о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате



Дело № 2-617/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м    Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

01 июня 2011 года                                     г. Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Наконечного С.И.,

при секретаре Кудиновой Н.В.,

с участием: истца Киселева М.Ю., его представителя Петрова А.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год, представителя ответчика Лопатиной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева ФИО8 к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате, взыскании задолженности по заработной плате

У С Т А Н О В И Л :

Киселев М.Ю. обратился в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате за период с 01.04.2005 года по 31.12.2010 года до размера 1,3 и взыскании задолженности по заработной плате за указанный период в сумме 278284,58 руб., судебных расходов, в обоснование указав, что работал в банке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В период с июля 1999 года по апрель 2005 года заработная плата выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 30 %, а с 01.04.2005 года до 31.12.2010 года - 20 %. Факт уменьшения районного коэффициента на 10% был скрыт за счет увеличения других выплат, поэтому заработная плата не уменьшилась. При определении размера подлежащего применению районного коэффициента работодатель обязан был руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» и решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 года № 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», которыми предприятиям и организациям было предоставлено право вводить повышенные коэффициенты к заработной плате при наличии необходимых средств в размере от 1,3 до 1,7 по районам края, по г.Хабаровску 1,3 (30 %). В соответствии со ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать районный коэффициент в размере, предусмотренном действующим законодательством. Просит возложить на ответчика обязанность по доначислению районного коэффициента к заработной плате за период с 01.04.2005 года по 31.12.2010 года до размера 1,3 и взыскании задолженности по заработной плате за указанный период в сумме 278284,58 руб., взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя 6000 руб. и нотариуса 400 руб.

В судебном заседании истец Киселев М.Ю. иск поддержал по основаниям в нем изложенным, просил его удовлетворить. О том, что работодатель в одностороннем порядке изменил районный коэффициент, он не знал.

В судебном заседании представитель истца Петров А.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что снижение работодателем без уведомления работников в одностороннем порядке районного коэффициента с 30 до 20 % не соответствует действующему законодательству. Дальневосточный банк ввел коэффициент для всех работников филиала в размере 30 %, начислял и выплачивал его до апреля 2005 года, в связи с чем, данное условие оплаты труда стало для ответчика обязательным. Об изменении размера районного коэффициента истец работодателем не уведомлялся, расчетные листы не выдавались, нарушение по выплате районного коэффициента в меньшем размере было прекращено в январе 2011 года, когда истец узнал о нарушении своих трудовых прав, в связи с чем, заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности не подлежит применению.

Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» Лопатина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что банком при начислении и выплате заработной платы своим сотрудникам до 31.12.2010 года применялся районный коэффициент, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1997 года «О размерах районный коэффициентов к заработной плате…» и составляющий для работающих жителей г.Хабаровска 20 % должностного оклада. С 01.01.2011 года в связи с наличием значительной прибыли решением правления банк взял на себя обязательство выплачивать районный коэффициент в повышенном размере – 30 %. Изменение применяемого размера районного коэффициента с 30 до 20 % с 01.04.2005 года не нарушает права истца, банк является коммерческой организацией и начисление повышенного районного коэффициента является его правом, а не обязанностью. В соответствии с требованиями закона работодатель обязан знакомить работника с изменением оклада (тарифной ставки), обязанности знакомить с нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения у работодателя в силу закона нет. ФЗ № 122 от 22.09.2004 года были внесены изменения в Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст.316 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы устанавливается Правительством РФ, органы государственной власти и местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Истцу выдавались расчетные листки, он знал об изменении размера районного коэффициента и мог своевременно обратиться за защитой нарушенного права, однако не сделал это в установленный законом трехмесячный срок. Просила отказать в удовлетворении иска за пропуском срока на обращение в суд.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что является бывшим сотрудником банка, расчетные листки в спорный период на руки не выдавались.

Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения, показания свидетеля, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу требований ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно п.56 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 при рассмотрении дела по иску о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы работника, трудовые отношения с которым не прекращены, надлежит учитывать то, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Как установлено в судебном заседании Киселев М.Ю. работал в ОАО «Сбербанк России» (ранее «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя истца следует, что за период работы Киселев М.Ю. расчетные листки не получал, об изменении размера районного коэффициента не знал, поскольку его снижение было компенсировано увеличением должностного оклада, о нарушении трудовых прав ему стало известно в январе 2011 года. Никаких данных, опровергающих это утверждение истца, ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая дату обращения в суд с иском – 25.03.2011 года, дату увольнения истца 11.01.2011 года и принимая во внимание сохранение за работодателем обязанности по оплате труда в полном объеме в период всего срока действия трудовых отношений, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с иском Киселевым М.Ю. не пропущен.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу требований ст.ст.21-22, 129, 132, 135, 148 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из устава ОАО «Сбербанк России» видно, что ответчик является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли.

Коллективными договорами «Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации» (впоследствии ОАО «Сбербанк России») на 2004-2007, 2007-2010, 2010-2013 годы оплата районного коэффициента в повышенном размере не предусмотрена, размер подлежащего применению районного коэффициента не указан.

В трудовом договоре с истцом и приказе о приеме на работу также не указан размер подлежащего применению районного коэффициента. Согласно приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ истцу был установлен оклад в размере 1200 руб. с выплатой 30 % надбавки к основному окладу.

В период работы Киселева М.Ю. с 15.07.1999 года по 11.01.2011 года размер применяемого районного коэффициента изменялся и составлял: с 15.07.1999 года по 01.04.2005 года – 30 %, с 01.04.2005 года до 01.01.2011 года – 20 %, с 01.01.2011 года и по день увольнения – 30 %. Размер должностного оклада Киселева М.Ю. неоднократно изменялся, с каждым изменением истец был ознакомлен под роспись, что подтверждается его личной карточкой.

В соответствии с положениями Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 года «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения», #G0#M12293 0 9032727 24257 1625628740 4224782998 716044448 2658949810 389628930 2223575205 4294967294 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года N 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов крайнего Севера», Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 09.01.1986 года № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, и расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», Постановления Министерства труда РФ от 11.09.1995 года № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» - лицам, работающим в южных районах Дальнего Востока (в том числе в г.Хабаровске) установлены процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате размер которых составляет 30 % (10 % по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % в зависимости от стажа работы) и 1,2 (20 %) соответственно. Указанные надбавка и коэффициент, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 года N 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» предприятиям и организациям предоставлено право вводить районные коэффициенты при изыскании необходимых средств, с момента принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года N 76, в пределах районных коэффициентов согласно Приложению (для г.Хабаровска предельный районный коэффициент установлен в размере 1,3 (30 %). Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в Закон РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и в статью 316 ТК РФ, в соответствии с которыми размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Поскольку в настоящее время на федеральном уровне не установлен единый районный коэффициент для работников различных отраслей экономики в соответствующем районе или местности, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, которыми были установлены районные коэффициенты для работников соответствующих отраслей в определенном районе или местности.

Учитывая, что ОАО «Сбербанк России» является коммерческой организацией, на которую нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения обязанность по установлению повышенных размеров районных коэффициентов не возложена, коллективным договором и иными локальными актами общества повышенный размер районного коэффициента для лиц, работающих в г.Хабаровске не установлен, а размер районного коэффициента, начислявшегося и выплачивавшегося в оспариваемый истцом период соответствует размеру, установленному нормативными актами, суд находит исковые требования Киселева М.Ю. необоснованными и считает необходимым отказать в их удовлетворении.

Доводы истца и его представителя о том, что районный коэффициент в размере 30 % приобрел для ответчика обязательную силу с момента его фактического установления, и не мог быть снижен в одностороннем порядке без соответствующего уведомления работников, суд находит необоснованными. Изменение размера районного коэффициента путем приведения его в соответствие с размером, установленным трудовым законодательством, не нарушает трудовые права работника. Кроме того, в связи с одновременным увеличением должностного оклада с 01.04.2005 года, уменьшения размера заработной платы Киселева М.Ю. не произошло, что подтверждается расчетными листками.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Киселева ФИО8 к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о возложении обязанности по доначислению районного коэффициента к заработной плате, взыскании задолженности по заработной плате – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08.06.2011 года.

    Судья