об оспаривании предписания незаконным



Дело № 2-619/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года                                                                          г.Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Наконечного С.И.,

при секретаре: Кудиновой Н.В.,

с участием: представителя заявителя Шестова В.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя заинтересованного лица Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района А.П. Шадрина об оспаривании предписания Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

             Глава Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района А.П. Шадрин обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ . В обоснование заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Пономарчук О.А. главе Мичуринского сельского поселения Шадрину А.П. было вынесено предписание «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы», которым предписано: организовать обустройство ледовой переправы на <адрес>) в 150 метрах выше по течению от лодочной станции (<адрес>) в соответствии с <данные изъяты> (<данные изъяты>); предъявить        ледовую       переправу       к техническому освидетельствованию, получить разрешение на эксплуатацию и поставить ледовую переправу на учет в инспекторском подразделении «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю»; до выполнения указанных в предписании мероприятий в 10-дневный срок принять меры к недопущению выезда автомобилей и другой техники на не    разрешенную    (не    санкционированную)    вышеуказанную    ледовую переправу. Считает указанное представление необоснованным, нарушающим его права и законные интересы. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 18 Устава Мичуринского сельского поселения в структуру органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения входит глава Мичуринского сельского поселения.     В свою    очередь,    должность     главы     администрации Мичуринского    сельского    поселения    в    структуре    органов    местного самоуправления Мичуринского сельского поселения отсутствует. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В целях решения данного вопроса, необходимые мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья администрацией поселения в рамках имеющихся у нее полномочий проводятся в полном объеме. Так, ежегодно администрацией поселения утверждаются планы мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в Мичуринском сельском поселении (постановления администрации Мичуринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, постановлением администрации Мичуринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по недопущению выезда автотранспорта и выхода граждан на неокрепший ледовый покров рек и озер на территории Мичуринского сельского поселения в зимний период 2010/2011 год» пользование несанкционированными ледовыми переправами, выезд автотранспорта и выход граждан на неокрепший ледовый покров рек и озер категорически запрещено. В местах вероятного выезда транспорта и выхода людей на ледовый покров водоемов установлены аншлаги по недопущению несанкционированного движения транспортных средств. Помимо этого, администрацией поселения предприняты следующие меры, обеспечивающие безопасность людей на водном объекте - реке <данные изъяты> в районе <адрес>: установлен знак «выезд на лед запрещен»; созданы заграждения из песка и снега; в Управление ГИБДД УВД по Хабаровскому краю направлено письмо о согласовании размещения дорожных знаков «Въезд запрещен»; проведены необходимые совещания по обеспечению безопасности людей на водных объектах в зимний период. Между тем, обустройство ледовой переправы, получение разрешения на ее эксплуатацию в компетентных органах, совершение иных действий, необходимых для обустройства и эксплуатации ледяной переправы в обязанности главы Мичуринского сельского поселения в соответствии с нормами Федерального закона № 131-ФЗ, иными нормативными правовыми актами не входит. Исходя из п. 6.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ -пр (далее по тексту - Правила) организация переправы и безопасность пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения, наблюдение за состоянием ледяного покрова, В свою очередь, глава Мичуринского сельского поселения, как и администрация Мичуринского сельского поселения, эксплуатацию ледовой переправы не осуществляет. Необходимо     отметить,     что     ледовая     переправа,     которую предписывает      организовать      старший      государственный      инспектор инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», какие-либо населенные пункты между собой не связывает,    стихийно    организована    гражданами    для    осуществления подледной рыбалки. Вместе с тем, Отраслевыми дорожными нормами ОДН 218.010-98, утвержденными Приказом ФДС России от 26.08.98 № 228 определено, что под ледовыми переправами понимаются переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги (пункт 1.3 ОДН 218.010-98). Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправы и безопасного пропуска транспортных средств по ним; регулирование движения; наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед; восстановление переправ (пункт 1.4 ОДН 218.010-98). Ледовые переправы на автомобильных дорогах организуют в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы в зимний период и при образовании на водных преградах требуемого ледяного покрова (пункт 2.1 ОДН 218.010-98). Таким образом, необходимость в организации ледовой переправы на <адрес>) в 150 метрах выше по течению от лодочной станции (<адрес>) отсутствует. Оспариваемое предписание нарушает     права и законные интересы заявителя, поскольку, не только незаконно возлагает на него обязанности по оборудованию ледовой переправы, но и создает возможность привлечение его за неисполнение предписания к административной ответственности. Просит признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы», вынесенное старшим государственным инспектором инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Пономарчук О.А. главе Мичуринского сельского поселения Шадрину А.П.

