состава. Требования истца о взыскании в его дополнительного материального стимулирования в четырехкратном размере доведенной расчетной суммы не основано на законе и удовлетворению не подлежит. Просит в иске отказать и взыскать с истца, как стороны заявившей неосновательный иск, в пользу ответчика компенсацию за фактическую потерю времени в размере 5000 руб.
Представитель ответчика ФБУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Быкова С.Н. заявила ходатайство о применении к заявленным требованиям срока исковой давности, т.к. истец был уволен 01.04.2011г. По существу заявленных требований пояснила, что выплата дополнительного материального стимулирования не является обязательной, производится только по выделенным лимитам, в расчет заработной платы не входит. Это стимулирующая премия. Кольцов С.В. не был включен в рапорт и в списки на выплату данной премии, т.к. был уволен на момент, когда лимиты были доведены до сведения. Истец на тот момент не являлся гражданским персоналом ФБУ «ОСК ВВО».
Представитель ответчика Молокова А.В. просит в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям. Суду пояснила, что в списки на премию руководителем отдела включались работающие лица. Дополнительная премия не входит в заработную плату, определяется непосредственно начальником.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Поскольку требования истцом заявлены относительно не включения его в список гражданского персонала, представляемого к дополнительному материальному стимулирования, по требованию от 21.06.2011г., выплата доп.материального стимулирования произведена в августе 2011г., иск подан в сентябре 2011г., следовательно срок исковой давности для обращения с иском в суд Кольцовым С.В. не пропущен. Ходатайство представителя ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, Кольцов С.В. с 01.12.2010г. по 01.04.2011г. работал в ФБУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в должности <данные изъяты> (л.д.19-22).
Приказом начальника Штаба Восточного военного округа Кольцов С.В. уволен 01 апреля 201г. по собственному желанию, по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. Данным приказом предусмотрена выплата премии за апрель 2011г. в сумме 34 рубля, а также надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы 70,8 % (л.д.13).
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. С целью стимулирования производительного труда работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, работодатель может использовать различные виды поощрения, например объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и др.
Согласно ст.ст.129, 135-136 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26.07.2010г. утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
На основании данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели осуществляются за счет экономии бюджетных средств. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Как установлено судом, Кольцов С.В. в списки для дополнительного материального стимулирования, согласно требованиям приказа МО РФ №1010 и указаний руководителя Департамента социальных гарантий Минобороны России №182/1/1/1411 от 16.06.2011г., непосредственным руководителем не включался, приказ о его премировании не издавался.
На основании пояснений по заполнению форм списков (л.д.18) в списки включался весь личный состав. На день доведения лимитов выделенных средств на дополнительное материальное стимулирование, Кольцов С.В. был исключен из списков личного состава, в связи с увольнением.
Как следует из п.2 приказа Министра обороны РФ №101 от 26.07.2010г. выплаты дополнительного материального стимулирования по результатам службы (работы) производятся военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим)…. Данный вид премии не включается в состав заработной платы (систему оплаты труда), не носит регулярный характер выплаты, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, премирование лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (работающим) производится по результатам работы за месяц, квартал, год. Ежеквартальная премия выплачивается за счет экономии бюджетных средств в пределах доведенных на эти цели лимитов. Фонд экономии распределяется между лицами гражданского персонала с учетом личного вклада каждого (по результатам исполнения должностных обязанностей).
Премии, как часть заработной платы, представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по должностному окладу, т.е. дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной частью заработной платы.
С учетом того, что поощрение работников за добросовестный труд путем выплаты денежных премий, а также определение размера такого поощрения является исключительным правом работодателя, а не его обязанностью и может устанавливаться им в зависимости от их вклада в результаты деятельности, при этом включению в списки подлежат только работающие лица гражданского персонала, действия ФБУ «ОСК ВВО» о невыплате дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2011г. являются законными, а требование истца о признании взыскании с ответчика премиального вознаграждения в размере 120000 руб., суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, ФБУ «УФО Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» работодателем Кольцова С.В. не являлся, обязанности по выплате заработной плате, иных выплат перед истцом не имеет, осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части и других воинских частей (подразделений) на основании договора на обслуживание №10003 от 31.12.2010г.
Требования ответчика- ФБУ «УФО Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» о взыскании с истца компенсации за фактическую потерю времени не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты каких-либо судебных расходов. Кроме того, в силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Данное право истца не может расцениваться как недобросовестность стороны.
Руководствуясь ст. ст. 167,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Кольцова ФИО7 к Федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконными действия (бездействия) по невыплате материального стимулирования, взыскании денежной суммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02.11.2011 года.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1641/2011 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Д.Н.Кузина