             В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.

В судебном заседании представитель заявителя Шестов В.Г., заявление поддержали, просил его удовлетворить по основаниям в нем изложенным.

            Представитель заинтересованного лица Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю Божко К.И. с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, суду пояснил, что на основании п. 1 Положения о Центре ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю является организацией, предназначенной для решения задач по надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательных и иных нормативно правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативно правовых актов, технических норм и правил по вопросам пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах, а так же для участия в поиске и спасении людей на водных объектах в Хабаровском крае. На основании п. 16 Положения о Центре ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю так же осуществляет в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни на переправах. Во исполнении своих функций 14.01.2011 г. Центром ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю было издано распоряжение о проведении патрулирования на водных объектах в границах зоны ответственности инспекторского участка Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. Лицами уполномоченными на проведение патрулирования были назначены: старший государственный инспектор по маломерным судам ФИО13 Александрович и государственный инспектор по маломерным судам ФИО2. В ходе патрулирования водных объектов в границах зоны ответственности инспекторского участка Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю государственным инспектором ФИО2 была обнаружена несанкционированная ледовая переправа на <адрес>) съезд на лед <адрес> в 150 метрах выше по течению от лодочной станции (<адрес>). По данному факту был составлен акт технического освидетельствования переправы на льду от ДД.ММ.ГГГГ . На основании п.6.6. Постановления Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 N 143-пр ответственность за обеспечение безопасности жизни людей на ледовой переправе возлагается на администрацию организации, эксплуатирующей переправу. На основании п.26 ч.1. Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В связи с тем, что эксплуатирующих организаций выявлено не было, обеспечение безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относится к компетенции мичуринского муниципального образования, тем более что данный участок принадлежит так же мичуринскому муниципальному образованию. Главе мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района было вынесено предписание об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы от ДД.ММ.ГГГГ с предложением: обустроить ледовую переправу, предъявить ее к техническому освидетельствованию, получить разрешение на эксплуатацию и поставить ее на учет в Центре ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. До выполнения вышеуказанных мероприятий главе мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района было предписано принять меры к недопущению выезда автомобильной и другой техники на несанкционированную ледовую переправу. На основании данного вышеуказанного предписания Центром ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ было распоряжение Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю о проведении внеплановой, выездной проверки с целью проверки исполнения вышеуказанного предписания, о чем глава мичуринского сельского поселения был уведомлен. В результате данной проверки было выявлено то, что никаких мер направленных на узаконивание ледовой переправы либо на прекращение ее деятельности принято не было. Однако вместе с тем главой мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района было вынесено постановление, направленное на прекращение несанкционированной ледовой переправы которое до окончания зимы выполнено не было. Данный факт так же подтверждает то, что в обязанности Главы мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района входит обеспечение безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в том числе обустройство ледовых переправ организации эксплуататоры у которых отсутствуют, либо принятие мер по недопущению их эксплуатации. Просил отказать в удовлетворении требований Главы Мичуринского сельского поселения.

    Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд установил.

            Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии Муниципального образования Мичуринского сельского поселения было постановлено: зарегистрировать Шадрина ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, избранного главой мичуринского сельского поселения на выборах ДД.ММ.ГГГГ; выдать Шадрину А.П. удостоверение установленного образца. ДД.ММ.ГГГГ Шадрин А.П. распоряжением Главы Мичуринского сельского поселения вступил в должность главы Мичуринского сельского поселения.

    ДД.ММ.ГГГГ Старшим государственным инспектором инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» О.А. Пономарчук вынесено предписанием , которым на Главу Администрации Мичуринского сельского поселения Шадрина А.П. возложены обязанности по обустройству ледовой переправы в соответствии с ОДН 218.010-98 (<данные изъяты>); предъявления ледовой переправы к техническому освидетельствованию, получение разрешения на эксплуатацию и постановку ледовой переправы на учет в инспекторском подразделении «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Хабаровского района. Для выполнения вышеуказанных мероприятий установлен десятидневный срок, а также установлена обязанность, принять меры к недопущению выезда автомобильной и другой техники на не разрешенную (не санкционированную) ледовую переправу.

    ДД.ММ.ГГГГ Глава Мичуринского сельского поселения А.П. Шадрин направил и.о. первого заместителя Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса письмо в котором указал, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей <данные изъяты> на <адрес> в результате несанкционированного выезда рыбаков на личном автотранспорте на лед, во исполнение протокола совещания от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Мичуринского сельского поселения были проведены мероприятия: установлен знак «выезд на лед запрещен»; созданы заграждения из песка и снега; в управление ГИБДД направлено письмо о согласовании дорожных знаков «Въезд запрещен»; проведены совещания по обеспечению безопасности людей на водных объектах в зимний период.

      Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Мичуринского сельского поселения был утвержден план мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Мичуринского сельского поселения, Хабаровского муниципального района, Хабаровского края на 2011 год.

      ДД.ММ.ГГГГ Главой Мичуринского сельского поселения было постановлено: запретить на территории Мичуринского сельского поселения пользование несанкционированными ледовыми переправами, а также выезд автотранспорта и выход граждан на неокрепший ледовый покров рек и озер; главному специалисту администрации Мичуринского сельского поселения ФИО10 в срок до 26.11.2010г. подготовить и установить в местах вероятного выезда транспорта и выхода людей на ледовый покров водоемов аншлаги, по недопущению несанкционированного движения транспортных средств вне ледовых переправ; провести разъяснительную работу в общеобразовательных учреждениях и организациях, расположенных на территории Мичуринского сельского поселения об опасности передвижения по стихийно организованным ледовым переправам и выхода на неокрепший лед в срок до 30 ноября 2010 года.

В соответствии с ч.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.18 Устава Мичуринского сельского поселения структуру органов местного самоуправления составляет Совет депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района, глава Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района, администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района. В соответствии со ст.30 Устава Глава сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления сельского поселения, является высшим должностным лицом сельского поселения, и наделен настоящим Уставом и в соответствии с Федеральным законом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ» п.п.1.1.-1.5., 1.10. Настоящая Инструкция предназначена для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией ледовых переправ на сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, на временных зимних автодорогах и т.д. Действие Инструкции распространяется на изыскание, проектирование, строительство и эксплуатацию ледовых переправ. Ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги. Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправы и безопасного пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения; наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед; восстановление переправ. Статус ледовых переправ, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозок автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с областными (районными) Администрациями и территориальными органами ГИБДД МВД России в части безопасных условий движения транспорта и пешеходов. Обслуживающий персонал ледовых переправ обязан обеспечить безаварийную и бесперебойную работу переправы в соответствии с утвержденными графиками работы, их исправное техническое состояние, охрану и сохранность имущества, инвентаря, инструментов и материалов на переправе, правильную эксплуатацию, своевременное техническое обслуживание, ремонт и содержание всех конструкций, машин, механизмов и устройств переправы, оказание первой медицинской помощи.

В соответствии с п.п.6.1, 6.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2006 г. № 143-пр, проектирование, строительство и эксплуатация ледовых переправ осуществляется в соответствии с Отраслевыми дорожными нормами (ОДН 218.010-98) на основании разрешения на оборудование ледовой переправы, выдаваемого исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Ответственность за обеспечение безопасности жизни людей на ледовой переправе возлагается на администрацию организации, эксплуатирующей переправу. Организация переправы и безопасность пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения, наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций съездов на лед и восстановление переправ возлагаются на организации, эксплуатирующие ледовые переправы.

           Ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению безопасности жизни людей на ледовой переправе при отсутствии организации, эксплуатирующей такую переправу. Как указано выше, соответствующая обязанность должна быть возложена на администрацию организации, эксплуатирующей переправу, однако, наличие такой организации должностным лицом, вынесшим предписание, установлено не было.

При таких обстоятельствах должностным лицом Центра ГИМС оспариваемым предписанием на Главу муниципального образования, фактически, возложена не существующая обязанность, что нельзя признать законным.

             Кроме того, судом установлено, что ледовая переправа, являющаяся предметом оспариваемого предписания, была стихийно организована гражданами для осуществления подледной рыбалки, какие-либо населенные пункты между собой не связывает. Также установлено, что администрацией Мичуринского сельского поселения были приняты меры по обеспечению безопасности людей на водном объекте - <адрес>, и меры по предотвращению выезда людей на указанную в предписании ледовую переправу, что подтверждается материалами дела.

Поскольку обязанность по обустройству ледовой переправы, а также по предъявлению ее к техническому освидетельствованию, получение разрешения на ее эксплуатацию и постановку на учет, была возложена на Главу Администрации Мичуринского сельского поселения Шадрина А.П. неправомерно, в нарушение действующего законодательства, то предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Пономарчук О.А. главе Мичуринского сельского поселения Шадрину А.П., следует признать недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Главы Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района А.П. Шадрина об оспаривании предписания Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

    Предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Старшим государственным инспектором инспекторского участка Хабаровского района «Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» О.А. Пономарчук в адрес Главы Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района признать недействительным.

    Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Кировский суд г. Хабаровска.

    Мотивированное решение составлено 07.06.2011г.

Судья: